Реформы в отрасли - всегда нелегкий для профсоюзных организаций период. Особенно когда администрация предприятия или компании пытается либо уничтожить профорганизацию, либо превратить ее в удобную, контролируемую структуру. Именно такая попытка была сделана в недавно образованной ОАО “ОГК-3” (оптово-генерирующей компании) в ходе реформы РАО “ЕЭС”. И все-таки централизовать профорганизации электростанций, ставших филиалами компании, лишить их юридических и финансовых прав - не вышло. “Всероссийскому Электропрофсоюзу” и работникам предприятий удалось сохранить профорганизации в филиалах ОГК-3.
В ПРЕДДВЕРИИ РЕФОРМЫ
Реорганизация ОАО “ОГК-3” закончилась 1 апреля 2006 года. Шесть самостоятельных ГРЭС присоединились на правах филиалов к компании с головным офисом в Московской области. На этих ГРЭС действуют первички общественного объединения - “Всероссийский Электропрофсоюз”. А в начале года и в аппарате управления головного офиса компании зарегистрирована первичная профорганизация ОАО “ОГК-3”. Встал вопрос, как работать в новых условиях. В начале марта это обсуждалось на совещании председателей всех первичек компании, а 15 марта - и на заседании президиума ВРК “Электропрофсоюз”.
- Президиум поручил соответствующим территориальным органам провести конференции и решить вопрос изменения названий проф-организаций в связи с изменением структуры предприятий, - рассказал нам секретарь ВРК “Электропрофсоюз” Николай Родзейко. - Кроме того, избраны полномочные представители для создания совета представителей - легитимного органа для ведения переговоров с работодателем и подписания коллективного договора ОГК-3 с приложениями для каждой электростанции.
Николай Константинович пояснил, что составить единый колдоговор для электростанций, расположенных в различных регионах России, очень сложно - разные условия жизни, разная производительность труда и т.п. Специфику можно учесть в приложениях.
УСТАВУ ВОПРЕКИ
Вроде бы решение найдено. Вот только не все руководители профорганизаций компании так считали. В начале апреля на каждую станцию компании стал наведываться председатель профорганизации аппарата управления, он же начальник отдела Департамента управления персоналом ОГК-3 Дмитрий Комаров. Рассказывал о своей первичке и пояснял, что надо создать единую для всей компании профорганизацию - с руководством, конечно, в столице. И профком его организации уже принял соответствующее решение.
Однако 12 апреля на 2-м пленуме ВРК “Электропрофсоюз”, где обсуждалось выполнение постановления президиума, активность Дмитрия Ивановича не одобрили. Цитирую: “Комаров Д.И. продолжает работу по организации неуставной структуры - первичной профсоюзной организации в одном хозяйствующем субъекте - юридическом лице, <...> филиалы которого расположены в нескольких субъектах РФ, что выражается в принятии на учет в ППО ОАО “ОГК-3” (фактически ППО Управления ОАО “ОГК-3”) членов профсоюзов из филиалов”.
- На пленуме обсуждались и другие проблемы в филиалах компании, - рассказал Николай Родзейко. - Например, запрет на перечисление профвзносов первичкам, содействие должностных лиц к вступлению работников ГРЭС в первичку управления.
Дмитрий Комаров был предупрежден о личной ответственности за свои действия и нарушение устава Электропрофсоюза, но не остановился. Вместе с тем на пяти ГРЭС уже прошли профсоюзные конференции и избраны члены совета представителей. 25 апреля должно было состояться собрание и на Костромской ГРЭС. Комаров появился там раньше - 20 апреля.
“РАЦИОНАЛЬНОЕ” ПРЕДЛОЖЕНИЕ
На профсоюзную конференцию Костромской ГРЭС корреспондент “Солидарности” отправилась вместе с Николаем Родзейко. Там работники предприятия и профактивисты рассказали нам о недавнем визите Дмитрия Комарова и своем отношении к его предложению.
- 20 апреля было профсоюзное собрание подразделения управления нашей ГРЭС, - рассказывает председатель цехкома управления Ольга Скрябина, - где почему-то присутствовал бывший председатель профкома Черепетской ГРЭС, а сейчас - начальник отдела Департамента управления персоналом ОГК-3 Дмитрий Иванович Комаров. Он попросил слова и рассказал, что в январе в управлении компании зарегистрирована профорганизация, профком которой решил, что в нее должны войти все профорганизации филиалов, причем без статуса юрлиц и без расчетного счета, как и сами филиалы.
Оказалось, что Дмитрий Комаров приехал на то собрание не только выступать, но и действовать. И в тот же день в управлении ГРЭС появились заранее подготовленные “болванки” о снятии с учета в первичке ОАО “Костромская ГРЭС” и сразу же - о постановке на учет в ППО ОАО “ОГК-3”. А также об удержании из зарплаты профвзносов и перечисления их на счет его первички. Работники ГРЭС, однако, не спешили с переходом. Участники собрания, прошедшего 20 апреля, рассказали, что в поддержку первички ГРЭС выступали даже руководители подразделений предприятия - не члены профсоюза. Ольга Скрябина объяснила мне, что вызывает у людей недоверие:
- Я не понимаю, каким образом будет построена работа первички ОАО “ОГК-3” и как простой рабочий сможет обратиться туда для решения, например, трудовых споров. На прошлом собрании я об этом спрашивала Дмитрия Ивановича, но он не ответил. Меня очень интересует и вопрос о членских взносах, ведь профорганизация живет на них. А если деньги будут уходить в Московский обком профсоюза, то каким образом станут финансироваться мероприятия на местах - в других регионах? Как будет оказываться матпомощь, помощь пенсионерам? Ответа я так и не получила. Кроме того, если мы вольемся в ППО ОГК-3, то будем лишены помощи Костромского обкома “Электропрофсоюза”. То есть живем в Костроме, а подчиняемся Москве? Смысла в этом нет.
- Мы все полностью согласны с предцехкома, - поддержала Ольгу Ивановну сотрудник управления Ирина Полякова. - Наша профорганизация всегда защищала наши интересы, были и случаи судебных разбирательств, выигранные стороной работника. Первичка должна находиться на самом предприятии, иначе как она будет защищать интересы рядового работника? А Москва... Москва далеко.
Такого же мнения придерживались все работники станции, с которыми мне удалось поговорить. Начальник смены Николай Гусаров и его подчиненные, работники технического центра управления, опасались изменения действующего колдоговора: “Кто мы для Москвы? Источник выработки. А наши социальные льготы... Мы пока не видим, волнуют они их или нет. Сказать нечего”.
ДВА СОБРАНИЯ
Некоторые работники Костромской ГРЭС все же написали заявления о переходе в другую профорганизацию. Правда, немногие. Об этом я могу судить, потому что за день - 25 апреля - побывала на двух профсоюзных мероприятиях.
Первым было собрание членов профсоюза из первички Дмитрия Комарова. Честно говоря, зрелище было то еще! В зале - около 40 человек, только 23 из них, по словам Комарова, написали заявления о переходе. Остальные - члены профкома первички ГРЭС и гости - пришли послушать. Говорил один Дмитрий Иванович: “Повестка дня... - называет ее и сразу же, не поднимая головы, скороговоркой: - Кто за, кто против, кто воздержался, единогласно”. И дальше - в том же духе!
Единственный всплеск возмущения - когда председателем нового “профкома” филиала избирают Юрия Шиханова. Оказалось, тот еще и заявление о выходе из первички ГРЭС не написал, более того, состоит в ее профкоме. “А где же ваше заявление о выходе?” - спросила Шиханова присутствующая здесь же председатель профкома ГРЭС Наталья Касторина. “Сейчас отдам”, - ответ еле слышен среди гула голосов. Словом, необычное было собрание. “А протокол кто ведет?” - спрашиваю уже в середине собрания. “Я сам”, - отвечает Дмитрий Иванович и, достав из объемной папки какую-то бумажку, срочно начинает записывать на ней какие-то цифры. То есть вести “протокол” он начал только после вопроса корреспондента “Солидарности”.
После собрания я попросила Дмитрия Комарова об интервью, но он отказался, сославшись на усталость, и попросил отложить встречу до Москвы. (Встреча не состоялась, так как по рабочему телефону Дмитрия Ивановича застать не удалось) Зато с его “новобранцами” поговорить удалось. Правда, женщины называть свои имена почему-то отказались: “К нам подошел человек и сказал: подпишите эти документы. Мы думали, что нужна перерегистрация в нашу же организацию, и подписали. А на следующий день узнали правду и не знаем, что теперь делать. Я лично не хочу в московскую организацию!” Примерно то же рассказал и подошедший к нам мужчина - тот, кто заявления разносил: “Я откуда знаю? Меня вызвали. Сказали, что на утро наш директор поедет и повезет бумаги в Москву. Потом поняли что к чему, а поезд ушел...”
Второе мероприятие - конференция первички ГРЭС (численность - 86% от тысячи работающих). Из заявленных 91 делегата присутствуют 75. Но зал полон - народ пришел просто послушать, узнать, какое же будет вынесено решение. Описывать это мероприятие долго не буду. Скажу только, что люди голосовали единогласно. Переименовали организацию (теперь она называется ППО “Костромская ГРЭС”), избрали представителей в совет. И отстояли свою первичную организацию.
МОЖНО ГОВОРИТЬ О ПАРТНЕРСТВЕ
Первое заседание представителей первичных профорганизаций ОАО “ОГК-3” состоялось в конце апреля. Они создали совет (представляющий интересы более 5 тысяч работников) и обратились к генеральному директору компании Максиму Кузнецову с предложением вступить в переговоры по разработке и заключению колдоговора. А до подписания этого документа (или нескольких, по электростанциям) предложили продлить действие прежних договоров, действовавших на ГРЭС до 1 апреля сего года. Стороны договорились.
В начале мая секретарь ВРК “Электропрофсоюз” Николай Родзейко рассказал мне, что гендиректор отдал распоряжение и наделил руководителей филиалов - исполнительных директоров правом заключения колдоговоров: “Теперь у нас колдоговоры на этот год заключаются между директором филиала и первичной профсоюзной организацией соответствующей станции”.
* * *
Хотелось бы сказать несколько слов о Дмитрии Ивановиче Комарове. Побывав на проведенном им собрании, я была удивлена, узнав, что еще пять лет назад он был председателем первичной профорганизации ОАО “Черепетская ГРЭС” (г. Суворов Тульской обл.). Председатель Тульского обкома “Электропрофсоюза” Нина Моргунова сказала мне следующее:
- Я знаю Дмитрия Ивановича давно, и мне больно, что он противопоставил себя всему профсоюзу. Это человек с огромным стажем в энергетике, понимающий проблемы отрасли, можно сказать, досконально. Но когда люди переходят на руководящую работу, они меняются... Появляется больше возможностей принимать решения уже на административном уровне. И Дмитрий Иванович пытался использовать административный ресурс в профсоюзах. Но мы, “Электропрофсоюз”, смогли показать, что наши члены профсоюза не побоялись выразить свое мнение.
Наталья КОЧЕМИНА
Фото автора
От редакции: “Солидарность” будет следить за развитием ситуации в первичных организациях “Всероссийского Электропрофсоюза”, действующих в ОАО “ОГК-3” и в других межрегиональных электроэнергетических компаниях. Мы также надеемся побеседовать с Дмитрием Комаровым, уточнить его позицию и дальнейшие действия.
“А”- СПРАВКА
Количество членов “Всероссийского Электропрофсоюза” на ГРЭС, ставших филиалами ОАО “ОГК-3”, на 1 января 2005 г.: Костромская ГРЭС - 982 (из 1109 работников); Черепетская ГРЭС, Тульская обл. - 801 (из 1100); Печорская ГРЭС, Республика Коми - 540 (из 605); Южноуральская ГРЭС -1053 (из 1053); Харанорская ГРЭС, Читинская обл. - 807 (из 1482); Гусиноозерская ГРЭС, Республика Бурятия - 1071 (из 1076).
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте