Московские стройкомплекс и обрабатывающая промышленность нуждаются во множестве специалистов. Года через три еще больше работников потребуется гостиничному и ресторанному бизнесу. Для того чтобы этих специалистов можно было найти среди москвичей, в столице нужно восстанавливать систему профподготовки. О том, что для этого делается, рассказывалось на пресс-конференции “Профессиональное образование в Москве сегодня - проблемы и перспективы”, состоявшейся в конце декабря.
О ситуации в системе столичного профобразования поведал Александр Потапов, руководитель управления науки и профессионального образования Департамента образования Москвы. Ситуацию эту можно назвать скорее кризисной. И виноват в ней в первую очередь развал связей в системе профобразования вследствие развала СССР. Учреждения начального и среднего профобразования стали финансироваться по остаточному принципу, и теперь их основные фонды изношены на 80%, а станочный парк - на 65 - 70%. К тому же лишь 90 городских колледжей находятся в ведении московского Департамента образования, остальные 35 учреждений - федерального подчинения. А федеральные власти, по словам Потапова, частенько не заботятся о своей собственности; государство нередко отдавало городу совершенно разрушенные учреждения, и восстанавливать их приходится уже Москве.
Добавляет сложностей и демографическая ситуация в стране. Московские школы с каждым годом выпускают на 10 - 15 тысяч человек меньше. В этом году количество выпускников школ сравнялось с количеством конкурсных мест на первых курсах 500 столичных вузов. Понятно, что многие ребята предпочитают поступать в институты. Учреждения начального и среднего профобразования Москвы выпускают 34 с небольшим тысячи специалистов в год. Между тем только городской стройкомплекс нуждается уже в 26 тысячах специалистов. Чуть поменьше требуется обрабатывающей промышленности - 18 тысяч. А к 2010 году появится 159 тысяч вакантных мест в гостиничном и ресторанном бизнесе... Поэтому развивать систему профессионального образования необходимо.
С этой целью в 2006 году мэр Юрий Лужков в три раза увеличил ассигнования на профобразование. Помимо этого учреждения начального и среднего профобразования были объединены в колледжи и техникумы. Это позволило сконцентрировать усилия властей, поднять статус учреждения и расширить перечень профессий и специальностей. Кроме того, создана система государственно-общественного управления профобразованием: теперь существует городской координационный совет, 4 отраслевых и 10 окружных. Но главной своей заслугой правительство Москвы считает создание нормативно-правового пространства для образовательных учреждений. Принятый городской закон о начальном и среднем профобразовании позволил работодателям вкладывать средства в техникумы и колледжи для подготовки своих будущих работников. И первые инвестиции уже появились. Таким образом, по словам Александра Потапова, в Москве созданы предпосылки к тому, чтобы “система выполняла свои функции” и поставляла городу рабочие руки.
Полина САМОЙЛОВА
ОПРОС А КАК У ВАС С ПРОФПОДГОТОВКОЙ?
Для того чтобы выяснить, как обстоит дело с профобразованием и наличием специалистов на предприятиях в регионах, мы обратились к руководителям территориальных организаций разных профсоюзов.
Александр КАБАКОВ, председатель Владимирской областной организации Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности:
- Не хватает работников по простым специальностям - фрезеровщиков и т.д. Но мы училищами не занимаемся, мы занимаемся предприятиями. Лет 6 - 7 назад мы возродили конкурсы профмастерства - для поднятия престижа простых специальностей. Два года назад состоялся пятый конкурс. В марте-апреле состоится и шестой, где будут участвовать токари и фрезеровщики двух возрастных групп: молодежь - до 35 лет и профессионалы, кто старше. Из года в год конкурс идет “на ура”. Потому что те, кто участвует в нем, заинтересованы. Сначала проводятся конкурсы на предприятиях. Победители по возрастным группам участвуют в областном смотре-конкурсе. Раньше мы дарили подарки. В этом году решили не выдумывать - наградить деньгами. Каждый победитель будет распоряжаться ими по своему усмотрению. Мы и дальше будем все это практиковать.
Некоторое время назад люди стремились заработать где угодно, больше в коммерческих организациях. Считалось, что лучше пойти торговать, хотя потом они никаких социальных гарантий не получат. Но победитель одного нашего конкурса сказал: “Я скажу своему сыну: иди на завод, и будешь таким же, как и я, специалистом”. А он специалист самой высокой категории. То есть чувство гордости за свое предприятие, свою профессию он прививает и детям.
Это высказывание говорит о том, что наши мероприятия не пропадают даром. О конкурсах идет информация, возникает гордость за свою профессию. Все это ориентирует общественное мнение на то, чтобы идти именно в ту структуру и там работать, где можно делать карьеру. А не то чтобы сиюминутно получить что-то, а потом остаться ни с чем...
У нас предприятия проводят учебу. И училища при предприятиях есть. Лишь бы было желание у человека. Некоторые предприятия шефствуют над образовательными учреждениями. Устанавливают дополнительные стипендии не только учащимся, но и преподавателям. Чтобы заинтересованность была с той и с другой стороны. Практику учащиеся проходят на тех предприятиях, к которым они прикреплены. А молодым специалистам устанавливается доплата. Мы понимаем, что если его не заинтересовать, то он завтра уйдет. Хотя бывает, что после того, как они научатся всему, начинают искать, где больше платят. И находят, потому что грамотные специалисты. У нас даже объявления идут: “Токарь, з/п 15 тыс.” Но мы стараемся удержать людей на своих предприятиях. У нас бывает зарплата и больше 15 тысяч. Кто как работает.
Валентина ЧЕЧЕТ, председатель Удмуртской республиканской организации профсоюза работников строительства и промышленности стройматериалов РФ:
- Этот вопрос обсуждался на коллегии Госстроя (непосредственно по республике) в июле. Очень не хватает сметчиков и работников производства (это второе звено), а рабочих не хватает всех специальностей. Не то что их нет подготовленных, просто пока не идет молодежь ни на стройки, ни на заводы. У нас есть монтажный техникум, где обучают и рабочим профессиям, и профессиям управленческого персонала. Обучение идет, специалистов ежегодно выпускают много. Но на стройку они не идут.
Специалистов рабочих профессий, конечно, обучают недостаточно. У нас было еще несколько училищ, но они развалились. Было СПТУ-21 - его давно нет. Были при трестах СПТУ - их уже нет. И по республике были отдельные строительные училища - их тоже нет. На последнем заседании трехсторонней комиссии в декабре снова поднимался вопрос на эту тему. Наше правительство вроде бы говорило о том, что мы в основном сохранили систему низового образования, подготовки кадров, и пока другие училища открываться не будут. Потом было совещание с премьер-министром республики Юрием Питкевичем, где также обсуждался вопрос подготовки кадров по всем отраслям. И на заседании трехсторонней комиссии, и на совещании работодателям было предложено создавать учебные комплексы. Правительство предлагает свою помощь в этом.
Профсоюзы постоянно делают обращения по этому вопросу. И мы всегда первыми говорим о существующей проблеме, потому что сегодня кадров нет: не можем мы молодежь привлечь. И зарплата не совсем плохая. Конечно, первые месяцы работы тяжело - 2 - 3 тысячи рублей, но в течение полугода-года работник может зарабатывать уже 5 - 6 тысяч.
Нет молодежи совершенно. Хоть мы и считаем, что 26 - 27% работников - до 35 лет, но это в основном на сельских объектах. По нашей отрасли - 26%. Да и на заводы не идет молодежь. В частности, Воткинский завод: там и город небольшой, и работать больше негде - но не хотят, хоть и получают 6 тысяч. Им в частных предприятиях говорят: “Сходи на завод, обучись, приобрети квалификацию, потом придешь к нам”. Молодые так и поступают. Хотя сегодня на всех наших стабильно работающих предприятиях и соцпакет, и забота о пенсионерах, вообще о людях...
Виктор ЕЛЬЧАНИНОВ, председатель Бурятского республиканского комитета профсоюза работников лесных отраслей РФ:
- Когда-то у нас была большая лесная промышленность, и она имела только 43 техникума. В Бурятии была развита лесная промышленность. И сейчас осталось достаточное количество профильных образовательных учреждений. Назову основные. Это училище (раньше был техникум) целлюлозно-бумажной промышленности в поселке Селенгинске, где расположен ОАО “Селенгинский ЦКК” (целлюлозно-картонный комбинат). Кроме этого остался еще лесопромышленный колледж в Улан-Удэ, тоже бывший техникум. Они готовят специалистов для лесного хозяйства, по технологии лесозаготовок, деревообработке. Стали готовить экономистов лесной промышленности, менеджеров и коммерсантов для отрасли, механиков и т.д. И сегодня они готовят достаточное количество специалистов. Проблема в другом.
Хотя оплата труда по рабочим специальностям немного повышается, но она невысока: лесник получает 2 тысячи рублей, а работник высокой квалификации целлюлозно-картонного комбината получает в среднем 9 тысяч. Кроме того, рабочие места надо готовить, но наши собственники, особенно в промышленности, мало об этом заботятся. Считают, что у нас рынок труда сформировался, в любое время можно выгнать работника за ворота, а там уже стоит хороший специалист. Не стоит, к сожалению. Потому что хорошего рабочего надо готовить. Получается, что образование люди получают хорошее, а идти на рабочие места желания большого нет. Оплата труда низкая. Охрана труда почти никакая. Автоматизация, механизация - на уровне 1930 - 40-х годов. А работа сложная.
Вроде бы учащихся много. Казалось бы, специалисты действительно должны стоять у ворот и по конкурсу проходить. Но нет. У нас Байкальская лесная компания (довольно крупная - 2 тысячи работников) сделала специальный заказ в лесопромышленный колледж, 20 человек подготовили. Им платили стипендию и т.д. Эти 20 человек пришли на предприятия, но сегодня уже ни один там не работает. Все под разными предлогами ушли. Все это зависит от зарплаты, условий и охраны труда, социального обеспечения.
Что можно сделать? Изложу мою субъективную точку зрения. Прежде всего, надо работать над тем, чтобы работодатель стал цивилизованный. Чтобы не подчинялся только одному - выкачиванию прибыли. И от правительства многое зависит. Мы изучаем ситуацию с лесной промышленностью - не все от собственника зависит. Надо разрабатывать целую систему. Так, если предприятие занимается глубокой переработкой - это сложный процесс, то оно должно получать какие-то преференции от государства. Наверное, должна быть какая-то гибкая система, чтобы собственник занимался вопросами подготовки, трудоустройства, обеспечения жильем. А государство должно брать часть забот собственника на себя. Или какие льготы должны быть. Тогда он будет заинтересован.
Опрос провела
Наталья КОЧЕМИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте