Питер для большинства россиян известен в трех качествах: как культурная столица, как колыбель российского флота и как родина революции. С недавних пор особенно актуальными стали два последних пункта. Забастовка докеров (см. “Солидарность”, №№ 29, 31 - 34), оказывается, была только началом конфликта работников Санкт-Петербургского морского порта с руководством. Вслед за ними выступили моряки крупнейшей обслуживающей порт компании ЗАО “Портовый флот”. На этом предприятии заработная плата не индексировалась около трех лет. И ее обещанного еще весной повышения до сих пор не произошло. Что и толкнуло людей пойти на крайнюю меру: 10 ноября они собираются бастовать. Накануне событий корреспондент “Солидарности” отправился в Северную столицу, чтобы выяснить подробности конфликта.
ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА
В конце девяностых, в результате приватизации, предприятие Морского порта Санкт-Петербурга распалось на множество отдельных “ОАОшек”. Следовательно, раздробилась и единая прежде портовая профорганизация. Но проблемы у работников остались общими, поэтому первички решили объединиться. Так появилась Объединенная профсоюзная организация Морского порта. Сейчас, сообщает ее председатель Геннадий Зайцев, в нее входит около 15 первичек (более двух с половиной тысяч работников). Особое место среди них занимает первичная профорганизация ЗАО “Портовый флот”, насчитывающая около 800 членов. Здесь люди не только платят профсоюзные взносы, но и действуют. Примером может послужить ситуация, ставшая причиной грядущей акции протеста: невыполнение администрацией предприятия обязательств по индексации зарплаты. О том, как развивались события, мне рассказал председатель Объединенной профорганизации:
- Конфликт на предприятии созрел не сразу. У нас в России все происходит оттого, что работодатель банально жаден и просто не хочет повышать зарплату своим работникам, а думает о том, как бы побольше набить себе карман. На сегодня средняя заработная плата составляет порядка восьми тысяч рублей. Два года назад это устраивало людей, но инфляция уже съела “приличность” этой суммы, и людям просто не на что кормить семью.
По словам Зайцева, доходы работодателя продолжают расти, - и не без помощи профсоюза. В мае Российский морской порт проводил конкурс на владение и управление пятью ледоколами. Судна принадлежали “Росморпорту”, но задействованы были в ЗАО “Портовый флот”. Администрация ЗАО обратилась за помощью к своей профорганизации. (В личном разговоре с профлидерами руководитель компании г-н Кобелев пообещал поднять зарплату работникам.) И профсоюзники поддержали работодателя, проведя работу и в средствах массовой информации, и в законодательном собрании города. В результате ледоколы оставили за компанией. Но зарплата так и не изменилась. Теперь же работодатель от своих обещаний отказывается.
А между тем ледоколы приносят значительную прибыль - около 6,7 миллиона долларов в год.
Геннадий Зайцев рассказал, что впервые за 15 лет его работы в профсоюзе работодатели не пытаются выйти на диалог с профорганизацией. Коллективный спор начался уже давно. В процессе работы примирительной комиссии администрация сначала обещала повышение зарплаты на 10%. Но как-то забыла об этом. Ответ профорганизации - создание забастовочного комитета, который, кстати, вновь обратился к работодателю, все еще надеясь уладить конфликт мирным путем. Но безрезультатно. Поэтому в качестве способа выражения протеста работники избрали забастовку. Она запланирована с 10 ноября, а за три дня до этого будет проведен митинг. Кроме того, представителям профорганизации в тот же день (7 ноября) предстоит защищаться в суде от работодателей, решивших, что данная акция незаконна. И желание администрации предотвратить забастовку понятно: “Если начнется забастовка, порт встанет”, - уверен Геннадий Зайцев. Однако, способ ее “предотвращения” выбран совсем не партнерский.
- В руководстве, по-моему, плохо понимают, что конфликт уже вышел за рамки предприятия, и наш порт может просто потерять потенциальных клиентов, - говорит Геннадий Зайцев. - Голодный рабочий не может ничего делать и просто вынужден идти на крайние меры. Видимо, господин Кобелев просто забыл, что Питер был родиной революции... А сами работники должны понимать, для чего они состоят в профсоюзе. Не только ради материальной помощи и подарков детям. Профсоюз - это не игрушка и не благотворительный фонд, а в первую очередь защита прав. Многим профсоюзам России надо поменять свои принципы работы и заниматься своим делом, а не покупкой абонементов в бассейн и экскурсиями. Надо отстаивать права рабочих, а не набивать себе брюхо на чаепитиях.
Кстати, работники давно уже были готовы к активным действиям, но перейти к ним мешало несовершенство действующего Трудового кодекса. Геннадий Зайцев считает, что в процессе затянутого (по ТК) процесса коллективного трудового спора энтузиазм людей начал потихоньку улетучиваться.
- Весь коллектив измотан, даже профсоюзные активисты уже ничего не хотят. Из-за того у нас в России так много голодовок, что процедуру забастовки не пройти. И вот недавно слушал интервью с Владимиром Владимировичем Путиным. Он сказал, что забастовочное движение в России резко упало, и по этому видно, что у нас все хорошо. А он попробовал бы сам пройти предзабастовочную процедуру, - да это замучиться можно! Точно такая же процедура, например во Франции, делается гораздо проще. Работодателя за неделю до начала акции предупреждают письменно и выдвигают свои требования. И все - через неделю забастовка, и нет никакой излишней волокиты. Поэтому там профсоюзы способны влиять на компании.
ПЕРВИЧКУ - В ПОДВАЛ
- Ой, да что говорить, - прерывает его председатель первичной организации ЗАО “Портовый флот” Григорий Полин. - В данный момент идет колоссальное давление на членов забастовочного комитета, я ожидал этого, но не в такой степени. Работодатель, чтобы не платить больше денег, решил развалить профсоюз, раскидав его членов по дочерним компаниям. А оставшимся в головной - условие: выход из профсоюза или увольнение. В дочерних же образование профорганизаций сомнительно, и, скорее всего, этого не произойдет. Вот прямое подтверждение моих слов: недавно вызвали помощника капитана - члена забастовочного комитета. Ему сказали, мол, отсюда мы тебя уволим. Да, возможно (!) по закону, с выплатой компенсаций, но в дочернюю компанию тебя не возьмем, пока из профсоюза не выйдешь! Ты нам не нужен - говоришь много. Дошло до того, что те члены профсоюза, которые были в управляющем составе компании, практически все вышли. К ним подходили их начальники и говорили: “Либо выход из профсоюза, либо пишите заявление по собственному желанию”. Выдержали только трое: инженер по технике безопасности, бухгалтер и старший экономист. Что уж говорить о простых работниках.
Прежде всего, - замечает Григорий Полин, - давление идет на капитанов. Ведь они в первую очередь могут влиять на остальных членов команды буксиров и ледоколов. Но, каким бы ни было давление свыше, в забастовочный комитет входит шесть капитанов. Из них двое - капитаны ледоколов и, несмотря на подготовку к зимнему сезону, не прерывают профсоюзной работы. “То, что мы годами делали с администрацией вместе: создавали рабочие места, пытались улучшить положение работяг - сейчас забыто. Чтобы не увеличивать зарплату, работодатель идет даже на дополнительные расходы: создает дочерние компании. Вы представьте, сколько стоит одна только регистрация! А про индексацию зарплаты мы слышим решительное - нет”. Причем объем работы тот же, что и в европейских странах. Только российским работникам платят гораздо меньше. Но работодатель идет дальше, пытаясь этот объем увеличить. Доходы компании растут, а об увеличении зарплаты или ремонте судов речи нет.
- Мы и работаем хорошо, и живем по закону, - говорит Полин. - В отличие от работодателя. Но нас игнорируют: если на первой, июльской, примирительной конференции кто-то из работодателей был, то на второй не появился никто. Им, видимо, не понравилось, что мы в лицо говорим правду.
Более того, за два дня до второй конференции, которая была проведена 21 октября, началась прямая атака на профсоюзный комитет. Люди пришли и увидели опечатанный офис профкома. Двери были заварены, а сверху был навешен амбарный замок! Свой поступок администрация мотивировала тем, что профкому выделят помещение в подвале в районе складов. Потом пришло письмо об отказе перечислять профвзносы, так как “бухгалтерия и так загружена”.
- В данный момент мы ждем решения суда, так как на нас администрация подала в суд о незаконности нашей забастовки, - продолжает Полин. - Но прошло первое слушание, и мы считаем, что в нашу пользу. Видимо, не все суды в России еще куплены. Так что сдаваться мы не собираемся, наши лозунги просты: достойная зарплата, отменить прессинг на членов профсоюза, и позволить нормально перечислять взносы.
И если профкому только предстоит биться за свои права в суде, то среди работников - членов профсоюза есть уже люди, сумевшие добиться справедливости в отношениях с работодателем. Примером служит опыт моториста Олега Мартынова, совсем недавно выигравшего суд о своем незаконном увольнении. Вот что он рассказывает:
- Мой конфликт с работодателем начался из-за того, что я пришел к административному директору Владимиру Солодянникову и попросил выплатить мне положенные сверхурочные. На что получил отказ и услышал: “Хочешь денег? Подавай в суд, а так не выплатим”. Четвертого марта я написал заявление на имя гендиректора и получил отрицательный ответ - и приказ о моем увольнении по статье 77 пункт 7 ТК РФ (расторжение трудового договора из-за отказа работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора). Длилось следствие долго, но 15 сентября Кировский суд Санкт-Петербурга вынес решение в мою пользу. Кассацию со стороны администрации тоже отменили. И вот теперь работодатель должен мне 71 тысячу рублей, но денег пока не вижу. Я вышел на работу, но с 17 октября снова попал под сокращение. Однако я не собираюсь успокаиваться, буду продолжать битву в суде. Так как, чтобы сократить меня с судна, нужно уволить “за ненадобностью” всю вахту, но это невозможно, потому что никаких документов о необходимости сокращения у администрации нет.
ВЗГЛЯД СВЕРХУ
За комментарием сложившейся ситуации мы обратились в вышестоящую профсоюзную организацию и к администрации предприятия. Председатель Северо-Западного межрегионального профсоюза работников водного транспорта Владимир Синча находится на стороне своих подопечных:
- Я полностью поддерживаю людей, идущих на многое ради работников, порой даже переступая через собственные интересы. У нас сложилось, мягко сказать, непонимание с новым руководством “Портофлота”. А ведь вопрос-то элементарный и вполне закономерный. Люди получают зарплату такую же, как и три года назад. Позиция работодателей мне совершенно непонятна. Как можно с таким упорством не идти на диалог с профсоюзом? Это не красит администрацию, говорит не о силе, а о слабости работодателей. Хотелось бы, конечно, чтобы конфликт завершился мирным путем, скандалы никому не нужны. И я надеюсь, что у работодателя хватит благоразумия сесть за стол переговоров.
А позиция работодателей была предсказуемой: с генеральным директором ЗАО “Портовый флот” пообщаться не удалось. В пресс-службе компании корреспонденту “Солидарности” ответила некая Наталия Малышева:
- В данный момент мы можем вам послать наш пресс-релиз, так как мы работаем только по факту. С генеральным директором вам не удастся пообщаться, так как у него дел и без вас хватает.
Поскольку читателю, скорее всего, будет интересно узнать содержание “ответа”, мы публикуем полученный факс в оригинале:
“Городской суд Санкт-Петербурга 7 ноября примет окончательное решение по иску о признании недействительной бессрочной забастовки моряков ЗАО “Портовый флот”, намеченной на 10 ноября.
Городской суд Санкт-Петербурга сегодня не принял окончательного решения по иску, поданному 24 октября администрацией ЗАО “Портовый флот” о признании недействительной бессрочной забастовки моряков ЗАО “Портовый флот”, намеченной на 10 ноября. На состоявшемся сегодня заседании суда стороны предоставили дополнительные материалы, которые требуют изучения. Новое заседание суда по этому иску состоится 7 ноября в 13 часов.
Переговоры с трудовым коллективом о размере заработной платы моряков руководство “Портового флота” вело с конца июля по начало октября 2005 года. Примирительная комиссия, созданная на предприятии, не смогла достичь решения, которое бы удовлетворяло обе стороны. Этот факт зафиксирован 7 октября. Согласно действующему Трудовому кодексу, для решения конфликта либо приглашается посредник, либо стороны обращаются в трудовой арбитраж. Однако трудовой коллектив ЗАО “Портовый флот” не воспользовался своим правом, предусмотренным Трудовым кодексом. На этом основании руководство компании сочло конфликт исчерпанным. Поэтому, решение о проведении 10 ноября бессрочной забастовки, принятое 21 октября на очередной конференции трудового коллектива, является незаконным, поскольку оно нарушает процедуру ведения споров, прописанную в Трудовом кодексе”.
Юрий КОЧЕМИН
Москва - Санкт-Петербург - Москва
P.S. Первичная профсоюзная организация ЗАО “Портовый флот” благодарит все профсоюзные организации, оказавшие им моральную и материальную поддержку в сложившейся на предприятии ситуации.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР...
По словам председателя объединенной профсоюзной организации морского порта Санкт-Петербурга Геннадия Зайцева, 7 ноября Петербургский городской суд признал готовящуюся забастовку незаконной. Судья пояснил профлидерам, что они могут подать апелляцию в Верховный суд.
- Забастовка будет проводиться с 10 ноября, как и запланировано! - говорит Зайцев. - Решение питерского городского суда еще не вступило в силу, и мы воспользуемся своим правом: подадим апелляцию в Верховный суд РФ и во время судопроизводства будем проводить забастовку. А вот если Верховный суд признает нашу забастовку недействительной, тогда мы будем вынуждены ее приостановить и продолжить коллективный трудовой спор.
Кроме того, Зайцев рассказал, что работодатель издал приказ о сокращении 315 штатных единиц - это практически весь плавсостав ЗАО “Портовый флот”. С 15 февраля 2006 года эти люди будут вынуждены подыскивать себе новое место работы.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте