Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

“Форд”: забастовка прошла, а проблемы остались

Ох, и неспокойно в последнее время в Северной столице нашей родины: металлурги митингуют, моряки грозятся бастовать, а тут еще нежданно-негаданно пришла новая беда - рабочие “Форд Мотор Компани” предупредительную забастовку решили провести (см. “Солидарность” №№ 36 - 37). И что им в голову взбрело, недоумевала администрация предприятия. Ведь зарплата работников выше, чем средняя по России (аж 15 тысяч, учитывая переработки)! Да, видимо, забыли “господа начальники”, что зарплата на их заводе считается не по российским меркам, а по европейским. А ведь могли работодатели избежать предупредительной акции протеста, требования профсоюза не так уж и велики - повысить рабочим зарплату на 30%.

ОБКОМ: ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА


Санкт-Петербурге первым меня принял председатель профсоюза машиностроителей Петербурга и Ленобласти Виктор Калинин, который рассказал об истории создания первички и о конфликте, возникшем у нее с администрацией предприятия.

- Лет пять назад, когда предприятие “Форд” только открывалось, руководство Ленобласти высказало желание о том, чтобы на заводе была создана профсоюзная организация. Поговорили о создании, да и забыли. Два года этот вопрос “пролежал” и не затрагивался. Тем не менее три года назад к нам в обком пришли работники “Форда” - хотели создать первичную организацию. Тогда мы прямо в областном комитете провели учредительную конференцию, составили соответствующие документы. И как только зарегистрировали первичку, в нее вступили около 24 человек. Но, к сожалению, на этом прирост членов и закончился. Когда дирекции сообщили, что у них на заводе создана первичная профсоюзная организация, то реакции на наше уведомление не последовало никакой.

Также Виктор Калинин рассказал, что на требование профкома предоставить помещение администрация предприятия не реагировала. Да и отпускать председателя первички на совещания областного комитета, членом которого он был избран, не собиралась: взамен предлагалось брать день за свой счет или “в свободное от работы время”.

- Правда, с тех пор люди потихонечку начали осознавать, что профсоюз должен быть, и стали в него входить. Но все-таки численность оставалась мизерной, из приблизительно 1700 работающих на предприятии в профсоюзе состояли около 120. Медленно, но профсоюз стал оживать и работать. Сначала была создана комиссия по охране труда, комиссия по трудовым спорам, удалось добиться того, чтобы переводились взносы в обком. Но такой кардинальный вопрос, как коллективный договор, администрация игнорировала под разными предлогами.

Сначала профлидерам первичек рассказывали, что предприятие проводит реконструкцию, потом - что ждут траншей на развитие производства... И пока тянули время, быстро инициировали собрание трудящихся, на котором был избран совет коллектива (СТК), и попытались сделать так, чтобы права рабочих отстаивали именно они, а не профсоюз. Это все продолжалось до июля нынешнего года, а потом пришли новые, молодые лидеры, съездили, обменялись опытом с бразильскими коллегами с “Форда”. И после того, как они увидели, что бразильские профсоюзы могут влиять на политику компании, и рассказали об этом работникам, в профорганизации произошел огромный качественный сдвиг. Только за август в профсоюз вступили около девятисот человек!

Естественно, когда численность профсоюза составила более 50% от численности коллектива, СТК пришлось убирать. Профсоюз стал единолично представлять рабочий коллектив. Конечно, сразу же возник вопрос о повышении заработной платы, а так как повышать ее никто не собирался, профком перешел к активным действиям. Был опрошен весь коллектив и принято решение об объявлении предупредительной часовой забастовки. Требования просты - 30-процентное повышение заработной платы.

Мы считаем, что эти требования совершенно обоснованы! Ведь 15 тысяч рублей, если сравнивать с нашими ведущими предприятиями в городе и области, - это весьма низкая зарплата. И почему, если качество изделий соответствует мировому, работники “Форда” должны получать меньше, чем зарубежные сотрудники этого концерна?

ЗАБАСТОВКА: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Попасть на завод во время часовой предупредительной забастовки, конечно, не представлялось возможным, и всем представителям прессы в этом было отказано. Поэтому с председателем профкома “Форд Мотор Компании” Алексеем Этмановым (на фото) мы встретились в питерском обкоме профсоюза.

- Забастовка прошла нормально, - начал свой рассказ Алексей. - Так как мы работаем в три смены, в акции участвовала только вторая, но несколько представителей первой и третьей смен тоже приехали нас поддержать. Так что протестовали около 370 человек, учитывая, что в смене работают 400. Где-то 100 человек отказались участвовать, и я считаю, что это наш просчет. Наверное, надо было проводить больше работы с людьми. Решение о забастовке и подготовка к ней проходили очень тяжело. На предприятии очень трудно было провести конференцию коллектива, опять же из-за работы в три смены, поэтому пришлось с помощью профсоюзных активистов собирать подписи. Работодатель во время всей подготовки к предупредительной акции протеста нас практически игнорировал. Но подвижки в рабочих моментах есть.

Алексей отметил, что менеджеры среднего звена последние два месяца “разучились” орать на членов профсоюза и заставлять их делать то, что в принципе они делать не обязаны. Если раньше работник был вынужден молчать, то теперь он может ответить: “Встретимся в профкоме!” - и на этом вопросы начальства сразу же отпадают. Также Этманов рассказал, что данная акция протеста не первая. До этого рабочие отказались выйти в так называемый овертайм (переработка в выходные, за счет которой зарплата и составляет 15 тысяч рублей, без нее чистыми на руки получалось бы около 10 тысяч). И тогда ущерб предприятию был нанесен гораздо больший, чем во время забастовки.

- В свой адрес я уже не раз слышал от топ-менеджмента, что я подкуплен какой-то другой компанией и моей задачей является развалить “Форд”. На что мне всегда приходится отвечать: “Знаете, уважаемый, на этом заводе работаю не только я, но и мои родственники. И мы хотим работать, но и хотим за это получать нормальную заработную плату, хотим изменения условий труда!”

Кроме того, Алексей рассказал, что администрация все же пыталась усложнить жизнь бастующих путем переведения их из цехов в столовую. На что получила решительный отказ. А другие препоны ставить администрация не решилась, так как вокруг бастующих стояла плотная стена из выборных охранников. “Реакцию работодателя мы, конечно же, ждем, ведь теперь он понял, что шутить с нами бесполезно!”

МНЕНИЕ ПРОФСОЮЗА = МНЕНИЕ НАРОДА?

После нашего разговора мы отправились под Всеволожск, непосредственно на сам “Форд”, узнать мнение людей. На территорию компании (за забор) я проник как ее работник, а вот на само предприятие попасть мне, естественно не удалось: турникеты и бдительные охранники преградили путь. “Жди здесь, - сказал Алексей Этманов, который выходил в свою вторую смену, - а пока ждешь, поговори с ребятами, которые еще не зашли. Только очень не задерживай, им на смену. Сейчас работодателям нельзя давать повода, а то кто знает, что они смогут вытворить! Да и старайся не светить диктофоном и фотоаппаратом, а то с территории охранники тебя живо выведут!”

Первой моей собеседницей стала Татьяна (фамилии люди попросили не называть, все же опасаясь прессинга со стороны работодателя):

- Забастовка у нас прошла очень хорошо, - рассказывает мне Татьяна, работающая на покраске автомобилей, - препятствий со стороны работодателя мы не видели. Знаете, мы просто вынуждены были провести эту акцию протеста! Условия работы у нас очень тяжелые, если кто знает что-нибудь о конвейере, он поймет... Так что пусть работодатель не думает, что мы так легко отступимся, мы хотим получать достойную зарплату, - без переработок, за счет которых мы и получаем те пятнадцать тысяч. А если работодатель не поймет, то мы готовы продолжать активные действия, и в следующий раз одним часом забастовка не обойдется!

- Вы знаете, перебивает, - ее мужчина, представившийся Игорем, - на заводе мы проводим времени намного больше, чем дома, и хотелось бы приходить на предприятие не как на каторгу. Получается что производство возрастает, а прибыль - нет. Но нельзя же выжать человека до состояния сухофрукта и требовать от него с душой относится к своей работе. Так что если работодатель и дальше будет делать из нас рабов, то пусть пеняет на себя!

Но в стане единомышленников оказались и недовольные забастовкой люди. Например, Николай считает, что он “получает нормально”, и претензий к работодателю не имеет:

- Я думаю, что все эти забастовки устраивают те люди, которым может делать больше нечего. Один раз я тоже не вышел в овертайм работать, так я же из-за этого и пострадал! Оно мне надо? Я вот могу вам сказать, что, по крайней мере, мне денег и всего хватает, и ввязываться в эту борьбу я не собираюсь.

Завершив разговор с работниками и покинув территорию завода, пытаюсь сфотографировать завод. И через пару минут возле меня возникает охранник предприятия. “А ну-ка перестань снимать, пока камеру не разбил, - говорит он, - ты кто такой?” Терпеливо объясняю кто я такой, показываю документы. “Все равно снимать завязывай, не положено! Нам начальство так сказало!”

Беседовал Юрий КОЧЕМИН
Москва - Всеволожск - Москва

“А”-СПРАВКА: ИСТОРИЯ “ФОРДА” В РОССИИ

1907 год. Компания “Форд” назначает первого дилера в России. В 1919 году компания подписывает четырехгодичный контракт с “Иван Стахеев и Ко.” на поставку в Россию 400 машин. В 1925 году “Форд” продает 11 140 единиц транспортных средств в России: 162 автомобиля, 463 грузовика и 10 515 тракторов. В 1926 году “Форд Мотор Компани” принимает 50 русских студентов в Промышленную школу Генри Форда для изучения процесса производства тракторов, их обслуживания и ремонта. Делегация “Форда” выезжает из Нью-Йорка в Россию для изучения русского производства по выпуску тракторов. В 1929 году Эдзель Форд получает официальное письмо из России с просьбой к “Форд Мотор Компани” помочь в строительстве завода “для производства 100 000 автомобилей ежегодно”. 1929. “Форд Мотор Компани” подписывает контракт с Верховным Советом народного хозяйства СССР и торговой корпорацией “Амторг” о производстве автомобилей “Форд А” в России. Срок технического сотрудничества определен в 9 лет. В этом же году делегация “Форд Мотор Компани” предлагает разместить новые заводы в Москве и Нижнем Новгороде. В 1930 году в Нижнем Новгороде собран первый “Форд А”. Полгода спустя и московское предприятие (впоследствии АЗЛК) начинает выпуск “Форд А”. В 1932 году с конвейера в Нижнем Новгороде сходит первый грузовик модели АА. Завод переименован в Горьковский автомобильный завод. В 1935 году в связи с невыполнением российской стороной своих обязательств контракт 1929 года прекращает свое действие, и русских студентов просят покинуть предприятие “Рудж - Ривер”. 1990. “Форд Мотор Компани” назначает уполномоченных дилеров на территории РФ. В 1994 году Россия определена как “рынок стратегического роста” для “Форд Мотор Компани”. В 1997 году компания “Форд” становится первым иностранным производителем, основавшим в России дочернюю компанию - ООО “Форд Мотор Компани”, которая находится в полной собственности “Форда”. 1999. “Форд” подписывает инвестиционное соглашение с Министерством экономики РФ по созданию автомобильного предприятия около Санкт-Петербурга в городе Всеволожск.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика