На прошлой неделе прошел очередной, IV съезд Российского профсоюза работников культуры. Его участники обсудили современное положение работников культуры, приняли программу действий на пять лет и обращение к властям страны. Вновь избрано прежнее руководство профсоюза - председатель Геннадий ПАРОШИН и его заместитель Александр СУДАКОВ, а состав президиума обновился почти наполовину. Наш корреспондент побывал на съезде и побеседовал с делегатами об их впечатлениях от съезда и недавней акции протеста, о региональных проблемах, ожиданиях и надеждах.
КОРОТКО О СЪЕЗДЕ
По замечанию одного из первых выступавших - председателя комитета по культуре Госдумы Иосифа Кобзона, организация съезда заставила участников окунуться в атмосферу советских партийных пленумов. Все организовано очень правильно: отчет председателя профсоюза Геннадия Парошина, отчет председателя ревизионной комиссии Клавдии Копёнкиной, приветствия гостей из “братских республик”. Признание “правильности курса”, выбранного на прошлом съезде. Можно было бы похлопать и дальше пойти этим столь правильно выбранным путем.
Однако не все так гладко. Лейтмотив съезда - мизерная зарплата работников культуры и вообще невнимание власти к проблемам отрасли. Причем все это - несмотря на правильность действий и позиции профсоюза в социальном партнерстве, заключенные отраслевые тарифные соглашения с федеральными агентствами, рост зарплаты за 5 лет в 4,8 раза... В итоге, как сказал Геннадий Парошин, “работники культуры приходят к осознанию необходимости таких форм коллективных действий, как забастовки, митинги и пикеты”.
В чем источник проблем? Ответ выступающих, всех без исключения, - позиция власти. Это и разграничение полномочий, и многоуровневое финансирование. В результате чего 98% учреждений культуры находятся в ведении муниципалитетов, получающих меньшую, чем федеральный центр и даже регионы, часть налоговых поступлений или вообще лишенных полномочий формировать бюджет.
Ответ профсоюза на эти процессы - изменение в тактике и структуре перераспределения полномочий между первичными и территориальными организациями профсоюза, направленные на укрепление территориальных организаций. Плюс все новые и новые попытки наладить “социальное партнерство” с властью. Так, прямо со съезда уехал на встречу с президентом Путиным председатель Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Михаил Кузьменко. Причем надежды выступавших из президиума, а также разговаривавших со мной “в кулуарах” делегатов связываются скорее не с изменением профсоюза, а с изменением позиции власти. Хотелось бы, чтобы эти надежды оказались не более долговечными, чем сами бюджетные учреждения культуры.
Ну и коротко о переизбрании руководства профсоюза. Председатель и его заместитель были переизбраны единогласно. 45% обновления в президиуме, по словам заместителя председателя профсоюза Александра Судакова, - это обычное обновление, “нормальная, здоровая ротация”.
КОММЕНТАРИИ ДЕЛЕГАТОВ СЪЕЗДА
Раиса ВОЛКОВА, председатель Новосибирского обкома профсоюза:
- Раиса Михайловна, каково впечатление от съезда?
- Это просто очередной съезд. Окончился срок полномочий Центрального комитета, избранного на пять лет. Очень много больных вопросов - у нас ведь самый многоотраслевой профсоюз. У нас и полиграфисты, и артисты, и библиотечные работники, и журналисты, все люди творческих профессий - писатели, художники и так далее. И в каждой отрасли культуры свои проблемы. Если брать полиграфию, то это уже промышленные предприятия. Да и тот же театр оказывается целым заводом: там есть швейное и красильное производство, столярные работы.
Общая проблема - низкая зарплата. Вот, например, у нас в области библиотекарь или работник Дома культуры на селе получает 2,5 тысячи. В городе - 3 - 3,5 тысячи. Основное, что нас беспокоит, - культура перестала быть приоритетом в политике, ее нет в выдвинутых президентом социальных программах, где в качестве важнейших направлений названы образование, здравоохранение, аграрный комплекс и жилье. Нигде не слышно об увеличении выделения средств на культуру. Поэтому съезд будет направлять обращение к президенту с требованием обратить внимание на нашу отрасль. Я тоже привезла с собой пакет обращений и писем президенту. Это и чаяния отдельных людей, их проблемы, и обращения целых коллективов. Я их завтра все передам. И мы надеемся, что получим какой-то ответ.
- Как вы оцениваете итоги акции протеста 12 октября?
- Думаю, что мы всколыхнули ситуацию. В Новосибирске состоялось пикетирование здания полпреда президента. К нам приезжали люди со всего СФО - поддержать нас. После пикета состоялся четырехчасовой разговор с уполномоченным президента Анатолием Квашниным. К сожалению, обещаний по существенному увеличению зарплаты мы не получили. И тут похожая ситуация: вчера на пленуме я не услышала никаких серьезных обещаний от руководителей высокого уровня - Михаила Швыдкова и других. Просто какие-то слова о том, как должно быть. Мы сами знаем, как должно быть, мы хотим знать, что для этого делается.
- На что вы надеетесь в связи со съездом?
- Ну, во-первых, обратить внимание на столь многочисленную отрасль - на необходимость государственной поддержки. О нас вспоминают, когда какой-то праздник или мероприятие - когда надо выходить на сцену. Многие ведь и без выходных работают, вечерами оставляют семьи, чтобы доставить удовольствие людям, украсить какое-то торжество. А о наших проблемах никто не помнит.
Радует, что на съезде присутствуют высокие гости: замминистра культуры, наши депутаты Кобзон, Елена Драпеко. Мы крайне нуждаемся в законодательстве о культуре - о гастрольной деятельности, о меценатстве, о творческих союзах, но не можем выходить с этими инициативами от профсоюза. Эти все законопроекты когда-то разрабатывались, но куда-то делись. Зато есть уже принятые законы, которые затрагивают наши интересы, и мы не знаем, как защищать свои права от этих законов. Например, 131-й закон - в Новосибирской области он действует с 1 января 2005 года, то есть весь этот год мы живем с муниципальными бюджетами. У нас очень тяжелая ситуация, и именно в сфере культуры, потому что Министерство культуры не участвовало в работе над этим законом. Существует субсидиарная ответственность бюджета региона по образованию и здравоохранению и полностью отсутствует - по культуре. Нас отдали на волю глав поселений. У руководителей поселений разное отношение к культуре, есть главы, которые просто махнули рукой на коллектив библиотечки или клуба - “выживайте, как хотите, у меня нет на вас средств”. А средств действительно нет.
Мы сейчас пытаемся проводить акцию “Забота” - улучшить материально-техническую базу клубов и библиотек из глубинки. Это, конечно, не функция профсоюза, но кто-то же должен этим заниматься. Обратились с просьбой к губернатору помочь в пополнении фондов, закупке стульев, занавесок для сельских библиотек. Со всем этим сейчас проблемы, а мы говорим о современном реформировании...
Людмила СИМОНОВА, председатель обкома профсоюза Оренбургской области:
- Людмила Олеговна, ваше впечатление от съезда?
- Мы все приехали в Москву с большой надеждой на то, что наш съезд поможет правительству обратить внимание на культуру, а людям, работающим в культуре, получить надежду. Хочется думать, что нас поймут, поддержат. До съезда у нас прошли региональные мероприятия - мы обсуждали свои местные проблемы. Мы готовы вступить в диалог и с правительством, и с Госдумой, чтобы поднятые вопросы были решены в короткий срок.
- А что обсуждалось на подготовительных мероприятиях в области?
- У нас акция протеста 12 октября была в форме пикета. Мы очень внимательно готовились к этому мероприятию, и у нас получился конструктивный диалог с правительством нашей области и депутатами Госдумы от области. Переговоры шли два дня. Думаю, что нам надо чаще встречаться с депутатами и напоминать об их ответственности. Посмотрите на бюджет страны на следующий год в разделе культуры - никакой перспективы!
- А как у вас с областным бюджетом по культуре?
- С ним пока не разобрались - все смотрят на Москву. И если в Москве слово “культура” забыли, то его могут забыть и на местах. Вот скоро будут выборы в муниципалитеты, придут новые люди, и они тоже будут ориентироваться на Москву, на то, что думают про культуру здесь. На акции 12 октября у нас даже лозунг был такой: “Кремль, ты забыл слово “культура”!” Такой огромный стабфонд - уже не знают, куда его деть. И не могут просто поддержать существование сельских клубов и библиотек.
- На что вы надеетесь в результате съезда?
- Мне очень понравилось выступление Кобзона - думаю, нам нужно больше сотрудничать с комитетом по культуре в Госдуме. Возможно, совместными усилиями у нас что-то и получится. И еще. Меня как-то задела фраза, когда-то сказанная министром ЧС и ГО Шойгу: “Тут вам не филармония!” А в филармонию ведь подбирают людей талантливых, их учат слышать друг друга, им нужно понравиться зрителям своим репертуаром, ведь если их не будут вызывать на бис, у них не будет премии. Вот если бы наше правительство работало, как коллектив филармонии, они бы чего-то добивались. А так они и друг друга не слышат, и публику не радуют.
Валентин ДАЛЬНИЧЕНКО, председатель Красноярской краевой организации профсоюза:
- Валентин Иванович, каково впечатление от съезда?
- Ровное. Ничего духоподъемного. И нет особой грусти-печали. Это о съезде. А вот от ситуации, которая складывается в культуре, конечно, впечатление удручающее, скорбное. Не уважают, не почитают культуру. Плохо финансируют. Молчание президента о культуре передалось ниже, и чиновники всех уровней тоже о культуре молчат о ее нуждах, проблемах, путях улучшения.
У нас в ряде районов края передали “очаги культуры” вместе с работниками и их трудовыми книжками в поселковые администрации. Таким образом рассыпались некогда единые коллективы централизованных библиотечных сетей. Работники теперь разобщены по поселениям, предоставлены сами себе. Некоторые “особо резвые” главы городов и районов пошли дальше и упразднили даже отделы культуры. Их сейчас уже восстанавливают, правда, нагрузив еще и новыми функциями - молодежной политикой, информационными технологиями, физической культурой и спортом.
- Какие у вас ожидания в отношении съезда?
- Надеюсь, что мы тут прокричим, прошумим и нас все-таки услышат. Нельзя растаскивать культуру, разрушать социальное партнерство, сложившееся вокруг уже имеющихся колдоговоров.
- А как вы оцениваете итоги акции 12 октября?
- Думаю, что из трудового конфликта профсоюзов непроизводственной сферы с властными структурами выход будет непростым. Понадобится не раз встречаться, беседовать и, быть может, сердиться друг на друга. Не исключено, что придется еще раз выводить людей на площади и улицы. Этот конфликт - не спонтанный, не стихийный, у него есть серьезнейшая первопричина. И пока ее не устранили. Хочется верить, что мы добьемся выполнения наших требований. Надежду дает то обстоятельство, что в экономическую борьбу включилось очень много людей. А против течения плыть рискованно, власти должны об этом задуматься. Когда очень большая масса выходит на улицы - с этим не считаться нельзя. Это рисковое дело.
Ольга ГРЕЧАНИК, председатель районной профсоюзной организации
г. Мирного, Республика Саха (Якутия):
- Ольга Николаевна, ваше впечатление от съезда?
- Я впервые участвую в подобном форуме. Мне очень интересно. Чувствуется какое-то единение. Интересный отчетный доклад. Радует то, что профсоюз ведет большую работу. Вот у нас в республике профсоюзы непроизводственной сферы сплотил вокруг себя именно профсоюз работников культуры. Мы проводим большую работу, в том числе спортивную - у нас проходят спартакиады среди профорганизаций. Был период, когда люди выходили из профсоюза, но сейчас поняли, что, кроме нас, их никто защищать не будет. Так что мы больше никого не теряем, и в отрасли у нас практически стопроцентное членство.
- Какова у вас ситуация с культурой по району?
- У нас северный, очень удаленный регион. Первая и общая для всех проблема - зарплата. Если по России в целом зарплата работников культуры в два раза ниже, чем в промышленности, то у нас - в 3 - 4 раза ниже, если говорить о промышленных районах. Да и в сельскохозяйственных районах зарплаты работников культуры ниже, чем в сельском хозяйстве. И это еще с учетом региональных надбавок, которые республика все-таки может себе позволить. Поэтому в отрасли есть и отток кадров, и старение коллективов - молодые стараются найти более оплачиваемую работу. Было бы хорошо, если бы резолюция и обращение съезда нашли отклик. Если бы их содержание начало воплощаться в жизнь.
- А как у вас прошла акция протеста 12 октября?
- Я не знаю точно, как было у нас, в Мирном, - мне пришлось вылететь оттуда раньше. Но наш профсоюз всегда координировал акции всех профсоюзов бюджетников. Знаю, что моя организация участвовала в акции, потому что я к этому готовилась. Забастовок в республике не бывает, мы обычно либо собираем подписи, либо пикетируем наш Дом правительства, бывают собрания, митинги. У нас приняты местные, республиканские постановления, которые немного улучшают положение в сфере культуры, в оплате труда хотя бы. Пока это еще работает, и мы имеем какую-то поддержку республиканского правительства. По поводу повышения зарплаты очень активно работала республиканская трехсторонняя комиссия. Поэтому удается избежать таких кардинальных мер, как забастовки.
Саидмухамед КАСУМОВ, председатель Чеченской организации профсоюза:
- Саидмухамед Шахмурзаевич, какое у вас впечатление от съезда?
- Довольно хорошее. Есть недостатки, есть спорные моменты, есть и позитив. Спорный момент - состояние самой организации, ее сила. Есть вопросы, которые мы до сих пор не можем решить как профсоюзная организация. Это повышение зарплаты работникам культуры, льготные условия для культуры.
- Какие у вас ожидания в отношении съезда?
- Мы должны принять обращения, что-то решить по поводу наболевших проблем - той же зарплаты. И переизбрать руководство - оно, полагаю, сохранится.
- С чем вы приехали на съезд?
- У нас возрождается, заново отстраивается профсоюзная организация. Сложно все создавать заново, ведь в ходе двух военных кампаний все было утрачено, все документы. Мы только недавно заново зарегистрировали нашу организацию и опять оформили членство в российском профсоюзе. У нас в профсоюзе сейчас 3178 человек - это и библиотекари, и театралы. Много проблем с заключением колдоговоров - работодатели неохотно идут навстречу, кажется, не понимают, зачем они нужны. Стабилизировали выплату зарплаты. Самая большая для нас проблема - невосстановленные объекты культуры, отсутствие условий для работы. Сложности есть и с организацией повышения квалификации работников библиотек и клубов, профсоюзных кадров.
- А ваша профсоюзная организация принимала участие в акции 12 октября?
- Мы приняли обращение о поддержке. Акцию как таковую мы проводить не можем из-за мер безопасности.
Марианна ДАОВА, заслуженная артистка России, солистка Государственного музыкального театра Кабардино-Балкарии:
- Марианна Патовна, ваше впечатление от съезда?
- Учитывая, что мы в последние годы работали в тяжелейших социально-экономических условиях, я считаю, что наш профсоюз справился со своими задачами на хорошую оценку. Не на “отлично”, правда, но и не на “удовлетворительно”. Неизвестно, выжил бы вообще в таких условиях другой профсоюз... У нас накопилось много проблем. Законы, которыми мы раньше пользовались, сейчас либо не работают, либо устарели. Так что в области культуры у нас законодательный вакуум. Отсутствуют нормальные законы, направленные на защиту творческого работника, недостаточно прописаны механизмы финансирования. Формируя бюджет, правительство принимает необоснованные расчеты, то же самое касается и уровня оплаты труда. Проблемы есть и с законодательством, направленным на защиту интеллектуальной собственности.
Труд работников культуры, искусства неоценим, а его ни во что не ставят. Мы, чтобы хорошо работать, должны нормально питаться, соответствующим образом выглядеть - ведь мы несем людям культуру. Приходится изощряться на нескольких работах, просто на износ. Мы ведем большую разъяснительную работу о том, к каким последствиям может привести ввод 131-го закона и некоторых других. Наверное, одними профсоюзами эти проблемы не могут быть решены. Нужно участие государства, да и общество должно быть более активным, чтобы не утратить то драгоценное, что мы имеем сегодня.
Из-за недофинансирования культуры практически на протяжении целого поколения образовался невероятный вакуум, и в этом вакууме в геометрической прогрессии размножаются негативные тенденции. В том числе терроризм. Вот в Нальчике, в самой образованной, стабильной в политическом отношении республике Северного Кавказа что-то прорвалось изнутри. Это болезнь всего государства - не только южных республик. Нам сегодня нужно определиться, кто у нас отвечает за политику - государство или монополисты. Сейчас власть из Ленинграда, с глубокими культурными корнями, и нам бы очень хотелось на это рассчитывать. Но чиновники просто забыли о культуре - это очень настораживает.
- С какими специфическими для вашей республики проблемами вы приехали на съезд?
- Республиканских проблем не бывает - есть общие проблемы государства. 70 - 80% наших проблем может быть решено только на федеральном уровне. Например, что является причиной событий в Беслане и в Нальчике? Вспомните, какой высокий уровень безработицы на юге нашей страны. С этим нужно бороться: создавать рабочие места, уделять особое внимание этому региону - здесь ведь почти во всех республиках экономическая депрессия. И без помощи из центра наши экономические проблемы решить нельзя. Разве что-то делается в этом направлении? “Заморожен” комбинат по первоначальной обработке вольфрама и молибдена, которые добываются в нашей республике. А там работали 30 тысяч человек. Целый город фактически парализован из-за того, что разом сократились рабочие места. И ведь это объект федерального значения, стратегический.
- Ваша организация принимала участие в акции протеста 12 октября?
- Да, мы всегда активны. Был большой митинг с участием членов правительства республики, депутатов Госдумы. Мы ведем нормальный, конструктивный диалог на региональном уровне - нас поддерживают.
- Какие у вас ожидания в отношении съезда?
- Представители 79 регионов, собравшиеся здесь, развезут материалы съезда - постараются вдохновить членов профсоюза на местах. Может быть, наши обращения со съезда дойдут и до власти. Сегодня нужно обязательно уделить внимание имиджу работников культуры, ведь идет старение коллективов - 70 - 80% составляют работники пенсионного и предпенсионного возраста. Молодежь не идет на такую низкую зарплату. А в культуре, в театре, в музыке обязательно должен быть молодой задор.
Материал подготовила
Александра ПЕТРОВА
Фото Арсения НЕСХОДИМОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте