Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Профсоюзная молодежь поделилась проблемами

Разговор с профсоюзным “завтра” о профсоюзном “сегодня”

Грядущее заседание Молодежного совета ФНПР, где определится повестка будущего года, на самом деле не более чем повод вернуться к проблемам профсоюзной молодежи, в конечном счете - к обсуждению кадровых перспектив российских профсоюзов. Именно кадровых, потому что люди, которые будут определять контуры профсоюзной политики завтра, не склонны к разговору о профсоюзной стратегии и тактике. Вследствие этого получают в свой адрес упрек в безынициативности, а то и в бездеятельности. Насколько эта критика справедлива? Насколько сознателен отказ от выработки собственного взгляда на профсоюзные проблемы? Или вопрос поставлен некорректно? Делая шаг к прояснению вопроса, “Солидарность” выслушала наиболее активных молодых профлидеров.

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ НА ПРОФСОЮЗНОГО НАЧАЛЬНИКА


- Молодых профсоюзников часто критикуют за отсутствие содержательных предложений при наличии серьезных амбиций и абстрактных требований “продвигать молодежь”. “Солидарность”, кстати, не стоит в стороне от таких упреков. Есть ли у молодежи пакет инициатив, который она просто не спешит предъявлять?

Илья ВЯТКИН, председатель совета по молодежной политике Федерации профсоюзов Свердловской области:

- Молодежь должна быть новым профсоюзным менеджментом, новой волной профсоюзных управленцев - и все!

- То есть подходы к решению проблем должны оставаться прежними? Новых стратегий молодые предлагать не собираются?

- Ну да, просто сменятся кадры.

- Тогда правильно ли я понимаю, что речь идет об элементарном биологическом восполнении профсоюзного руководства?

- Нет, не только. С молодыми придут современные знания, навыки обращения с новыми технологиями. В то время как работодатель и правительство уже довольно сильно модернизировались, профсоюзы плетутся в старом, социалистическом режиме. Необходим новый виток развития.

- И как же перейти на этот виток, просто расставив на руководящие посты людей моложе 35?

Андрей МЕЛЕНТЬЕВ, председатель Молодежного совета ФНПР:

- Молодежные профлидеры не должны замыкаться на профсоюзных проблемах. А так у нас странные разговоры получаются с профсоюзным руководством: мы как бы пытаемся их опустить на свой уровень и поговорить на этом уровне. Напротив, нам нужно подняться на их уровень и вступить в реальный диалог. Для этого нужно быть “в теме”.

Есть ли у нас пакет каких-то предложений? Если мы говорим о молодежи как о реальной смене, как о людях, которые рано или поздно придут на руководящие посты, то нужно их целенаправленно, на практике, готовить к этому лидерству. Я ведь много об этом думал и понял, что если, например, заменить нынешних региональных и отраслевых руководителей на молодежных профлидеров, то вряд ли последние будут готовы предложить что-то качественно новое, в лучшем случае это будет косметический ремонт. Один из вариантов подготовки - отбор из молодых активистов самых перспективных, преемников, на которых профсоюз сделает ставку. Эти преемники, конечно, пусть занимаются и молодежью, но если сегодняшнее начальство заинтересовано в них, то нужно придумать какую-то должность - советника или помощника - чтобы молодые лидеры набирались опыта при старших. Те должны везде таскать с собой молодых, все показывать - как общаться с властью и прочее. Чтобы, заступив на место председателя, человек мог видеть какие-то горизонты и мог повести людей за собой. Только тогда перспективные профработники начнут понимать, куда движется профсоюзный поезд.

- Ну а куда он движется, этот профсоюзный поезд? Есть ли молодежь, которую натаскали действующие профсоюзные профессионалы? Которая уже сейчас видит эти горизонты?

Роман ЭЛАМИК, член исполкома Молодежного совета членских организаций ФНПР СЗФО:

- В нашем регионе есть люди, председатели территориальных организаций, которые готовы натаскивать молодежь, знакомить с работой. Я вот что хотел сказать: в ФНПР почему-то молодежная политика сводится к студенческой молодежной политике. 70% всей такой работы ведется со студентами. Мало обращается внимания на рабочую молодежь, а ее никак не меньше. Могу судить по своему опыту работы на Северо-Западе: постоянно сталкиваешься с представителями исключительно студенческой молодежи.

- А ты сам из какой молодежи будешь?

- Из рабочей, конечно. Я занимался студенческими профсоюзами давно, в студенческом профкоме Лесотехнической академии. Потом стал заниматься профсоюзными делами на предприятии. Совершенно разные интересы у студента и у работника. Когда работаешь с молодежными комитетами на уровне правительства, они опять же почему-то делают упор на учащуюся молодежь.

- В чем принципиальная разница между рабочей и учащейся молодежью?

Евгений СИВАЙКИН, заместитель председателя Молодежного совета ФНПР:

- Если у студенческой молодежи больший интерес не к защите прав, то у рабочей развиваются потребности в основных функциях профсоюза. Студенты же в основном следуют потребительской логике в отношениях с профсоюзом.

Александр БОРИСЕНКО, председатель молодежного совета членских организаций ФНПР Южного федерального округа:

- Если в двух словах: у рабочей молодежи меньше энтузиазма. Рабочая молодежь более практична, она не может позволить себе заниматься общественной работой. Так что многие молодые профсоюзные кадры так и не становятся большими руководителями - им просто не дают “хода наверх”, поэтому, задумываясь о карьере, эти лидеры уходят в бизнес, в госструктуры. Правда, у нас на Ставрополье с этим нормально. (Дает смету расходов краевой организации на “молодежные” мероприятия.) Как видите, вполне солидная сумма. Мне на нашу федерацию грех жаловаться. То есть отчасти в проблемах молодежи виновата и сама молодежь, которая ведет себя, как пионер.

- Это позитивный пример работы молодежного совета? Но тут же мероприятия сплошь молодежного, или, если хотите, “пионерского” профиля...

- Это расходы сугубо молодежного совета. У нас средний возраст в федерации - 30 - 32 года. То есть именно молодые люди занимаются серьезными проблемами.

“КОМСОМОЛЬСКАЯ СТРОЙКА” МОЛОДЕЖНОЙ ПРОФСЕТИ

- Хорошо, а не пытается ли молодежь, руководящая на федеральном или региональном уровне, влиять на процессы в первичках, держать в тонусе молодых профсоюзников, указывать профруководителям на перспективных сменщиков? Создать этакую сеть молодых профлидеров? Андрей (Мелентьеву), ты ездишь по первичкам?

Мелентьев: - Езжу, разумеется. Молодежь с потенциалом должна выявляться на наших форумах и слетах. Там же им наша идеология должна прививаться, они будут помещаться в контекст... А дальше передавать эти идеи и энергетику по цепочке.

- Тренингами, семинарами вроде Вяткин занимается часто... Так?

Вяткин: - Да, практически в постоянном режиме. Выявляем талантливую, способную молодежь в первичках. Не далее как на прошлой неделе на Уралвагонзаводе замечательный случай произошел. Представители молодежных советов города встречались с заместителем председателя профкома завода, так как одной молодежи на этом предприятии - больше трех тысяч человек. Встает руководитель одной молодежной организации и говорит: “А вы знаете проблемы молодежи?” Зампред профкома отвечает: да, мол, знаю. И перечисляет эти проблемы. “А почему вы их не решаете?” - продолжает молодой лидер. Тут встает девушка, член профкома, и говорит: не должны профсоюзы твоими проблемами заниматься, они должны своими проблемами заниматься. И оба - мои воспитанники. В таких дискуссиях и проявляются лидерские качества.

- У тебя были беседы с председателями профкомов, почему они не продвигают молодых? Почему они им не доверяют?

- Ответы типичны: да, мы занимаемся молодежью. И начинается - спартакиады, КВНы и т.д. Но плодов-то это не принесет, потому что должно быть внутрипрофсоюзное наставничество.

- Все-таки хочется услышать четкий ответ: есть ли пресловутая сеть молодежных профлидеров на уровне округа, на уровне региона, на уровне первички?

Мелентьев: - Везде ситуация разная. Четко отлаженной структуры по всей стране точно нет. Среди молодых функционеров большая текучка. С другой стороны, этот кадровый динамизм позволяет выделить наиболее способных к выполнению лидерских функций. Лагерь профсоюзного актива в Уральском и других округах - элементы среды, формирующей молодежных лидеров.

- Какие еще механизмы нужно включить в эту среду, чтобы она заработала как следует?

Мелентьев: - Сначала нужно проблему кадрового дефицита осознать, затем уже создавать среду. Механизмы могут быть разными, например, нечто наподобие школы молодого лидера, где молодые профсоюзники, предприниматели и чиновники будут моделировать свои взаимодействия.

Вяткин: - У нас в сентябрьском лагере молодежного профактива такая игра проводилась. Причем профсоюзники проиграли. Они показали абсолютное непонимание того, что такое трехстороннее взаимодействие.

О БОНУСАХ

- Шаг назад. Ты (Мелентьеву) хочешь сказать, что в профсоюзах до сих пор не осознали угрозу кадрового голода? Вроде бы это уже не угроза будущего, а будни настоящего...

Мелентьев: - Я пытаюсь довести проблему до сознания всех, с кем встречаюсь. У нас огромная организация, и везде я вижу разные картины. О среднем уровне
говорить очень сложно. Вот недавно я был на встрече с президентом. И мое приглашение на эту встречу - лишнее доказательство того, что понимание этой проблемы у руководства ФНПР есть. ФНПР выдвигала меня кандидатом в члены Генсовета, но не получилось. Хотя здесь мы еще будем работать.

Сивайкин: - Хочу отметить, что представительство молодежи в Генсовете выглядело бы закономерно. Так, в 2003 году в профсоюз вступили 355 тысяч работников возрастом до 35 лет, в 2004-м - почти миллион. Это значительная сила, интересы которой нужно отстаивать.

Вяткин: - Не видя перспектив, большинство лидерской профсоюзной молодежи уходит в параллельные структуры - в бизнес, в чиновники. Пока в профсоюзах молодежь к принятию решений не допускают.

Борисенко: - Профсоюзам вообще сложно конкурировать с государственными и частными работодателями. Например, работала у нас девушка председателем профкома - ушла на должность заместителя директора “Газпромбанка”. Причиной ухода с профработы может быть и страх - в случае увольнения при попытке устроиться на другую работу можно запросто услышать: председателям профкомов просьба не беспокоить.

- Может быть, работать в профсоюзах вообще непрестижно, так сказать, в глобальном смысле, и дело здесь не во временных трудностях?

Эламик: - Не сказал бы. На днях делегация профсоюзной молодежи округа вернулась из Германии, там у работников профсоюзных и близких к ним структур зарплата вполне солидная.

- Так каков же стимул вашей работы? Большую зарплату отечественный профсоюз платить вряд ли в состоянии. Неужели возможность принимать решения, которой вы добиваетесь, перевесит деньги?

Мелентьев: - Основная мотивация - причастность к динамичной и сильной организации.

Эламик: - Сейчас мне 30. Еще три-четыре года “тумана” относительно перспектив - и надо будет что-то решать. Ведь у меня семья за спиной. (С ним соглашаются и остальные.)

Борисенко: - Бывает, думаешь, зачем это все нужно... Чего скрывать, работа неблагодарная... Но, оглядываясь назад, я понимаю - иначе и быть не могло. Моя социальная активность, склонность к общественной работе, чувство ответственности (“Гипертрофированное чувство ответственности - признак профсоюзника”, - смеются ребята) - все это вело меня в профсоюз. Убеждая молодых ребят поучаствовать в профсоюзной работе, я им всегда говорю: это в любом случае шаг вперед, великолепная школа. Отношение к молодым профлидерам меняется, скажу по своему опыту. Я уже не прошу, а предлагаю.

- А что предлагаешь?

- Из последних инициатив могу назвать наше предложение провести спартакиаду профактива. (“Ну вот...” - иронично улыбается Вяткин.)

- А помимо “спортивных достижений” есть чем похвастать?

- Начали платить стипендии студентам-профактивистам. По 700 рублей студентам вузов и по 500 - учащимся средних учебных заведений. Пока, правда, получателей таких стипендий немного - восемь человек.

ОПЫТ В ПЕРВИЧКЕ КАК РИТУАЛ

- Не хочется завершать разговор на этой теме, дескать, “еще три-четыре года - и все, так что вы там, наверху, смотрите!”. В финале это прозвучит как ультиматум, а не как анализ ситуации и своего положения в ней. Так что закончим на вопросе, который до сих пор вызывает споры: а обязательно ли профлидеру поработать в первичке?

Мелентьев: - Все зависит от человека. Поэтому я спокойно отношусь к отсутствию такого опыта.

Эламик: - Совершенно необязательно. Можно нанять квалифицированного менеджера-универсала, который сумеет “разрулить” ситуацию. Он наберет работоспособную команду, она сможет решать профсоюзные проблемы.

Александр КУЛИКОВ, заместитель председателя Молодежного совета членских организаций ФНПР ЮФО:

- Я, наоборот, считаю, что человек должен пройти через работу в первичке, получить опыт. Даже не для получения практики, а для того, чтобы не вызывать отторжения у профсоюзных ветеранов-функционеров, которые все еще находятся под властью стереотипа о необходимости для руководителя “пройти все профсоюзные ступени”.

Мелентьев: - Добавлю, что найм менеджеров со стороны возможен, но в идеале, конечно, система должна воспроизводиться сама. Когда этого не происходит, появляется повод задуматься.

Дмитрий ЧЕРНИКОВ
Фото Арсения НЕСХОДИМОВА

На фото слева направо: Евгений Сивайкин, Андрей Мелентьев, Андрей Давыдов - член молодежного совета ЛФП
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика