Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

На Байкальском ЦБК начались сокращения

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат известен по всей России. Но далеко не только качеством своей работы. Уже много лет мировая общественность пытается обязать комбинат не наносить экологического ущерба Байкалу. Если к 2007 году ЦБК не перестанет наносить ущерб природе, его закроют и полторы тысячи человек потеряют работу. Работ по улучшению экологической обстановки не ведется, зато на предприятии вовсю начались сокращения. Об этом корреспонденту “Солидарности” рассказали работники ОАО “Байкальский ЦБК” и председатель профкома Александр ШЕНДРИК.

ЗА ГОД ДО БЕЗРАБОТИЦЫ


Уже около десятилетия идут о разговоры об установке на Байкальском ЦБК замкнутой системы водооборота. Ведь без этого сточные воды попадают прямиком в Байкал. По информации информационного агентства “REGNUM”, у города Байкальска нет своей системы очистных сооружений и его сточные воды очищает комбинат. А городская система появится только в 2007 году. И если к тому времени на комбинате не будет замкнутой системы водооборота, Министерство природных ресурсов предприятие закроет, и полуторам тысячам рабочих будет некуда деться - другой работы в городе для них нет. Но по непонятным причинам лесопромышленная компания “Континенталь Менеджмент”, которой принадлежит 51% акций предприятия, отказалась от разработанных ранее двух проектов замкнутой системы.

Денег на замкнутую систему водооборота ни компания, ни государство, владеющее оставшимися акциями ЦБК, так и не выделили. Естественно, рабочих, которым пойти в случае закрытия предприятия некуда, ситуация встревожила. Они начали собираться в цехах, писать письма депутатам, губернатору, полпреду президента в Сибирском округе Анатолию Квашнину - о необходимости установления замкнутой системы водооборота. Безрезультатно.

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Непростая ситуация и на самом предприятии. По словам рабочих, с которыми созвонилась корреспондент “Солидарности”, комбинат выполняет заданный объем работ, но ради того чтобы выполнить план, рабочие добровольно трудятся по 12 часов в сутки. На ремонт оборудования никто денег не выделяет. Средняя заработная плата - около 6 тысяч рублей. На ЦБК часто меняют директоров, ни один из которых не продержался и года.

Ситуация обострилась полтора месяца назад, когда директором стал Виктор Воронович. Сокращения идут на комбинате постоянно, но новый директор уволил главного инженера, главного механика, начальника сушильного цеха, редактора корпоративной газеты “Байкальский целлюлозник”. Отправлен в отпуск начальник варочного цеха. Все думают, что после отпуска его тоже ждет увольнение. Об этом рассказали сами работники.

- Нам говорят, что увольнения идут по обоюдному согласию, - говорит Людмила Усачева, мастер смены сушильного цеха. - Но мы же знаем, как обстоят дела. Пострадали те, кто говорит правду в глаза, кто ведет цех, у кого больше всех “летит” оборудование. Но ведь денег на запчасти не дают, завод разваливается на глазах. Говорят, и дальше будут происходить сокращения. В первую очередь пострадают начальники цехов. Ничего конкретного нам не говорят, просто предупредили, что сокращения будут продолжаться. Возможно, как-то повлияет наше собрание...

Людмила Федоровна рассказала, что разговаривает с прессой только по одной причине: знает, что она будет следующей на увольнение. У нее есть шанс удержаться на предприятии - на работе она получила инвалидность, но в этот шанс она не очень верит. Остальные общаться с прессой после ряда увольнений боятся. Но больше всего ее беспокоит судьба производства:

- Вот сейчас они сокращают главных специалистов, которые еще знают это производство. А это приведет к банкротству. Еще остался костяк старых рабочих. Они знают предприятие. Они могут что-то сделать. Но нужна еще организаторская нотка, авторитет начальника. Когда уходил начальник нашего цеха Сергей Должиков, мы его пригласили на собрание, и он сказал: “Я только вас прошу: работайте ребята, работайте! Как вы работали до этого, продолжайте так же и работать”. Мы и работаем. Мы хотим здесь работать, у нас дети, и их надо кормить. Но начальству этого не докажешь. На нашу претензию: “Вы оголили цех, оставили только заместителя начальника, что будет делать?”, - нам предложили самим выбрать кого-нибудь из нас. Но у каждого своя работа, нельзя пригласить продавца из магазина и предложить ему руководить цехом. Нельзя и из нас выбрать хорошую замену.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПРОФКОМА

- Официально увольнение произошло по соглашению сторон, - рассказал председатель профкома Александр Шендрик. - Неофициально прозвучала версия “остановки производства”. В сентябре, еще при прошлом директоре, действительно остановилась листорезка. По вине механика. Не было запчастей, а там вводили новшества на свой лад, одно из них оказалось не совсем удачным. А так сокращения шли постоянно. В прошлом году было сокращено 200 штатных единиц. Но большинству предлагали другую работу. Так что за забором оказались единицы - в основном женщины пенсионного и предпенсионного возраста. В прошлом апреле уволили 50 человек, восемь человек ушли, из-за двух пришлось судиться. По нашему отраслевому соглашению, сокращение более 40 человек считается массовым и предупреждать о нем должны за три месяца, а не за два, как было сделано. Но суд не принял это во внимание. Сейчас готовятся новые приказы - будут сокращать управление. Рабочих лишних уже нет, ставить на работу фактически уже некого, и что делать - непонятно.

Причину увольнений Александр Алексеевич видит в том, что новый директор хочет создать себе свою команду. Главного инженера и главного механика взяли с другого предприятия. Начальнику сушильного цеха замены не предвидится. Стандартная, казалось бы, ситуация, не меняйся директора каждые полгода.

ЛАТАТЬ БЕСПОЛЕЗНО

- Сейчас стали денег на запчасти выделять, но недостаточно, - говорит Шендрик. - Все наши финансовые потоки регулируются из Москвы. Вплоть до рубля, наверное. И при этом на протяжении сорока лет ничего в предприятие не вкладывали. Оно сыпется, и латать уже бесполезно. Профкому предприятие должно 900 тысяч рублей профвзносов. Обещают вернуть. Предыдущий директор тоже обещал, но так и не сделал. Два раза обращались с жалобами в Рострудинспекцию, они налагали штрафы. Сейчас обещают расплатиться в конце января, но...

Как раз сейчас на комбинате идет подписание коллективного договора. В прошлом году подписание затянулось до апреля. Была задержка зарплаты, так и не выплатили тринадцатую зарплату. Но профком махнул рукой - добиться ничего уже не получится, и занялся более важным делом: пытается прописать в колдоговоре начало работ по введению цикла замкнутого водооборота. Как гарантию занятости. Работодатель, естественно, против и просил десятидневной отсрочки. Возможно, после этого профкому позволят взглянуть на проекты. Окончание переговоров намечено на 8 февраля.

ПЛАНОВАЯ РАБОТА

К сожалению, узнать позицию руководства комбината нашей газете не удалось. Секретарь сообщила, что Виктор Воронович, управляющий директор, на совещании и подойти не может. На вопрос, когда можно будет все же с ним поговорить, так настоятельно советовала обратиться в отдел по связям с общественностью или к директору по персоналу, что стало понятно: для “Солидарности” совещания не закончатся еще долго.

Я решила обратиться к директору по персоналу Николаю. Несвитайлову. С нашей газетой директор по персоналу разговаривать отказался, официально заявил, что разрешения на использование информации не дает (при этом так ее и не предоставив), требовал назвать источники нашей информации и предупредил, что с прессой общение может происходить только лично. Единственный вопрос, на который он ответил, касался все того же начальника сушильного цеха: “Это плановая работа. Уже есть исполняющий обязанности”.

Полина САМОЙЛОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2