Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Сельская доля

Власть и профсоюзники о проблемах АПК

О ценовой и тарифной политике в агропродовольственном комплексе шла речь на Всероссийской конференции, которую 12 апреля провела Торгово-промышленная палата РФ. По мнению участников, вывести АПК из кризиса и решить большинство проблем возможно лишь с помощью федерального закона и Госпрограммы по развитию сельского хозяйства.

Сельское хозяйство переживает затянувшийся кризис. Его доля в валовом продукте падает постоянно. Зарплаты в отрасли составляют 41% среднего заработка по стране. Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский назвал основные проблемы, мешающие, на его взгляд, развиваться агропродовольственному комплексу. Он считает, что цены на продукцию АПК не формируются и практически не регулируются. А сами производители задыхаются от растущих затрат, например, на электроэнергию, горюче-смазочные материалы (ГСМ). Так, бензин за последние три года подорожал на 186%, а дизтопливо - на 253%. За прошлый год в отрасли только на топливо и ГСМ было потрачено 20 млрд. руб. Производить сельхозпродукцию становится нерентабельно, поэтому из года в год снижается поголовье крупного рогатого скота и уменьшаются площади под картофель. Знаменитое сибирское зерно стало неконкурентоспособным даже на внутреннем рынке.

Безудержный рост цен связан с лояльным отношением государства к компаниям-монополистам. Так, российские цены на топливо диктуют всего пять компаний-монополистов, причем, как правило, регионы “поделены” между ними. “Махровым монополистом” была названа компания РЖД: железнодорожные перевозки и услуги стабильно дорожают два раза в год. Кроме того, производителя поджимает извечная “российская болезнь” - лимиты. По словам Аркадия Злочевского, лимитируется все - энергия, газ... Если истратил меньше положенного, в следующий раз и получишь меньше, если же истратил больше - плати огромный штраф.

Самое же слабое звено в АПК - сбыт. В последние годы производитель сельхозпродукции вынужден отдавать свой товар практически по себестоимости. Так, первичные цены за год выросли менее чем на 10%, а на молоко они даже снизились. Бороться с этим невозможно, так как цены диктуют переработчики, а продукция является скоропортящейся. Вместе с тем, за последний год цены, устанавливаемые переработчиками, выросли на 65%, подчеркнул Злочевский.

Заведующий отделом ценовых и финансово-кредитных отношений ВНИИ экономики сельского хозяйства Николай Борхунов тоже высказал предположение, что на сельхозпродукции наживаются продавцы и переработчики. По его данным, цены от производителя почти не изменились с 1999 г. Для того чтобы решить все проблемы, нужно кардинально изменить тарифную политику государства. Отчасти помогло бы перекрестное субсидирование во всем агропродовольственном комплексе.

Приблизительно в том же духе высказывались и остальные выступающие, жалуясь на завышенные тарифы, стоимость транспортировки продукции и сетуя на несовершенную законодательную базу. Президент Российского союза производителей соков Валерий Остапец отметил, что те же самые проблемы обсуждались еще в 2001 году на съезде представителей малого бизнеса, и с тех пор ситуация нисколько не меняется. Выдвигались предложения, разрабатывались нормативно-правовые акты и законопроекты - ощутимого результата нет: они или не принимаются, или просто игнорируются чиновниками. Проблему Остапец видит в слабой дисциплине, а ее решение - во введении персональной ответственности. Кроме того, выступающие обратили внимание участников на взяточничество чиновников и бурный рост их количества.

Участники конференции отметили отсутствие целостной и обеспеченной соответствующими финансовыми ресурсами системы господдержки сельского хозяйства. Государство, отказавшись от лицензирования и контроля над некоторыми видами деятельности предприятий АПК, не обеспечило условия для внедрения новых механизмов саморегулирования. По мнению участников конференции, повышению эффективности АПК будет способствовать уменьшение административных барьеров и снижение тарифов на услуги госорганизаций для комплекса. Первоочередными задачами являются: оптимизация законодательства, принятие госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков на 2007 - 2010 гг., установление регулируемых цен, комплекс антимонопольных мер и прочее. Участники конференции обратились к федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти, отраслевым объединениям товаропроизводителей АПК, бизнес-сообществу с призывом объединить усилия для решении этих задач.

Необходимо добавить, что в марте правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона “О развитии сельского хозяйства”, который призван обеспечить единую государственную агропродовольственную политику. Предполагается, что положения закона будут реализовываться с помощью госпрограммы. Рассмотрение законопроекта назначено на апрель.

Марина ЮРШИНА


КОМУ НА СЕЛЕ ЖИТЬ ХОРОШО

“Солидарность” решила выяснить, какие проблемы агропромышленного комплекса считают основными в регионах и каким образом можно исправить сложившуюся ситуацию. Об этом мы спросили председателей региональных организаций профсоюза работников АПК, а также попросили их рассказать о первых результатах реализации национального проекта возрождения сельского хозяйства.

Елена ВАСИЛЬЕВА, председатель Псковского обкома профсоюза:


- У нас сейчас в основном действует пищевая, перерабатывающая промышленность. Потому что в колхозах практически не осталось людей. У колхозников беда одна: молоко закупают монополисты. Например, один завод в Великих Луках закупает молоко на всем юге региона. Устанавливает закупочную цену от 5 до 7 рублей за литр. А дизельное топливо стоит 17 рублей! Но солярку с молоком даже нельзя сравнивать: молоко - это корова, корову надо кормить, ее надо вырастить... Надо подходить по-другому. Сейчас все колхозники говорят, что летний скачок цен на солярку нехорошо скажется на хозяйствах - денег ведь и без того нет. И зарплаты невысокие: квалифицированные доярки получают по 3 - 4 тысячи рублей. В хорошо поднятых колхозах побольше - 5 - 6 тысяч.

А как изменить ситуацию? На месте производителей я бы сливала молоко месяц-два. Где тогда переработчик его купит? Поедет в Москву? Думаю, устал бы ездить и поднял бы закупочную цену. Многое зависит от того, насколько люди смогут себя показать и проявить. Если бы хотя бы по одному региону провести акцию протеста, тогда можно было бы и побороться.


Владимир ЕМЕЛЬЯНОВ, председатель Марийского рескома профсоюза:

- Если говорить о программе развития агропромышленного комплекса, то первым пунктом должно было бы стоять исправление диспаритета цен. Ведь темпы их роста на ту продукцию, которую потребляет село (запчасти, удобрения, сельхозтехника, горюче-смазочные материалы, энергия), остаются значительно выше, чем на сельхозпродукцию. И этот диспаритет ежегодно выкачивает из села гораздо больше средств, чем бюджет ему возвращает. В такой ситуации надеяться, что отрасль сможет выйти на нормальные рубежи работы, невозможно. То есть колхозник не может надеяться, что он сумеет себе заработать, как бы он ни работал.

Второй момент. Нужно ввести ограничения на дешевый импорт, в который заложены большие дотации. Потому и цены на привозимую продукцию могут быть ниже, чем себестоимость нашей продукции, становящейся неконкурентоспособной. Эти вопросы необходимо отрегулировать законодательно, иначе у отрасли серьезной перспективы не будет.

При социализме была единая цепочка: производитель, переработчик и т.д.. Ее старательно разрушили. И в первую очередь тем, что государство не только уходит из села, но из экономики старается вообще уйти. В результате каждое звено этой цепочки самостоятельно. И эту самостоятельность местные и региональные власти даже при желании практически не в состоянии отрегулировать. Тем более что законодательство запрещает вмешиваться в экономическую деятельность субъектов.

Теперь сельхозпроизводитель и переработчик - не партнеры. Второй не заинтересован в том, чтобы первый был богатым, и не делится с ним должным образом. В результате переработчик может какое-то время существовать безбедно, а сельхозпроизводитель садится в лужу... Но следом и переработчик все равно оказывается в сложном положении, потому что перестает получать нормальное сырье. И в итоге банкротится.

Прежнюю цепочку восстановить сложно. Думаю, что здесь надо использовать чисто экономические пути, урегулировать рынок. Очень жестко, как во всех ведущих странах, путем квотирования и т.п. У нас же сделали открытый рынок. И - вот результат.


Аминат КАДЕЕВА, председатель Дагестанского рескома профсоюза:

- Что могут люди предложить и решить без государства? Конечно, нужна последовательная госполитика. Сейчас у нас распались все колхозы и совхозы (горная часть республики). Главная задача сегодня, по моему мнению, состоит в том, чтобы средства, которые выделяются на запущенные в этом году нацпрограммы, не оседали где-то, а были потрачены по своему целевому назначению. И это необходимо проконтролировать. Что-то, может быть, и изменилось бы.

Кроме того, если на государственном уровне невозможно поддержать огромные совхозы, колхозы, то стоит хотя бы помочь частникам, тем людям, которые на самом деле вкладывают себя, свой труд и что-то хотят сделать... Вот началась посевная кампания - и сколько же уходит денег на горюче-смазочные материалы! Сколько нужно вложить, чтобы потом получить урожай! Сейчас, когда на начальном этапе нет этих средств, нет помощи, говорить о конечном результате не приходится. Инфляция съедает все средства, которые даже и выделяются государством.


Лидия РЕВЕНКОВА, председатель Курганского обкома профсоюза:

- Наступивший 2006 год вселил в нас долю оптимизма: приняты и утверждаются целевые программы, определяются меры по реализации приоритетных нацпроектов. В том числе - развития АПК. Курганская область живет и развивается в особых условиях: у нас 52% сельского населения. У нас принята целевая программа области в рамках нацпроекта развития АПК. В ней определены мероприятия по ускоренному развитию животноводства и по стимулированию малых хозяйственных форм (фермерские, лично-подсобные хозяйства). Руководители областных профорганизаций, в том числе председатель обкома профсоюза работников АПК, вошли в общественный совет при губернаторе по реализации нацпроектов.

В связи с нововведениями есть и проблемы. Например, в получении кредитов на технику, на племенных животных. У нас много фермерских хозяйств подали документы на кредитование. Но фермерам более удобны долгосрочные кредиты, чем предлагаемые краткосрочные. Да еще банки предъявляют к ним очень высокие требования. Вот недавно на заседании общественного совета при губернаторе делал отчет директор департамента сельского хозяйства области. Приводил примеры по ряду районов. В частности в Мышкинском районе 45 фермеров подали документы на кредитование, а сумели получить деньги только 27...

Остается серьезной и другая проблема - оплата труда. Нищета в Курганской области больше, чем в других регионах: 49% населения - за чертой бедности. У нас самая низкая оплата труда, на селе в среднем - 1700 рублей. В большинстве сельхозпредприятий устанавливается ставка 800 рублей. Вроде бы и нарушений закона нет, но как существовать на эти деньги, которые еще и не платят вовремя? Все руководители сельхозпредприятий говорят, что если бы установили паритет цен на энергоносители, зерно, сельхозпродукцию, то все бы проблемы решились. Нужна господдержка.


Юрий РЯБИНИН, председатель Челябинского обкома профсоюза:

- Мы впервые получили открытую поддержку со стороны президента, правительства, Госдумы - нацпроект по развитию АПК... На деле же сегодня большие сложности в получении кредита - и для крестьянина, и для кооператива, и для фермера. До сих пор до глубинки это дело не дошло.
Про цены. Мы не собираемся сливать молоко. Потому что это продукты, первоисточник. Он нужен промышленным городам - Челябинску, Магнитогорску и другим, ведь у нас очень тяжелые экологически зоны. Молока надо побольше, потому что люди в нем нуждаются. Но сегодня субсидирование (небольшой процент) идет только на некоторые предприятия - элитное животноводство, элитное семеноводство, а на производство молока - нет. Субсидии, дотации надо давать производителю, и тогда крестьяне не будут страдать. И пусть тогда повышают цены на ГМС и прочее сколько хотят, это село не будет волновать. Сейчас же молоко у производителей принимают по 7 рублей, а продают потом по 17... Получается, что производить молоко нерентабельно. Надо закрывать фермы, уничтожать поголовье... Потому что все это - в убыток. Нужны субсидии от государства.

Теперь другая проблема - приобретение сельхозтехники. Главный вопрос ценовой политики между промышленностью и сельским хозяйством решается в какой-то степени через лизинговые поставки. Нам отодвигают расчеты за машины на 10 - 15 лет. Но долг надо все равно вернуть, его никто не спишет... Да и техника в основном дорогая, импортная. Надо нам самим на территориях развивать сельскохозяйственное машиностроение. Тогда мы не будем зависеть ни от кого. Мы в области уже много производим сельхозорудий - и не хуже, чем другие. Есть заводы в Башкирии. А в Свердловской области на вагонном заводе изобрели новый трактор, аналогов которому не будет даже за границей!


Валентина МОСКОВСКАЯ, председатель Тульского обкома профсоюза:

- Проблема, наверно, везде одинаковая. Предприятия в буквальном смысле банкротят. Ценовой политики - никакой. С сегодняшними законами я даже не знаю, какие могут быть пути выхода. Объявили о национальной приоритетной программе - может быть, это какой-то толчок даст. Вот было заседание комиссии по реализации нацпроекта в Тульской области. Выяснилось, что пока даже сама программа не подготовлена как следует, не отлажен процесс. Для оформления кредитов нет разработанного наверху положения, а ведь программа действует уже с нового года... А на селе людям самим изменить ситуацию очень трудно. Их держат в буквальном смысле в страхе, чтобы они держали определенную цену на сельхозпродукты. Зарплата же при этом очень невысокая - около 3 тысяч рублей.

Что нужно делать? Вот сейчас все больше уделяют внимание малым формам хозяйствования. Но, как показывает практика, если хозяйство большое, сильное, оно и более стойкое. Единоличникам выстоять в данной ситуации - экономической, политической - очень трудно. Наверное, стоит делать упор на крупные хозяйства.


Николай ЧУПРИНА, председатель Белгородского обкома профсоюза:

- Ценообразование для нас - самый страшный вопрос. Например, в 2005 г. получен неплохой урожай зерновых. Но монополии так подтягивают цены на энергоресурсы, солярку, бензин, удобрения, что переработчики потом, естественно, снижают цены на закупку нашей продукции. И ничего не остается даже на зарплату людям, не говоря уж о прибыли! И так - из года в год. Мы считаем, что этот вопрос должен быть изложен в законе о сельском хозяйстве. Чтобы лет на пять были установлены предельные закупочные цены - нижняя и верхняя планки. Таким образом сельское хозяйство могло бы освободиться от давления монополий.

Государство должно дотировать село. Или - действовать по-другому: идти монополиям навстречу. Чтобы сначала они дешевле продавали на внутреннем рынке , а уж потом давать им возможность работать с заграницей на каких-то льготных условиях. Или просто компенсировать им из бюджета разницу за упущенную выгоду. Или перераспределять их налоговые платежи между сельхозпроизводителями. Ведь все монополисты платят серьезные налоги. Но они получают эти деньги за счет агропромышленного комплекса, и они должны поделиться. Налоги поступают в бюджет, а в бюджете строчка должна быть: “расходы на компенсацию за горюче-смазочные материалы, удобрения и т.д.”. И надо обязать власти всех территорий этим заниматься. Этого не надо стесняться, это везде есть в цивилизованном мире. И дотации есть. Нам - хотя бы компенсации...

Как еще можно помочь сельскому хозяйству? Обязать власти, чтобы они закупали и на федеральном, и на региональном уровне, допустим, 50% от того, что сельхозпроизводитель получит. Скажем, зерно: платить за него не полторы, а две цены сельхозпроизводителям. Ведь когда они это зерно смелют, сделают муку и испекут хлеб, то продадут его в магазине за четыре цены. А наша доля в стоимости хлеба - 30%. Остальное пусть забирают себе. Чтобы был какой-то интерес. И так - по каждому продукту питания.
Другая проблема - сельхозтехника. Отечественных машин уже практически нет, приходится закупать за рубежом. Многие боятся, потому что потом ремонтировать будет сложно. И цены на зарубежные машины высокие. Вроде бы есть лизинг, но его условия для нас очень тяжелы - под 10 - 15%, а это много. Кроме того, нужна долговременная программа кредитования на покупку техники. Сейчас она рассчитана на очень короткий срок - от 5 до 10 лет. А еще нужны серьезные кредиты, с компенсацией процентной ставки за счет государства. Теперь ведь остались частные хозяйства, сменилась форма собственности. Так и надо пойти людям навстречу! Или же они бросят свое дело.

А еще люди боятся вступления в ВТО. Конечно, в первую очередь последствия ощутят город и крупные сельхозпроизводители: будет просто перекрыт рынок сбыта. При вступлении в ВТО главное - добиться доступа к рынку. Естественно, будут диктоваться цены. Они не будут высокими - в этом никто не заинтересован. И сельхозпроизводителю со своей продукцией будет трудно прорваться на рынок из-за высоких цен на солярку, удобрения, технику, семена... Да еще вводятся серьезные налоги на землю. Получается заколдованный круг... В этом году появилась некоторая помощь - национальный проект. Но вступлением в ВТО все начинания будут перечеркнуты.

Кстати, в реализации программы возрождения села Белгородская область идет впереди всех регионов. Из общероссийской суммы финансирования нацпроекта в системе сельского хозяйства мы взяли 8%. А до мая мы должны взять еще больший процент. Потому что мы документально доказали необходимость именно такой суммы. В области работа в разгаре: идет строительство крупных сельскохозяйственных комплексов, фермерских хозяйств и т.д. Программа в действии. А в некоторых регионах еще даже нет проекта, сметной документации, бизнес-плана. Видимо, там посчитали, что запланированная сумма будет поделена между субъектами федерации поровну. Но это не так.

Мы взяли на себя обязательства: к 2008 г. должны производить в пределах 400 тысяч тонн мяса птицы, свинины. К 2010 г. - 500 тысяч тонн молока только за счет сельскохозяйственных предприятий. Плюс частники будут производить тысяч триста. Очень большие программы. Сейчас создаются кооперативы - снабженческие, сбытовые, сельскохозяйственные. Через кооперативы люди берут кредиты, выращивают у себя в хозяйстве телочек, которые будут закупаться сельскохозяйственными организациями. Будут организовываться фермы, а значит, и новые рабочие места.

Что касается заработной платы, то уже с начала 2006 г. для работников сельского хозяйства она составила в среднем около 4700 рублей. А в следующем году нами поставлена задача выйти на новый рубеж - не ниже 6 тысяч. Хотя уже сейчас есть агрохолдинги, где средний заработок - 10 тысяч рублей. А на птицефабриках - еще выше.

Опрос подготовила Наталья КОЧЕМИНА
Фото Николая ФЕДОРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика