Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

15-летие ГМПР

Празднование в рабочем порядке

В начале февраля отпраздновал 15-летний юбилей Горно-металлургический профсоюз России - он был учрежден в конце января 1991 года. Правда, программа празднования получилась очень скромной: выступление председателя профсоюза на пресс-конференции и научно-практическая конференция “Вызовам времени - наше единство”, посвященная обсуждению внутренних организационных проблем.

ЮБИЛЕЙНО-ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


Началась “праздничная программа” с подведения итогов деятельности профсоюза за 15 лет. Председатель профсоюза Михаил Тарасенко сообщил и о достижениях Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР) - на сегодня скорее относительных, так как профсоюз все-таки требует большего. Это и средняя по отрасли заработная плата в 13 700 руб., и заключенные за эти годы отраслевые тарифные соглашения, исходящие из “научно обоснованных норм потребления”, и сохраненные на многих предприятиях благодаря деятельности профкомов социальные гарантии. Впрочем, перекладывание на граждан многих выплат, которые когда-то относились к “общественным фондам потребления”, - за ЖКХ, медицинское обслуживание, образование - сегодня в значительной степени сводит на нет повышения зарплаты. В прошлом осталось и самое значимое завоевание ГМПР в 1990-е годы - отраслевой фонд социального страхования.

Как заметил сам Тарасенко, в его юбилейном заявлении об итогах деятельности нет ничего нового - обо всем этом уже несколько лет “заявляет и ГМПР, и ФНПР, об этом на митингах принимается масса резолюций, а воз и ныне там”. В связи с чем председатель профсоюза пообещал, что, “празднуя 15-летие, ГМПР будет не в фанфары бить, а собирает конференцию, на которой будут обсуждаться внутренние организационные проблемы”. Так и получилось, правда, только во второй части конференции. Потому что без официозной части - поздравлений, исторических экскурсов и вручений наград все-таки не обошлось.

Об истории ГМПР конференции участникам рассказала зампредседателя Ирина Леденева. Воспоминаниями поделился и первый председатель профсоюза Борис Мисник. Зампредседателя ФНПР Виталий Будько выразил от руководства поздравления в адрес “передового отряда российского профдвижения”, напомнив о былых разногласиях между федерацией и профсоюзом и о том, что “эти времена уже прошли”. От депутатского корпуса и от работодателей - одновременно - выступил глава социального совета “Евразхолдинга” и депутат от “Единой России” Отари Арджба, пожелавший ГМПР успехов и заявивший, что российское профдвижение с начала 1990-х годов только зарождалось, как и вся система производственных отношений в стране. Не поднимая глаз, зачитал поздравление президент Ассоциации профсоюзов базовых отраслей промышленности Лев Миронов. Уже в заключение - от себя - он возмущенно добавил, что “категорически возражает против расхожего мнения, что в советское время профсоюзов в стране не было”. И в качестве доказательства привел личный двадцатилетний опыт работы в Нефтегазстройпрофсоюзе (НГСП). А также пообещал, что на очередном съезде ФНПР делегация от НГСП и профсоюзов базовых отраслей в целом “еще скажет свое слово”.

Впрочем, дебаты на исторические темы - не основное на конференции. Главное выразилось в названии - “вызовы времени”, ну и “единство” в действиях профсоюза.

“ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ”

Михаил Тарасенко так сформулировал основную проблему в работе профсоюза:

- Мы, придя в капитализм, имеем дело с сильными, жесткими и умными работодателями, которые адекватно вписались в мировой рынок, которые сегодня соответствуют требованиям мирового бизнеса. Мы, профсоюзы, остались во многом во временах социализма. И наша едва ли не главная беда - представление на уровне рабочих коллективов, что профсоюз - это елка, путевка, материальная помощь и культурно-массовая работа.

А нынешняя социально-экономическая ситуация делает еще более острым это противоречие между “устаревшим имиджем” и тем, что сегодня реально может или должен делать профсоюз. Причем ГМПР ни в коей мере не пытается подвергнуть сомнению правомерность наблюдаемых процессов и собирается лишь защищать трудящихся от их негативных “побочных эффектов”. Например, разве можно сомневаться в объективности и неотвратимости глобализации, в частности, исчезновении границ для перемещения капитала и рабочей силы? Смирившись с неизбежностью, профсоюзу только остается иметь дело с негативными последствиями всего этого: демпингом на рынке труда, а также уходом “глобализированных” собственников от социальных обязательств. ГМПР пытается локально бороться с этими последствиями, причем порой даже успешно. Правда, в локальной борьбе - локальные же успехи.

Или вот еще либеральная, точнее неолиберальная политика российских властей в социальной сфере - ЖКХ, здравоохранении, образовании. Как признался Михаил Тарасенко, “такая политика правомочна”, но “нет адекватного ответа властей на цену труда”. Профсоюзу приходится вновь и вновь требовать повышения зарплаты или в оптимальном варианте - еще и соглашений о ее регулярном приросте. ГМПР именно так и делает.

Не подвергает сомнению профсоюз и не сдерживаемую ничем волю собственников к реструктуризации, модернизации и оптимизации производств. Не отвергать ведь “священное право частной собственности”? Вот и остаются многие и многие работники уволенными по сокращению или выведенными за штат. А профсоюзу при всех этих процессах, во-первых, приходится “спасать” профорганизацию - причем порой даже успешно, как, например, на одном из дочерних предприятий “Северстали”, где после пяти реорганизаций и пяти переписываний заявлений на отчисление членских взносов в профсоюзе остались 97% состоявших в нем работников. Ну и во-вторых, возникает вопрос о сохранении условий колдоговора наравне с теми, что действуют для работников основного предприятия, причем несмотря на то, что собственник и проводил-то всю ре-структуризацию только ради того, чтобы снизить цену труда “вспомогательных служб”...

РЕКОМЕНДАЦИИ

Придя к выводу о необходимости “более радикальной постановки вопроса” о проблемах профсоюза, участники конференции предложили ряд мер - со стороны центрального совета, территориальных органов, профсоюзных комитетов первичек. Это и законодательные инициативы, и введение профсоюзных уполномоченных разного уровня, и поддержка координационных советов представителей профкомов в вертикально интегрированных корпорациях, и усиление работы “низового звена” - профгрупоргов. Все вроде бы просто и понятно. Почти все эти средства в ГМПР уже пытался применять - порой даже успешно... Вопрос только в том, удастся ли провести все эти меры системно и получится ли в итоге кардинально изменить ситуацию.

А так пока при всей относительной мощности и успешности в ГМПР, по признанию его представителей, можно найти “кабинетный стиль” в работе профкомов, “недостаточную разъяснительную работу” и “нежелание вступать в конфликт с работодателем”. Да тут еще почему-то, “несмотря на большие средства, направляемые на информационную деятельность, на подготовку пропагандистов, преподавателей, люди, зная о своих правах, зная, что борьба за более высокую зарплату, за лучшие условия труда защищена конституционной нормой, все время оглядываются на своего руководителя. И совершенно не думают о том, что руководитель по должности не имеет права соглашаться с протестными действиями против властей, против собственников средств производства, которых он представляет”. Вот так. С этой тенденцией, собственно, ГМПР и собирается продолжать бороться, естественно, опираясь на позитивный опыт предприятий - того же “Евразхолдинга”, “Северсталь-эмали”, “Запсиба” и так далее.

Наверное, важнейшим мероприятием, завершающим празднование, да и дискуссию об оргструктуре ГМПР, было бы торжественное подписание очередного отраслевого тарифного соглашения, - естественно, на тех условиях, которые выдвигал профсоюз. Дело в том, что в декабре 2005 года переговоры по ОТС были отложены по требованию Ассоциации промышленников горно-металлургического комплекса России (АМРОС), представители которой пожелали более внимательно изучить предложения профсоюза по темпам роста реальной зарплаты на 2006 - 2008 годы. Пока ГМПР готовится к продолжению переговоров. И, во всей видимости, руководство профсоюза не исключает сценария с общеотраслевой забастовкой. По словам Михаила Тарасенко, по уставу ГМПР может пойти на такой шаг, если все членские организации профсоюза поддержат эту инициативу. Так что продолжение переговоров должно дать еще одну оценку деятельности ГМПР - уже не только внутреннюю, со стороны профлидеров, но и с позиции работодателя. Ведь решение АМРОС при возобновлении переговоров в феврале этого года должно показать, насколько реальной силой они считают профсоюз.

Александра ПЕТРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2