14 марта во Дворце труда в Москве состоялось первое после съезда заседание Генсовета ФНПР. Основным вопросом повестки дня стало обсуждение политики ФНПР в области повышения зарплат.
Новоизбранный зампред ФНПР Давид Кришталь, председатель ФНПР Михаил Шмаков, зампред ФНПР Виталий Будько
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС
Один из важнейших для профсоюзного движения вопросов - повышение оплаты труда - вызвал оживленную дискуссию на заседании. Помимо членов Генсовета, в качестве гостей в зале присутствовали: председатель Пенсионного фонда РФ Геннадий Батанов, первый заместитель председателя Фонда социального страхования Борис Дуденков, заместитель министра здравоохранения и социального развития Александр Сафонов и генеральный директор Координационного совета объединений работодателей России Сергей Луконин.
С основным докладом на тему задач профсоюзов по увеличению заработной платы и тарифной части в ней выступил председатель ФНПР Михаил Шмаков.
- В течение последних шести лет среднемесячная начисленная заработная плата выросла в 4,8 раза, - отметил докладчик. - Темпы ее роста обгоняли темпы роста ВВП и темпы роста потребительских цен. В то же время большинство работающих слабо ощущали улучшение своего положения, более того, как минимум 50% работающих, особенно обремененных детьми, ощущали нарастание финансовых трудностей.
Одним из эффективных инструментов увеличения доходов трудового населения, по мнению председателя ФНПР, является повышение тарифной части зарплаты работников за счет повышения уровня МРОТ и превращения этой категории в реальный показатель уровня минимальной зарплаты.
В то же время Михаил Шмаков отметил, что в настоящее время профсоюзы не всегда эффективно используют те юридические возможности, которые у них имеются:
- Далеко не все нормы Трудового кодекса используются в процессе переговоров по структуре и уровню зарплаты. Этот вопрос также должен стать предметом целенаправленного обучения профактива. Мы обязаны владеть ситуацией по заработной плате в полном объеме и в подробностях. Мы обязаны сделать переговоры с работодателями эффективными с точки зрения обеспечения интересов наших членов профсоюзов.
НОВЫЕ ЗАКОНЫ - НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Доклад и проект постановления, внесенный Исполкомом ФНПР, вызвали оживленную дискуссию среди участников генсовета.
Об особенностях борьбы за повышение уровня зарплат в Республике Саха (Якутия) рассказал председатель республиканской федерации профсоюзов Александр Ким-Кимэн:
- В соответствии с Трудовым кодексом РФ тарифная ставка (оклад) должна быть не меньше минимального размера оплаты труда, - отметил Александр Ким-Кимэн. - Поэтому мы считаем, что проект закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда” и в другие законодательные акты РФ” приведет к снижению заработной платы самых низкооплачиваемых работников. Это произойдет потому, что в проекте закона предлагается исключить из Трудового кодекса такие важные положения, как “в величину МРОТ не включаются дотационные, стимулирующие и социальные выплаты”, “размеры тарифных ставок не могут быть ниже МРОТ”. Этого допускать нельзя!..
Другая проблема - минимальная заработная плата и величина прожиточного минимума в различных регионах РФ. Минимальный уровень жизни разный, а величина МРОТ не обеспечивает одинаковые гарантии для всех. Проблему не решил, а усугубил федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда”, предоставляющий право регионам, не получающим дотацию из федерального бюджета, устанавливать МРОТ самостоятельно. Считаем, что данное положение федерального закона противоречит Конституции РФ и Трудовому кодексу, потому что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.
Довольно тревожным было выступление председателя профсоюза работников здравоохранения Михаила Кузьменко:
- До конца месяца в трехсторонней комиссии мы должны принять рекомендации по оплате труда. Нам предлагают убрать из Трудового кодекса статью, согласно которой по тарифу первого разряда оклад должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, то есть базовый оклад может стать ниже МРОТ. Нам говорят, что все выплаты сохранятся. Но с этой гарантией уже мы проходили 122-й закон... Она будет действительна лишь для тех, кто сейчас работает. Для тех, кто придет на работу потом, ничего этого не будет. Мы, бюджетники, теряем последнюю государственную гарантию на оплату труда. И мы требуем равной оплаты за равную квалификацию.
Опасениями относительно того, как будет применяться новый закон о МРОТ, поделился с собравшимися председатель Федерации профсоюзов Архангельской области Александр Усов:
- Нас беспокоят изменения Трудового кодекса. Теперь МРОТ - это не базовый оклад, а полная зарплата, со всеми надбавками. Такого МРОТ мы и так все уже достигли. Если мы сегодня с этим согласимся - люди нас не поймут, поскольку у недобросовестного работодателя появляется возможность платить меньше.
О проблеме несовершенства российского законодательства говорил и депутат Государственной думы РФ Олег Смолин. По его мнению, профсоюзы могли бы достичь реального улучшения законов, если бы территориальные организации более активно влияли на депутатов, избранных от округов. Впрочем, в скором времени этот способ уже перестанет быть актуальным, но это не значит, что нельзя обращаться напрямую и к партийным депутатам.
ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛИРОВКИ
Обратиться к базовым понятиям, которые используются сейчас при решении проблем оплаты труда, призвал председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских:
- Может ли стать вопрос, который мы задали себе, - доведение МРОТ до прожиточного минимума - стать лозунгом для борьбы основной массы членов профсоюза? Для бюджетной сферы - да, там каждый точно знает, насколько у него вырастет зарплата при повышении МРОТ. А что если прийти на завод с призывом на забастовку по поводу МРОТ? Ничего! Что такое средняя зарплата в отрасли, на предприятии?.. В условиях сильнейшей дифференциации использование этого понятия не может являться базой и привлекать людей. Нужен иной показатель, который мы должны ставить во главу угла. В конвенциях МОТ есть категория “типичный квалифицированный работник”. Примеры подхода профсоюзов к использованию такого показателя есть. Наиболее системно к вопросу подошли металлурги в методике отраслевого соглашения, а также в Нефтегазстройпрофсоюзе. Разброс будет до тех пор, пока мы сами не разработаем какой-то стандарт и сами его не назовем. Нам нужно установить профсоюзный стандарт зарплаты типичного квалифицированного работника, утвердить на генсовете и внедрять через решения трехсторонней комиссии, через профсоюзные собрания, доводить до членов профсоюзов, до широких слоев населения и до работодателя.
С критикой представленного проекта постановления выступил председатель Федерации профсоюзов Камчатки Андрей Зимин:
- Вопрос повышения зарплаты - главный вопрос для профсоюзов. Мне кажется, что он не подготовлен и членами Генсовета, и руководством ФНПР. Разработчики проекта постановления не учли новаций, требований нынешнего дня. Там даже не учитывается решение VI съезда. У меня есть предложение: пока вопрос о зарплате не решать. Для галочки можно принять даже то постановление, которое ни к чему нас не обязывает. Но для принятия действенного решения мы должны еще провести большую работу. В проекте указывается, что мы стремимся к тому, чтобы МРОТ был на уровне прожиточного минимума. Но на IV и V съездах ФНПР говорилось, что прожиточный минимум - это грань между бедностью и нищетой. Так куда мы идем? Мы превращаемся в локомотив бедности? Мы о какой зарплате говорим? Данное постановление - постановление вчерашнего дня. Лучше руководствоваться решениями съездов.
- Нам надо выполнять собственные решения, - суммировал итоги дискуссии Михаил Шмаков. - По всем обсуждаемым вопросам проводились “круглые столы”. Вопрос готовился три месяца, он был поставлен еще 20 декабря прошлого года. Проблема соотношения тарифной и надтарифной частей зарплаты - это проблема отраслевая. ФНПР и наши территориальные объединения должны оказывать содействие отраслевым профсоюзам, но делать что-то вместо них было бы неправильно. В решениях VI съезда говорится, что одна из основных наших задач - увеличение МРОТ до уровня прожиточного минимума. При этом МРОТ - не зарплата, а социальная гарантия. Все остальное - это вопрос второй. Задачу мы обязаны выполнить, или надо пересматривать решение съезда.
По итогам голосования предложенный исполкомом ФНПР проект постановления был принят с некоторыми поправками. Основным новшеством постановления стало предписание отраслевым профсоюзам добиваться установления на предприятиях постоянной части зарплаты на уровне 70% заработка, а также утверждения процедуры индексации тарифной части зарплат и всех доплат на уровне, обеспечивающем повышение их покупательной способности. Кроме того, для территориальных объединений организаций профсоюзов Генсоветом была установлена цель - добиваться вывода минимальной зарплаты на уровень прожиточного минимума в регионе. Депутатов Государственной думы постановление призывает принять график доведения МРОТ до уровня прожиточного минимума к 1 декабря 2008 года.
Генсовет обсудил и другие вопросы, такие как выполнение в 2006 году обязательств Генерального соглашения на 2005 - 2007 годы и концепция нового генсоглашения.
Сергей КОЗЛОВСКИЙ
Фото Николая ФЕДОРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте