“Отмена льгот без монетизации” - так кратко можно было бы охарактеризовать содержание приказа № 45 от 25 мая, изданного администрацией читинского ОАО “Машзавод”. В одностороннем порядке, не предупреждая трудовой коллектив и профком, “наблюдательный совет акционеров” и гендиректор завода Геннадий КАРБУШЕВ намеревались отменить почти все льготы, установленные колдоговором. Ну и таким образом решить проблему с нехваткой оборотных средств. С незаконно изданным приказом, разумеется, не согласились ни профком, ни трудовой коллектив, ни областная федерация профсоюзов. Правда, профсоюзная сторона все-таки пошла на компромисс - внести ряд предложений из приказа в колдоговор, но уже по итогам заседания согласительной комиссии.
Буквально сразу же после издания приказа председатель профкома Машзавода Владимир Келяк заявил о том, что “не согласен ни с одним из пунктов приказа”. Можно было бы надеяться на бескомпромиссную борьбу за соблюдение колдоговора, поскольку социальный пакет - то немногое, чем можно было еще материально стимулировать работников. Ведь средняя зарплата дотягивает до 6 тысяч только за счет высоких заработков руководства, а так рабочие чаще всего получают на руки по 3 - 4 тысячи. Да и такую зарплату умудряются задерживать. Почти столь же жестко высказывался и продолжает высказываться зампредседателя областной федерации профсоюзов Владимир Логинов, признавая возможность выхода на коллективный трудовой спор и забастовку.
Однако большую стойкость и непримиримость пока показала сторона работодателей. Итог: в колдоговоре все-таки останется пункт о бесплатном проезде на работу. Под вопросом - бесплатное или со скидкой протезирование зубов, годовые пособия при выходе в отпуск, а также на пенсию. Все остальные льготы отменяются, как указывается в протоколе заседания согласительной комиссии - правда, пока не подписанном. Это и выплаты на похороны родственников работников завода. И оплачиваемый пятидневный отпуск по случаю бракосочетания, рождения ребенка или смерти родственника. Оплата санаторно-курортных путевок за счет средств ОАО, которыми могут воспользоваться от силы десять из семисот работников завода в год.
Как сообщил Владимир Логинов, стоимость этих льгот, по расчету профсоюза, - от силы 4 млн. рублей. Что может “выгадать” работодатель, отменив их? Разве что невыплату пособий по давно обещанному сокращению, если люди будут вынуждены уволиться сами.
И смысл сокращения, если не планировать закрывать предприятие, совершенно не понятен. Машзавод выпускает огромные компрессоры и холодильные установки для оборонки, - фактически это крупное машиностроение. На заводе сейчас работает около 700 человек - по сравнению с несколькими тысячами лет десять назад. Если проводить еще сокращение, выполнять нынешние функции завод уже не сможет. Но, похоже, руководству это и не нужно. Как сказал Владимир Логинов, “значит, другие у них намерения в отношении завода. Мотив “финансовая ситуация” который они представляют в приказе, - очень туманен. Работодатель не может достоверно и конкретно представить нам ни одной цифры. Есть балансы, но любой баланс можно представить, сделать как надо. Чтобы исправить ситуацию, можно было воспользоваться госзаказом, но директор на конкурс заявку, как положено, не подал. Я им так и сказал, что они обвиняют администрацию области, губернатора, а сами ничего не сделали, чтобы завод нормально работал. Значит, они неэффективные собственники”. Похоже, когда главным аргументом становится священное право собственности, профлидерам остается только беспомощно развести руками.
Впрочем, эффективные ли собственники на Машзаводе или нет - они вправе проводить и сокращения, и реорганизации. Правда, издавать приказы об отмене пунктов колдоговора в одностороннем порядке не имеют права. И даже сами представители руководства признают приказ незаконным. Однако продолжают настаивать на отмене льгот и отказываются при этом повышать зарплату, причем отказываются довольно агрессивно. Предпрофкома Владимиру Келяку еще предстоит утрясти ряд пока еще спорных вопросов. А по словам зампреда читинской областной федерации профсоюзов, напряженность еще не снята. Так что если руководство после работы согласительной комиссии поведет себя непоследовательно и не будет держать обещаний, то “и профсоюз, и коллектив готовы к крайним мерам - к коллективному спору и забастовке”.
Александра ПЕТРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте