Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Лидер белорусских профсоюзов вышел на свободу

В воскресенье, 9 ноября, после 10 суток административного ареста вышел на свободу председатель Белорусского профсоюза автосельхозмашиностроения (АСМ) Александр БУХВОСТОВ. Напомним, что 30 октября, приблизительно в 16.10, Бухвостов был арестован на Октябрьской площади Минска во время проведения пикета против вмешательства государства во внутренние дела независимых профсоюзов. В тот же день в 18.45 Центральный суд вынес решение об административном аресте профлидера за нарушение порядка пикетирования.

Жена и коллеги Александра Ивановича рассчитывали, что его освободят в 16.00, поэтому и пришли к зданию приемника-распределителя пораньше. Но двери казенного дома распахнулись ровно в 18.45.

На пороге показался небритый (в камеру не разрешают брать бритву) и заметно уставший Александр Бухвостов. За десять дней ни одной прогулки на свежем воздухе и 12 квадратных метров камеры на пятерых. Несмотря на воскресный день и столь позднее время встретить бывшего арестанта пришли около сорока человек: родные, близкие, профсоюзные соратники, журналисты, представители политических партий.

Бухвостов рассказал, что в камере площадью 12 квадратных метров находились он и еще четыре человека. “Кормили два раза в день, третий раз - чай. В камере было прохладно. Но у меня претензий к обслуживающему персоналу нет. Они ко мне нормально относились. В милиции тоже есть люди, которые понимают, что происходит в стране, что не все надо принимать так, как преподносят”, — сказал Александр Иванович. По его словам, с сокамерниками у него тоже сложились нормальные отношения: “Мы друг друга поддерживали. Не было никаких конфликтов”. О своем отношении к решению суда и о том, что происходит сегодня в профсоюзном движении Белоруссии, Александр Бухвостов рассказал корреспонденту “Солидарности”.

- На ваш взгляд, решение суда соответствует вашей вине, или власти все-таки перегнули палку?

- Я был готов ко всему. Я шел на это сознательно. Я знал, что не выполняю решение горисполкома. Это была акция гражданского неповиновения. Поэтому говорить о том, что могли бы дать меньше, что я мог бы отделаться штрафом, несерьезно. Мне кажется, что это было решением не только судьи. Но я не рассчитывал, что суд будет так скоро. Я думал, что заседание будет назначено на следующий день. Но они сказали: “Все надо сделать быстро”. Скорее всего, власти не хотели, чтобы это затягивалось, чтобы на суд могли прийти люди. В результате на суде практически никого не было.

- А чем мотивировали?

- Я мотивировку не спрашивал. Они сказали “надо и все”...

- Как вы можете охарактеризовать ситуацию с профсоюзами в Белоруссии?

- Крайне негативно. Профсоюзы фактически перестают действовать как свободные и независимые организации. Они, конечно, на каком-то уровне защищают интересы трудящихся, но они не участвуют в общественных и политических процессах. Они не определяют уровень жизни. Если Федерация профсоюзов Белоруссии не может заниматься повышением уровня жизни, добиваться, протестовать, требовать, предлагать, это значит, что она превратилась в корпоративную организацию тоталитарного режима. На мой взгляд, Лукашенко хочет опереться на ФПБ, чтобы продлить свои полномочия. Поэтому идет такое массированное давление на независимые профсоюзы.

Сегодня профсоюзы радиоэлектронной промышленности и автосельхозмаша вытесняют из ФПБ, потому, что кроме нас в Федерации никто не создает проблемы правительству и государству. А профсоюзы ФПБ выполняют ту волю, которую им навязали. Федерация и правительство - это одно и тоже. Сегодня их разделять нельзя. Поменяться ФПБ может только с разрешения президента. Если президент разрешит, она будет меняться. А он им не разрешит. Ему это не надо.

В наших организациях тоже есть сторонники огосударствления профсоюзов. Они хотят создать однородную Федерацию, а профсоюзы АСМ и РЭП там инородное тело. Но мы будем сражаться до конца. Нам надо отстоять нормальное развитие профсоюзного движения.

Если профсоюзы будут такими, какими их строят, они не будут влиять на экономическую, на социальную политику, они станут бесполезными как организация трудящихся. Рабочие будут создавать новые организации. Да, им будет тяжело. Да, они будут подвергаться репрессиям, а любое выступление вопреки установленному сценарию будет строго караться. На мне это продемонстрировали. Но это будут организации, которые будут добиваться для работников чего-то. Я, собственно, и хотел проверить, как мы, независимые профсоюзы будем чувствовать себя, если будем продолжать бороться за права трудящихся.

Федерация профсоюзов Белоруссии по поводу вашего ареста сделала заявление, в котором, цитирую: “с позиции пацифизма сочувствует больному человеку, ограниченному в свободе передвижения”. И далее: “в то же время все прекрасно понимают, что закон был нарушен осознанно, специально, только в целях личной популяризации и с благословения зарубежных “друзей”...

- Это абсурд, это глупость. Они рассматривают мое выступление, как “личную популяризацию”. Они еще пацифизм привязывают. Причем тут пацифизм? Ладно бы милосердие вспомнили... Это достаточно глупое и характерное для нынешнего руководящего состава ФПБ заявление. Оно выглядит курьезно на фоне того, что происходит сейчас в профсоюзном движении Белоруссии.

- Вы взяли небольшой отпуск, чтобы отдохнуть после ареста?

- Нет. Я выхожу на работу.

- Какие планы у вас на ближайшее время?

У нас очень много работы. У нас подготовка к съезду. Идет борьба внутри профсоюза за чистоту линии, за то, чтобы оставаться независимым и самостоятельным профсоюзом. Очень много другой работы. Так что отдыхать некогда.

Игорь ЕКАТЕРИНИН - специально для "Солидарности"
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2