Хабаровские краевые организации профсоюза работников жизнеобеспечения и Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства выступили с протестом против губительной политики в отношении муниципального транспорта. А трудовые коллективы муниципальных транспортных предприятий Хабаровска, измученные многолетними финансовыми проблемами, готовы выйти на забастовку и отстаивать свое право на достойную зарплату и нормальные условия работы.
КОМУ НУЖЕН МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
На муниципальном пассажирском транспорте в Хабаровске, похоже, поставили крест. По словам мэра города Александра Соколова, в Омске, Чите, Улан-Удэ муниципального транспорта уже нет. Коллективы хабаровских Трамвайно-троллейбусного управления и Первого пассажирского автотранспортного предприятия (АТП) периодически сокращают, они теряют специалистов. Большинство машин обветшало, часто ломается, требует больших затрат на ремонт. Понятно, что качество услуг с таким “транспортом” оставляет желать лучшего.
Ночью в краевом центре автобусов нет вообще, а днем люди долго мерзнут на остановках в ожидании муниципальных автобусов, которых становится все меньше. Можно, конечно, воспользоваться маршрутками. Но это выход не для большинства льготников - наиболее заинтересованных в сохранении муниципального транспорта. А его содержание, говорит зам мэра Сергей Афанасьев, очень затратно. Тем более что и ответственность за льготников (по крайней мере за часть из них) региональные власти как бы перекладывают на город. И муниципалитет оказывается крайним: ему особенно и не нужно, но он все равно продолжает содержать муниципальный транспорт - даже в убыток. Правда, пытаясь “бороться с издержками”.
Каким образом? Ну, в первую очередь - за счет упомянутых сокращений рабочих мест и количества транспорта. Так, года три назад на 29-м маршруте работало двадцать автобусов, осталось штук пять. А можно еще сократить и число предприятий пассажирского транспорта. И, как признался Афанасьев, за последние три года “мы обанкротили два предприятия” - ПАТП-1 и МУП “ХПОПАТ”, причем “обанкротили грамотно, не потеряли ни одного специалиста, остались все производственные мощности”. (В МУП “ХПОПАТ” работали 1200 человек, и, как утверждают в крайсовпрофе, далеко не все из них нашли работу.) Эти предприятия “обанкротили, чтобы списать большую кредиторскую задолженность” бюджету, в том числе Пенсионному фонду и за ГСМ. В прошлом году из начисленных около 200 млн. рублей налогов муниципалитет выплатил в бюджеты всех уровней около 186 млн. Ведь, как говорит Афанасьев, “как бы государство ни обманывало нас в части перевозки льготников, мы стараемся выполнить установленное законом”.
Рассказал зам мэра и о том, что в этом году в городском бюджете предусмотрено более 100 млн. рублей на муниципальный транспорт - на 30 млн. больше, чем в прошлом. По плану, должны купить 76 автобусов, хотя и не новых, отработавших в Корее лет по шесть “Дэу”. Приобрели диагностическую линию. Казалось бы, порадоваться надо - муниципалитет ратует за сохранение муниципального транспорта. Вот только остающиеся проблемы не дают это делать.
КТО ПЛАТИТ ЗА ЛЬГОТНЫЙ ПРОЕЗД
Едва ли не самый больной вопрос - оплата труда. Средняя зарплата (с учетом зарплаты руководящего состава) по АТП в городе - 9200 рублей со всеми северными надбавками. Но у экипажей автобусов из-за поломок и вынужденных простоев нет заработка. Нормальную зарплату можно было бы получать при условии выполнения плана. Но его невозможно выполнить, так как 80% пассажиров не платят наличными, а ездят по единому социальному проездному билету. И это стало сущей бедой. На поверку этот билет зачастую оказывается подделкой: за шесть месяцев 2005 года в Хабаровске их изъято из обращения около 20 тысяч. Приобретают такой билет около 42% льготников. Причем, в старых “хрущевках”, где люди живут по 40 лет и дружны между собой, приобретают один проездной... на подъезд.
На заседании краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений первый заместитель министра промышленности, транспорта и связи края Чмелев сообщил, что право на приобретение единого социального проездного в регионе есть у более чем 200 тысяч льготников. Расходы краевого бюджета на эти цели на 1 декабря 2005 года составили почти 140 млн. рублей. На каждый сторублевый билет льготника краевой бюджет должен доплачивать вдвое больше.
Но почему-то эти деньги полностью до транспортников не доходят. Как поясняет городская администрация, федеральный бюджет задолжал Хабаровскому краю 700 млн. рублей дотаций. Выходит, единый социальный проездной требует более ощутимого подкрепления финансами от правительства края? В Трамвайно-троллейбусном управлении проездной стоит 800 рублей. Кто, кроме властей, может покрыть разницу в стоимости? Пока часть этой оплаты ложится на недополучивший краевые выплаты городской бюджет, часть - как бы вычитается из средств, предназначенных на ремонт техники, и из зарплаты водителей, кондукторов, ремонтного персонала...
НОВЫЙ ВИТОК АНТИМОНЕТИЗАЦИОННЫХ ПРОТЕСТОВ?
Отсюда и социальная напряженность, и волнения - как среди льготников, так и в коллективах транспортников. Очевидное для власти решение проблемы - опять повысить тарифы. Но как эти тарифы соотносить с суммами доплат, выделяемых на льготников? Похоже, разница между затратами пассажирского предприятия на перевозку льготника и средствами, которые на нее выделят бюджеты, станет еще ощутимей. Получается, обязательная перевозка льготников для транспортников - добровольная работа себе в убыток. Что называется, натравили друг на друга несчастных пенсионеров и недополучающих зарплату водителей и кондукторов...
Из-за огромных долгов (уже около 150 млн. рублей за электроэнергию, ГСМ и по налоговым платежам) банкротство грозит и двум оставшимся предприятиям муниципального пассажирского транспорта Хабаровска. Не исключено, что 2 тысячи работников этих предприятий могут стать безработными, что тревожит профсоюзы жизнеобеспечения и автомобилистов. Именно поэтому представители этих двух отраслевых профсоюзов планировали еще 13 февраля устроить пикет у мэрии в защиту муниципального транспорта.
Городская администрация вовремя сориентировалась, объяснила ситуацию и заявила о поддержке профсоюзов. Вдобавок пообещала: как только поднимут тарифы, АТП сразу же станет лучше, то есть будет больше денег и на зарплату, и на ремонт. Мэрию решили не пикетировать - ведь тарифы-то устанавливает край. Мол, с него и спрашивайте. Правда, спрашивать разрешения на увеличение тарифов у краевой власти транспортники не стали. То ли пассажиров пожалели, то ли подумали, что это не выход, то ли прислушались к мнению краевого объединения организаций профсоюзов. Ведь Хабаровский крайсовпроф выступил категорически против повышения стоимости проезда в качестве единственного пути решения проблемы. А председатель крайсовпрофа Владимир Бондаренко посоветовал искать другие методы для исправления ситуации - ни в коем случае не за счет граждан, в основном и так небогатых.
На волне возмущения коллективы работников муниципального транспорта Хабаровска провели конференции и собрания. Итог - скорее “выпускание пара”. Ну, и заявления профсоюзов, уже с более-менее четкими требованиями: повысить зарплату, возместить затраты на перевозку льготников. К краевой администрации - принять краевую программу развития муниципального пассажирского транспорта. К Госдуме и федеральному правительству - принять нормативно-правовую базу деятельности муниципальных транспортных предприятий, остановить рост цен на топливо и электроэнергию. А если адресаты писем протеста не сумеют принять эффективные меры, транспортники пообещали пойти на крайнюю меру - на забастовку.
Власти города отреагировали на заявление своеобразно: предложили частникам создать городскую ассоциацию водителей частных маршрутов, с которой можно было бы заключить договор о перевозке льготников. И похоже, что, несмотря на явное нежелание частников, возить льготников им придется. А муниципальным водителям, если они соберутся устроить забастовку, придется делать выводы о своей необходимости городским властям, уже готовым к переносу “социальной нагрузки” на частный транспорт. Тем более что оба городских автотранспортных предприятия находятся на грани банкротства...
Так что можно делать прогнозы. И если помнить о том, что случилось с муниципальным транспортом в Омске и Владивостоке, и о безрезультатности протестов водителей муниципального транспорта в Перми, все лето простоявших палаточным городком у мэрии, то прогнозы пока получаются не слишком оптимистичные. Если профсоюзы не сумеют поднять эту проблему на уровне отрасли - по всей стране или хотя бы в большинстве регионов.
Дина ПЛЕХАНОВА
Александра ПЕТРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте