Как известно, в октябре ЦК профсоюза работников лесных отраслей заключил с крупнейшей отраслевой компанией “Илим Палп Энтерпрайз” соглашение о сотрудничестве. Согласно рейтингу крупнейших российских компаний “Эксперт-400”, консолидированная выручка холдинга “Илим Палп Энтерпрайз” в прошлом году составила 1,3 млрд. (61-е место среди мировых лидеров). Так что на состоявшемся 22 ноября “круглом столе” “Российская компания ЛПК мирового уровня: возможности и реальность” доклад представителя “Илим Палп” был “главным блюдом”. О деятельности компании рассказывалось настолько интересно, что наша газета заинтересовалась: а насколько “Илим Палп” близок к мировым стандартам работы с персоналом?
КИТАЮ НУЖЕН ДЕШЕВЫЙ РУССКИЙ ЛЕС
“Круглый стол” начали с госстатистики. Петр Передерий, заместитель директора департамента промышленности Минпромэнерго, сообщил, что лесобумажная продукция в 45 регионах формирует от 10 до 50% всего объема промышленной выработки. Отраслевой экспорт достиг 7 млрд. долларов в год. При этом импортной лесобумажной продукции в 2004 г. было поставлено на 2,8 млрд. долларов - сказывается слабое развитие высокотехнологических производств. “Низкотехнологична” и работа с персоналом: пониженная по сравнению с другими отраслями оплата труда, ухудшающаяся ситуация с профпригодностью кадров, уровнем их квалификации. Таково настоящее отечественной лесопромышленности.
По словам Передерия, прогнозный спрос на внутреннем рынке при наиболее благоприятном развитии событий к 2015 году превысит объемы 2004 года: по круглому лесу - в 2,3 раза, пиломатериалам - в 3,1 раза, листовым материалам - в 2,4 раза, бумаге и картону - в 2,3 раза.
Никита Леонов, главный управляющий директор по бизнесу ЗАО “Илим Палп Энтерпрайз”, на судьбу и правительство не жаловался, а принялся рассуждать о расстановке сил и приоритетов. “Прежде чем думать о стратегии российских компаний, нужно оглядеться вокруг, то есть посмотреть на положение в мире”. Топ-менеджер констатировал существенный кризис классических производителей (США, Канада, Скандинавия) лесобумажной промышленности, который проявляется уже не первый год. Значительное число предприятий этих стран не выдерживают конкуренцию по издержкам. “И связано это с тем, что существуют в мире гораздо более эффективные зоны для развития целлюлозно-бумажной промышленности”: Южная Америка, ЮАР, Юго-Восточная Азия. Там быстрее обновляются лесные массивы, (8 лет - эвкалипт и тропическая акация, в отличие от цикла в 80 - 100 лет, характерного для северных лесов). В этих регионах меньше затраты на энергетику и на строительство инфраструктурных объектов (примерно вдвое ниже российских показателей). “Это уже не тенденция, а тот путь, которым идет отрасль”. Леонов предрекает западным компаниям лавинообразный кризис, если государства, на территории которых размещены предприятия, не начнут коррекции.
Мировой спрос на лесобумажную продукцию в ближайшем будущем не очень возрастет, поэтому Леонову отрасль видится ориентированной на издержки. Компания “Илим Палп Энтерпрайз” пока конкурентоспособна. Но ситуация по разным предприятиям холдинга неодинакова: в Котласе и Братске удается сохранять низкую себестоимость, в Усть-Илимске - “уже на грани”. “Существенная статья затрат - персонал”. Как известно, лесопромышленные комплексы строились как “глобальные заводы с большим числом сервисов, в том числе социальных”, и давно стали неконкурентоспособными. Продажа непрофильных объектов, реструктуризация - вынужденные меры. “Работа очень тяжелая - стыкуется с местной политикой, сокращением сотрудников”. Приходится ее совмещать с созданием рабочих мест, развитием территорий. Леонов отметил, что только в последнее время компания “стала находить понимание с губернаторами относительно того, что не нужно спасать все лесные поселки, всю старую систему лесозаготовки, основанную на леспромхозах с большой численностью работников”.
Леонов сообщил интересные детали о своей компании. Оказывается, порядка 70% продукции “Илим Палп” идет на экспорт. Причем Китай - главный клиент. “В Китае мы компания номер один: 900 тысяч тонн продукции, самые эффективные сети дистрибуции”. Китайцы заинтересованы в российской целлюлозе, полученной с низкими издержками, потому что им нужно производить товары с такими же низкими издержками, прокомментировал Леонов. “Мы здесь имеем конкурентное преимущество”.
Любопытно, каким образом “Илим Палп” добивается низких издержек, ведь, по словам самого Леонова, и лес, и инфраструктура, и энергетика - все эти факторы “играют за” Южную Америку. Несложно придумать, на чем еще сэкономить...
НА РАЗНЫХ КОНЦАХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
“Солидарность” связалась с профлидерами основных предприятий “Илим Палп”. Александр Манаков, председатель профкома Котласского ЦБК, рассказал, что реструктуризация полным ходом началась в 2002 г., “мы как раз готовились заключать новый колдоговор и столкнулись с тем, что руководство отделившихся сервисов (ремонтный, электрики, строители) не захотело присоединяться к договору”. Тогда по предложению профкома наряду с отдельными колдоговорами было заключено единое трехлетнее соглашение, устанавливающее минимальные соцгарантии для работников всего комплекса. Оно регулирует вопросы по отдыху, страхованию... Но зарплата на всех 15 дочерних предприятиях и самом комбинате - разная. На основном производстве она, как водится, выше - в среднем 13 тысяч. Работники остальных компаний получают 8 - 9 тысяч. В этом году срок соглашения истекает, пока лишь 6 компаний из 15 выразили желание его продлить. Но профком ждет, время еще есть.
Несмотря на такие факты, Манаков считает, что в целом компания пошла навстречу профсоюзам и реструктуризация пока проходит с “минимальными потерями”. Расставались, прежде всего, с работниками пенсионного возраста, а для поддержки сервисных компаний направили к ним основные потоки заказов по обслуживанию комбината. Также работники пока не ощутили избавления компании от непрофильных активов. Например, путевки в проданный лагерь “Северное сияние” компания теперь покупает за полную стоимость, распространяя их среди сотрудников за 10% от цены. В 2006 г. Дом культуры, принадлежащий компании, отойдет городской администрации, но компания будет платить за аренду помещений для секций и кружков работников ЛПК. Проблему Манаков видит в том, что после избавления от обременительной собственности компания может в любой момент прекратить такую “благотворительность”.
“В любом случае, первый этап реструктуризации мы прошли, а вот в Братске профсоюзу только предстоит столкнуться с издержками реструктуризации. Только что разговаривал по телефону со своей коллегой Натальей Логиновой - ситуация там непростая”. По словам Манакова, в воскресенье лидеры профобъединений “Илим Палп” вылетают в Москву, чтобы за несколько дней до IV съезда профсоюза обсудить с руководством ЦК положение в холдинге.
Логинова, председатель профкома Братского целлюлозно-картонного комбината, казалась озабоченной: действующий единый колдоговор был подписан в январе 2003 г., а уже после этого начались “отпочкования” компаний, которых в результате реструктуризации образовалось свыше десятка. В декабре колдоговор заканчивается, и теперь руководители новых структур не желают подписывать ни единый колдоговор, ни аналогичное котласскому соглашение. “Они вообще не признают нашей объединенной профорганизации, считая, что их компании ничто не объединяет”. Несмотря на это, по словам Логиновой, “Илим Палп” предлагает всем компаниям типовой колдоговор, где отсутствуют цифры, а есть лишь ссылки на всяческие приложения, которые, в принципе, можно поменять уже без учета мнения профсоюза. “Наши ответные предложения остаются неуслышанными”. Кроме того, вообще убраны некоторые бонусы, например, положение о премии по итогам года. По словам Логиновой, рассчитывать на нее и не приходится, потому что ходят слухи об убыточности комбината в этом году. Доступа к проверенной информации она не имеет.
Реструктуризация, разумеется, выгодна “Илим Палп” и не обходится без последствий для работников. У работников новых компаний существенно меньшая зарплата, не говоря уже о проблемах со спецодеждой и других нюансах. Например, после того как работники по ремонту оборудования перешли из комбината в ООО “Братсктехносервис”, их зарплата снизилась на 30 - 40%. Средняя зарплата на комбинате - около 13,5 тысяч рублей, в новых компаниях она варьируется от 8 до 12 тысяч... При этом ставка первого тарифного разряда на комбинате составляет лишь половину от прожиточного минимума Иркутской области (3384 рубля). “Оптимизация” работы комбината идет полным ходом. Еще в январе этого года на предприятии трудился 3861 работник, тогда как к 22 ноября численность снизилась до 3339 человек: часть отправили на пенсию, другие ушли в новообразованные компании.
НЕДОВОЛЬНЫЕ ЦК
В беседе с корреспондентом “Солидарности” Александр Манаков высказал идею объединения профкомов предприятий “Илим Палп” в форме корпоративного профсоюза, либо как совета председателей профкомов. В рамках такого объединения возможна координация действий, взаимная поддержка акций протеста. Логинова сдержанно отнеслась к идее корпоративного профсоюза. “Корпоративный профсоюз - это уже не профсоюз, а какая-то другая общественная организация. Нам нужно активнее взаимодействовать с профорганизациями всех компаний отрасли, ведь основа профсоюза - солидарность”. Хотя Логинова положительно оценила идею создания координационного совета председателей профкомов холдинга: “Вообще председатель профкома должен иметь право ведения переговоров с гендиректором “Илим Палп”. Ведь управляющий директорат наших предприятий уверяет, что не имеет никаких полномочий, а следует генеральной линии. Нам нужно, чтобы главный работодатель нас признавал”. Так что Логинова недовольна сегодняшним положением дел, когда с управляющей компанией ведут переговоры только обкомы или ЦК. “Многотысячные профкомы имеют право напрямую выходить на руководство компании”. Недовольна она и соглашением о сотрудничестве, заключенным между ЦК и “Илим Палп” в октябре. “Вы видели это соглашение? Там же ничего конкретного. Кстати, о его подписании мы узнали из прессы”. Манаков дал соглашению похожую оценку.
Прокомментировали профлидеры и претензии “Илим Палп” на глобальность. Логинова сказала, что до компании мирового уровня по важнейшему критерию - работа с персоналом - “Илим Палп Энтерпрайз” пока явно не дотягивает. Будучи на Сыктывкарском ЛПК, принадлежащем международной группе “Монди Бизнес Пейпа” она сравнила “свое” и “чужое”, постоянно отмечая выигрышные моменты во взаимодействии тамошних профсоюза и работодателя. “У них действительно развита культура труда, например, как предприятиях Финляндии. Профсоюз и работодатель делают одно дело, задавая новые стандарты в безопасности труда, отношении к работнику в целом”. Манаков был более лоялен: по сравнению с некоторыми другими российскими компаниями, “Илим Палп” больше внимания обращает на работу с персоналом.
Дмитрий ЧЕРНИКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте