Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Кузбасс: забастовка шахтеров приостановлена

В полночь 19 октября несколько подразделений шахт “Есаульская” и “Тагарышская” (принадлежат “Евраз-холдингу”) начали забастовку. Так работники пытались убедить руководство продолжить переговоры. В ответ были уволены пятеро участников акции с “Тагарышской”, а Геннадия ГРУШКО принуждают отказаться от полномочий предпрофкома. Забастовка приостановлена, поскольку в противном случае руководство грозит закрытием шахт.

ЗАБАСТОВКА...


Переход на шестичасовой рабочий день вызвал категорический протест работников шахт “Есаульская” и “Тагарышская” (Кемеровская обл.) и стал причиной начала коллективного трудового спора (“Солидарность” № 36, 2007). Угроза предупредительной забастовки вынудила работодателей пойти на переговоры с представителями коллективов предприятий, но 5 октября был подписан протокол разногласий по всем пунктам. Не договорились... Тем более и помощник прокурора Рада Милочкина накануне подписания протокола вручила предпрофкома Геннадию Грушко предостережение: дескать, предмета трудового спора нет, а забастовку на шахте, опасном производственном объекте, проводить запрещено законом (“Солидарность” № 37, 2007). Грушко заявил, что под ст. 413.1 ТК РФ, на которую сослались в прокуратуре, шахты явно не подпадают, а переговоры с участием посредника просто затянули бы время. 8 октября администрации было послано уведомление о предстоящей забастовке. Руководство шахт подало иски в облсуд, и суд признал акцию незаконной. Однако в немедленном исполнении данного решения работодателю было отказано. То есть у работников появилась возможность в течение 10 дней, данных законом на обжалование решения, все же провести акцию. И забастовка началась. Ровно в полночь с 18 на 19 октября.

- Я сам находился на шахте “Есаульская”, - рассказывает Геннадий Федорович. - Мы собирались безусловно вести необходимые по жизнеобеспечению предприятия работы. И не собирались задерживать тех, кто не захотел бастовать. Остальные должны были в течение своей смены находиться на комбинате, чтобы в случае непредвиденной ситуации - шахта все-таки - было кому включиться в работу. Но вышло иначе. Служба безопасности шахт издала распоряжение о профилактике хищений материальных ценностей, запретив людям находиться на территории шахты не в свою смену. И под этим предлогом участников акции туда не пустили. Люди стояли рядом со стоянкой автомобилей за шлагбаумом. Шел дождь, было холодно. Приезжали шахтеры на смену, кто-то присоединялся к нам, кто-то шел работать. Большинство участников акции были с основных участков - добычных и проходческих. На “Тагарышской” вообще получилось интересно. Как только одна смена вышла и стала на забастовку, директор издал распоряжение об остановке всех работ на сутки, до 9 утра 20 октября, и отменил все автобусы, которые должны были привезти людей. И никто не смог попасть на смену в шахту.

Предпрофкома пропустили на территорию шахты утром, предупредив, что он может там находиться только в свои рабочие часы. Грушко письменно уведомил администрацию о том, что бастующие готовы приостановить акцию при условии возобновления 20 октября переговоров по протоколу разногласий.

...И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

- Забастовка для нас не была самоцелью, - продолжает рассказ предпрофкома. - Это пусть и крайняя, но все же форма разрешения коллективного трудового спора. Тем самым мы пытались убедить работодателя сесть за стол переговоров. На свое уведомление я получил письменный ответ, что забастовка признана незаконной, а предложения возобновить переговоры принято быть не может, поскольку вопросы уже разрешены в суде. (С этим заявлением явно поторопились, потому что полностью решение суда появится только через пять дней, и неизвестно, какие вопросы были учтены судьей, а какие отвергнуты.) Далее в ответе говорилось, что наши действия могут привести к ликвидации филиалов как структурных единиц компании. А это уже официальная угроза закрыть предприятие из-за трудового спора. Получается, что работодатель может парализовать коллективную защиту интересов рабочих, сменив названия...

По этой причине участники акции, решили приостановить забастовку с 21.00 19 октября. О чем и сообщили руководству, обратив внимание на то, что в соответствии со ст. 209 ГПК РФ решение суда вступит в законную силу не ранее 29 октября. А значит, в соответствии со ст. 417 ТК РФ на участников забастовки 19 октября распространяется гарантия по ст. 414 ТК РФ: выносить дисциплинарное взыскание за участие нельзя.

- Правда, на “Тагарышской” пятерых все же уволили, - говорит Грушко. - Им прямо во время забастовки выносили трудовые книжки. Но я уверен, что на работе мы их восстановим... Дальше было так. 20 октября я приехал на “Тагарышскую” предупредить директора, что увольнения незаконны, и предложить исправить ошибку. Разговора не получилось. Вызвали охранников и буквально силой выдворили меня с шахты, заявив, что не пустят в течение недели. 22 октября, когда я приехал на “Есаульскую”, меня пригласил к себе главный инженер. В его кабинете собрались практически все ИТР, вплоть до начальников участков. Дверь закрыли и меня вынуждали написать заявление об уходе с поста предпрофкома по собственному желанию. Безобразная была сцена: вырвали и унесли мобильник, видимо, проверяли, нет ли диктофонной записи, копировали номера... Просто беспредел.

У коллег по профсоюзу забастовщики тоже не нашли поддержки. (Хотя в своих ответах нашему корреспонденту, опубликованных в № 36, некоторые с требованиями участников забастовки полностью соглашались.) И даже наоборот. По словам Геннадия Грушко, председатель теркома Росуглепрофа Петр Бухтияров как раз 19 октября на пленуме ставил вопрос об отзыве Грушко из состава ЦК профсоюза. Пленум предложил рассмотреть этот вопрос на уровне ЦК...

- Но положительные результаты акции все же есть, - говорит Геннадий Федорович. - Гендиректор, побывав на нескольких шахтах компании, пообещал шахтерам-добычникам повысить верхнюю планку зарплаты до 50 тысяч (сейчас она примерно 35 - 37 тысяч). Не случись акции, вряд ли этот вопрос был бы поднят. Ну а мы теперь собираемся урегулировать вопрос о восьмичасовой смене, обратившись в НИИ медицины труда. Постараемся сами, коль скоро работодатель этим вопросом заниматься не собирается, заключить договор на проведение комплексного анализа всех преимуществ и недостатков обоих графиков работы. Не только продолжительности работы в шахте, а вообще - рационального режима труда и отдыха. Ведь при шестичасовом режиме соблюдается одна статья закона и нарушается другая - 110-я ТК РФ. В последней говорится, что еженедельная продолжительность отдыха не может быть менее 42 часов. А при скользящем графике при шестичасовых сменах эта норма не выдерживается.

Наталья КОЧЕМИНА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика