Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Съезд радикальных выступлений

Политизация профсоюзной работы, укрепление забастовочного фонда, подготовка к более решительным коллективным действиям, усиление территориальных организаций - вот неполный перечень вопросов, поставленных на очередном, IV съезде Профсоюза работников строительства и промышленности стройматериалов России, прошедшем 26 октября. Корреспондент “Солидарности” побывала на съезде, побеседовала с делегатами, комментарии которых можно будет найти в следующем номере газеты. А сейчас - о главном.

Съезд начался с отчетного доклада председателя профсоюза Бориса Сошенко. Речь шла об основных проблемах профсоюза, отражающих неблагоприятное состояние экономики страны. Это сокращение реального сектора экономики, производственной сферы, превращение строительной отрасли (как и многих других) в “комфортную инвестиционную площадку для спекулятивного капитала”. Вытеснение профсоюзов государством из сферы его интересов. Игнорирование работодателем, а то и преследования профсоюзных активистов. Не забыл председатель профсоюза и о “все еще идущей войне в Чечне”, о проблемах, связанных с вступлением в ВТО, с искусственной монополизацией, искусственным ростом цен. Вывод, сделанный в докладе: с такими тенденциями “у общества нет перспектив, и, кажется, оно смирилось со своей участью”. Вопрос, возникающий в связи с таким выводом, - смирятся ли с такой перспективой профсоюзы?

Удивительно, что при всем негативе “строительство как отрасль все-таки развивается”, правда, чуть ли не половина всех строительно-монтажных работ приходится на Москву и Московскую область. Прибыль предприниматели от строительства получают, но... не всегда утруждают себя выплатой зарплаты строителям. На отрасль приходится почти пятая часть всей задолженности по зарплате - миллиард рублей. Это третья по величине отраслевая задолженность после АПК и транспорта. Прибегать “к главному оружию трудящихся - забастовке” почему-то пока почти не получается. По словам Сошенко, едва ли не единственный островок реальной борьбы - Новоульяновск, где на цементном заводе уже лет десять, несмотря на смену нескольких руководителей, профкому удается отстаивать права работников.

В строительстве занято огромное количество рабочих, и есть необходимость привлечения еще и иностранной рабочей силы. По заявке работодателя в стране работают 160 тысяч мигрантов, на самом деле - более миллиона. Реально ведущаяся работа по защите прав временных и иностранных рабочих - капля в море. Пока есть только единичные робкие попытки вести небольшую программу сотрудничества с таджикским профсоюзом - с подачи МОТ. Еще один маленький шаг со стороны профсоюза в этом направлении - поправка к уставу, предусматривающая право на вступление в профсоюз не только сезонным, но и временным работникам. Правда, это только поправка, и пока неясно, будет ли она работать, если даже одна из вроде бы “продвинутых” организаций профсоюза - московская - охватывает от силы пятую часть работников, реально занятых в строительстве на территории города.

Учитывая чересчур широкий для одного профсоюза характер проблем, с которыми сталкиваются работники отрасли, Борис Сошенко предложил развернуть дискуссию о сотрудничестве с партиями. Похоже, строителей не устраивают договоры, заключенные с фракциями “Единой России” в законодательных собраниях разного уровня. Правда, альтернатива пока у них не появилась - ни председатель в отчетном докладе, ни делегаты съезда не смогли назвать хотя бы одну из существующих ныне партий, с которой они хотели бы сотрудничать. Желаемый идеал - социал-демократическая партия шведского типа, которой пока нет даже в перспективе.

Завершало “докладную”, перед дискуссией, часть съезда выступление председателя ФНПР Михаила Шмакова, давшего профсоюзу строителей несколько советов. Главный из них - подкрепление переговоров с работодателем силой: “самым хорошим горчичником для работодателей является забастовка”, в идеале - “одна хорошая общенациональная забастовка всех профсоюзов”. Второй совет - укрепление профсоюза молодежью - сопровождался критикой выборов зампредседателем профсоюза человека, перевалившего за седьмой десяток. Сам же Шмаков заявил: “Я не собираюсь, даже если будут просьбы членских организаций, выдвигаться на эту должность тогда, когда мне исполнится 60 лет, а это будет скоро”. Третий совет - принятие мер к тем работодателям, которые запрещают у себя создание профсоюза, - “здесь нужно соединять усилия - это тоже солидарность и совместные коллективные действия”. Напомнил Михаил Шмаков и о своих разногласиях с частью профлидеров ФНПР, касающихся поправок, не прошедших на недавнем внеочередном съезде. “Демократия заканчивается там, где начинается технология”, и с теми, кто “не выполняет решение собственного ЦК, надо расставаться безжалостно”, - заявил председатель ФНПР. Вручение напоследок в торжественной обстановке знамени ФНПР в честь столетия профсоюзного движения несколько смягчило общее впечатление от столь жесткого выступления.

Закончился съезд обсуждением поправок к уставу профсоюза строителей и выборами председателя и президиума ЦК профсоюза. Председателем безальтернативно и единогласно был избран Борис Сошенко. Состав президиума из 17 человек также не вызвал возражений. Серьезная дискуссия возникла только при голосовании по поправкам, касающимся распределения членских взносов. Вопрос о заявленном еще на втором съезде профсоюза стремлении к соотношению взносов 50/50 между первичными и разного уровня территориальными организациями не поднимался уже на третьем съезде, пять лет назад. И теперь вынесенные на голосование председателем профсоюза предложения по увеличению отчислений вызывают отторжение - даже в компромиссном размере, меньшем 50%. Так что поддержали делегаты съезда только заранее подготовленный вариант распределения: не более 65% взносов “первичкам”, не менее 31% - теркомам и не менее 4% - ЦК.

Александра ПЕТРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика