Недавно Арбитражный суд Краснодарского края вынес 11 определений о признании задолженности ряда предприятий перед профсоюзными организациями на сумму свыше 2 млн. 613 тыс. руб. Чуть более 340 тыс. руб. уже взыскано в порядке судебного исполнительства. За комментариями “Солидарность” обратилась к Андрею КИСЕЛЕВУ, руководителю правового отдела крайсовпрофа, представлявшего многие первичные и районные организации в суде.
Андрей Киселев рассказал, что проблемы с перечислением предприятиями взносов у профсоюзных организаций, обратившихся в суд, начались давно. На одних предприятиях с 1999 года, на других тремя годами позже. Причины? Как правило, банкротство. Но администрация некоторых предприятий просто не выполняла свои обязательства “в виду отсутствия денежных средств”: они уходили на другие нужды. Но это не оправдание, говорит Киселев, ведь такая постановка вопроса противоречит Трудовому кодексу и федеральному закону “О профессиональных союзах…”.
- Тут все зависит от профсоюзного лидера, - считает глава правового отдела. - От того, когда ему надоест ждать. Дальше все решается достаточно оперативно. Полтора года назад мы разработали методические рекомендации, в которых есть форма заявления, перечень документов, необходимых для подачи иска. Пользуясь ими, можно вообще обойтись без нашего участия, но, как правило, нам приходится представлять профсоюзную организацию в суде. Могу сказать, что, если все документы собраны, иногда судебный процесс длится лишь 5 минут.
Главная сложность – убедить судей поставить профорганизации во вторую очередь в очередности удовлетворения иска, - объяснил Киселев. (Существует 6 очередей (ст. 855 Гражданского кодекса РФ), соответственно, сначала выдают деньги должникам первой очереди, затем второй и т. д.) Всем ясно, что в третьей очереди у профсоюзных организаций нет шансов, – денег не достанется. Приходится напоминать, что профсоюзные взносы – это часть
заработной платы. Часто судьи просят в качестве доказательства письменные заявления работников о том, что они согласны перечислять проценты с зарплаты в профсоюзную организацию. Как правило, найти эти заявления невозможно. И тогда уже перед юристом встает задача убедить судью, что заявления не являются доказательством и предъявлять данные бухгалтерского учета.
- Мы могли бы требовать в суде не признания факта задолженности по перечислению профвзносов, а взыскания денежных средств, - рассказал Андрей Киселев. - Но в случае, если предприятие-должник обанкротилось, такое требование нецелесообразно. Тем более, что часто внешние конкурсные управляющие согласны отдать деньги при первой же возможности и сами просят судебное постановление. Иногда и руководители идут навстречу. У нас часть дел была окончена заключением мировых соглашений: работодатель обещал погасить задолженность в полном объеме, но просил отсрочки на пару месяцев. Пока еще никто не отказывался от выплат, и все дела уже рассмотрены судом. Но, к сожалению, мы не можем контролировать и отслеживать исполнение судебных решений, поэтому трудно прогнозировать, когда и в каком объеме эти долги будут выплачены профсоюзным организациям.
Полина САМОЙЛОВА
От редакции: методические рекомендации правового отдела Краснодарского крайсовпрофа будут опубликованы в следующем номере “Солидарности”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте