Целый месяц находятся в простое дорожные работники трех московских предприятий: Некоммерческое партнерство “Гильдия предприятий коммунального хозяйства”, “Дорсервисстрой” и “КВ Экотек”. 4 февраля они вышли на митинг с требованием работы. Об этом корреспонденту “Солидарности” рассказали работники дорожно-эксплуатационного участка Гильдии ПКХ “Ленинский проспект”.
НА ПРЕДПРИЯТИИ
В конце декабря прошлого года работники трех ведущих дорожно-уборочные работы фирм: НП “Гильдия предприятий коммунального хозяйства”, “Дорсервисстрой” и “КВ Экотек”, к своему удивлению, остались без дела. Госзаказчик работ ГУП “Доринвест” не продлил контракты. Такого новогоднего “подарка” никто не ожидал. Более 800 человек лишились возможности работать. Нет, официально их никто не увольнял. Просто они в простое.
Когда я ехал на дорожно-эксплуатационный участок (ДЭУ) “Ленинский проспект” Гильдии ПКХ, то думал, что проблемы образовались только у рабочих и местного профкома. Однако меня встречали все члены трудового коллектива: от рядового рабочего до начальника участка. Беда сплотила всех. Проходим в комнату. Мне предлагают чаю, и мы начинаем разговор.
Как рассказал начальник участка Олег Воробьев, раньше была только дорожно-уборочная фирма - НП “Гильдия ПКХ”. Работала успешно, участвовала в тендерах и выигрывала подряды на уборку улиц. Сначала убирали только Варшавское и Каширское шоссе. В 2003 году был выигран тендер на уборку Ленинского проспекта. Потом прибавились Кутузовский проспект и центральные улицы: Тверская, Охотный ряд, Моховая. И поскольку объемы работ увеличивались, то для повышения мобильности Гильдия создала дополнительные фирмы: ООО “Дорсервисстрой” и ООО “КВ Экотек”. Как говорит председатель профкома Гильдии ПКХ Владимир Бульбесов, это разные организации, но технически и организационно они работают взаимосвязано. В 2007 году “КВ Экотек” выиграл дополнительные объемы работ по уборке Садового кольца. По информации дорожного отдела Гильдии ПКХ, все эти предприятия убирали 27% основных магистралей, порядка 4 млн кв. м дорог, состоящих на балансе у основного госзаказчика на уборку улиц - ГУП “Доринвест”. Помимо перечисленных улиц, убирали старый и Новый Арбат, Можайское шоссе, Большую Якиманку, Люсиновскую улицу.
На участках предприятий работают люди не только из Москвы и Подмосковья - из Брянска, Орла, Курска, Твери, из Мордовии. Они выполняют все необходимые работы. Летом улицы надо несколько раз в день подметать и дважды в сутки мыть. А зимой основная задача работников - обеспечить проезд частного и общественного транспорта. Кроме того, надо содержать в “летнем состоянии” тротуары, расположенные рядом с дорогой, автобусные остановки и пешеходные переходы.
Вот что рассказал Бульбесов об условиях труда на участке. Здесь постоянно проводилась аттестация рабочих мест, людей и техники - “не каждая организация может этим похвастаться”. Действует коллективный договор. Бытовые условия, конечно, не курортные, но вполне сносные. Есть где приготовить горячую пищу, попить чаю, высушить промокшую спецодежду. Чтобы отдохнуть после смены, целых девять комнат с двухъярусными кроватями отданы в распоряжение рабочих. Медработники регулярно проводили медосмотры. Простыл человек или у него от грязных рук заболел живот - минимальная медицинская помощь ему оказывалась. Специально закупали лекарства от гриппа. Нарушений правил охраны труда нет. В теплых боксах бригада слесарей следит за исправным состоянием техники. У них тоже есть своя комната отдыха - поближе к месту работы. Средний заработок у работников составлял 12 тысяч рублей. Но многое зависит от квалификации водителя. Например, на большом ковшовом погрузчике работа сложная, и специалист получал зарплату до 20 тысяч, а то и выше.
В настоящее время уборочная техника в количестве 300 единиц находится в простое - чистая, аккуратная и готовая к работе. Стоят без дела лаповые и фронтальные погрузчики, колонна щеточных машин, распределители реагентов, трактора и автобусы для перевозки рабочих. Сами рабочие ходят по двору и угрюмо курят, ждут, когда им предоставят работу. Среди них есть и москвичи, и иногородние, которым не на что уехать домой.
- Уборка дорог - труд тяжелый, сезонный, и нередко нужны дополнительные силы, - говорит Олег Воробьев. - У нас 98% рабочих - россияне, которые не от хорошей жизни приехали из глубинки на заработки. Наш костяк - профессионалы, бригадиры уборочных колонн. Это в основном москвичи и жители Подмосковья, есть из Твери. Остальные приезжают на сезон. Мы их обучаем, готовим как квалифицированных специалистов по уборке дорог. А летом чаще всего предлагаем им вернуться домой. Ведь многие из сельской местности - свое хозяйство, подворье, семьи большие. Мы это прекрасно понимаем. Люди спокойно уезжают, а потом собираются здесь снова. И мы нормально выполняли свою работу. По требованию городских властей за ночь вывозили за город снег, независимо от его количества. Нарекания были мизерные, скорее придирки. А тут вдруг неожиданно узнали, что мы - безработные. Пришлось отправить иногородних домой. Они ждут нашего сигнала. Как только нам позволят работать, за два-три дня соберемся.
БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ
Итак, люди нормально работали, ожидали, что и в 2008 году заказчик продлит с ними контракт. Ничто не предвещало беды. Однако 28 декабря в Гильдию ПКХ поступила телефонограмма из “Доринвеста” с известием, что в услугах больше не нуждаются. Без объяснения причин. Люди растерялись. Впереди новогодние праздники, а стало быть, каникулы. Как они добьются правды? У кого? Что их ждет в будущем? Новогоднее настроение было испорчено.
- Мне кажется, все было сделано специально, - говорит дорожный мастер Валентина Овсянко. - Те, кто нас бросил, правильно рассчитали: куда мы пойдем во время каникул, к кому? И мы до 9 января были вынуждены ждать каких-то чиновников, которые за нас заступятся.
Не желая мириться со своим положением, трудовой коллектив обратился за помощью в профсоюз муниципальных работников Москвы. Председатель профсоюза Сергей Чалый помог организовать встречу с руководителем столичного департамента ЖКХ Артуром Кескиновым. Трижды с 26 по 28 января работники Гильдии встречались с главой департамента. Присутствовал и руководитель “Доринвеста” Артем Цатуров. В ходе переговоров выяснилось, что предприятия, оказывается, задолжали государству миллионы рублей. Вот только называемая сумма долга все время колеблется. По словам работников, Кескинов на переговорах назвал одну сумму, а в интервью прессе - другую.
- В одном месте господин Кескинов говорит, что мы должны порядка 200 млн рублей городской казне. В другом уже звучит цифра в 67 млн. Нам это непонятно, да и не нужно понимать: за долги должны отвечать руководители, а не люди! - возмущается заместитель начальника участка Ирина Артемова. - Мы четко выполняли свою работу, и условия нас устраивали. У нас отличный, квалифицированный коллектив, который мы создали своими руками. И нам теперь обидно и за свой труд, и за людей, которые остались без работы, без куска хлеба...
В упрек предприятиям ставят и нарекания от городской административно-технической инспекции на качество работ. По словам Валентины Овсянко, Кескинов насчитал 333 протокола о различных нарушениях.
- Где Кескинов нашел такое количество протоколов о нарушениях? - удивляется Овсянко. - Конечно, были замечания, но они были незначительными. Уборка - самый неблагодарный труд. Хоть дома, хоть на улице. Проедут пять машин, водители бросят по окурочку, по пачечке от сигарет. Вслед проедет инспекция АТИ - вот и замечание. Мы тут же устраняли недостатки. Так что работу свою мы делали добросовестно. Иначе за что нам “Доринвест” перечислял 100-процентную оплату? Упрекать нас - просто непорядочно. И откуда такие долги? Получается, что в течение трех лет долги были, а мы тендеры выигрывали? Нет, если наши директора виновны, пусть с них департамент и спрашивает. А увольнять тысячную армию дорожников-профессионалов - я не знаю, как это назвать!
Что люди остались без работы, никого не интересует, считают работники.
- Мы убирали дороги не один год, - говорит Олег Воробьев, - и разговоры о том, что мы получили за прошлый год от административно-технической инспекции нарекания за качество 10% нашей работы, - это вранье. Все было сделано умышленно, - считает Воробьев. - Мы пытались понять, почему у нас отобрали дороги. Наш директор задолжал городской казне? Ну так подавайте в суд на директора! Поставьте конкурсного управляющего. Поставьте аудиторскую фирму. Проявите разумную, государственную политику. А то получается так: ах, директора мне насолили - я их уничтожу. А то, что у них в подчинении 800 человек, он вообще помнил? Про долги мы ничего не знали. Нас даже не предупредили, что назревает финансовый конфликт, никто и не подумал о том, чтобы мы могли найти другую работу. Просто вышвырнули - и все.
По словам Валентины Овсянко, во время первой встречи Артур Кескинов обещал трудоустроить только москвичей. И это несмотря на то, что на предприятии работают россияне. Работают легально, все зарегистрированы.
- Господин Кескинов обещал трудоустроить из 800 только 46 работников, имеющих московскую прописку. А у нас работают люди из разных городов России и очень помогают в зимнее время с уборкой улиц, - говорит Валентина Владимировна. - И они граждане России. Почему господин Кескинов провел черту между московскими и иногородними рабочими? Если бы он сейчас здесь находился, я бы его спросила: давно ли он сам приехал в Москву? Некрасиво все это. Нет, мы не бросим своих людей.
- Раньше никто и в голову не брал, кто там убирает улицы, а теперь черту проводят. Остальные, получается, люди второго сорта? - негодует Олег Воробьев. - Я говорю: ну, я сам из Подмосковья, и дальше что? Да что бы они вообще, городские правители, делали без привлечения иногородней или иностранной рабочей силы? Пускай правде в глаза посмотрят!
Работники рассказывают, что глава столичного департамента ЖКХ Артур Кескинов все же пообещал всех трудоустроить. Обещал также, что за ДЭУ “Ленинский проспект” останется их объем работ. Дескать, только оформят с ГУП “Доринвест” акт передачи возвращаемой техники, и с 1 февраля можно будет приступать к работе. Но ничего выполнено не было. В указанный день люди напрасно ждали приказа выйти на трассу. Их объемы работ отданы другим организациям.
- Наши дороги отданы подрядным организациям ЗАО “Дорога” и ООО “Дорога А”, - рассказывает Воробьев. - Но им бы со своими объемами справиться, а они наши взяли. Сейчас Ленинский проспект выглядит хуже, чем... Люди в тех организациях вышли на работы по приказу “Доринвеста”, но с работой не справляются. К тому же они еще и не готовы к работе технически, нет нормальных, укомплектованных ремонтных зон. Бытовых условий тоже нет.
- “Доринвест” навязал этим организациям наши объемы, - говорит Овсянко. - Сказали: берите или не получите ничего. Но они не справляются. Я считаю, что “Доринвест” в лице господина Цатурова просто спекулирует дорогами. На наши вопросы он отвечает молчанием. У нас сложилось впечатление, что он от нас прячется. Господин Кескинов обещал, что 1 февраля мы сможем приступить к работе. Только получается, что руководитель такого уровня дает пустые обещания. “Благодаря” ему и Цатурову мы с 28 декабря находимся в вынужденном простое. Мы каждый день приходим на работу и тупо ждем, когда решится наш вопрос...
МИТИНГ
Когда люди поняли, что работы они не получат, трудовые коллективы упомянутых предприятий решили устроить митинг протеста. По инициативе профсоюзной организации Гильдии ПКХ 4 февраля на Славянскую площадь вышли 230 дорожных работников. У памятника Кириллу и Мефодию собрались представители ДЭУ “Ленинский проспект”, “Арбат”, “Каширская”, “Варшавская”, а также “КВ Экотек”, ДЭУ-1 и ИТР. Работники держали плакаты: “Юрий Михайлович, помогите! Остановите беспредел чиновников!”, “Господин Цатуров, Москве нужны чистые улицы!”, “Верните нам работу!”. Все дружно скандировали: “Работу! Работу! Работу!”. Митинг закончился принятием резолюции с обращением к мэру Москвы Юрию Лужкову и просьбой разобраться в ситуации.
- Цатуров и Кескинов прокомментировали наш митинг как дешевую пиар-акцию, - говорит Валентина Овсянко. - Мы послали им приглашение на митинг, но никто из них не явился. Никто не захотел пообщаться с простыми рабочими. Зато утверждают, что мы организовали митинг якобы по указанию наших директоров. Что это, мол, директора выгнали нас на площадь, чтобы через нас манипулировать московскими властями. Цатуров и Кескинов нарушили наше конституционное право на труд. А мы умеем и хотим работать. И нам все равно, как будет называться наша фирма и кто будет нами руководить. Мы не знаем, кто нам будет оплачивать простой. У нас уже двое легли в больницу от стресса, и один человек умер от инфаркта. С нами поступили по-свински. Но мы будем бороться до конца. Если надо, дойдем до президента. Мы желаем работать на наших дорогах своим трудовым коллективом, и мы будем добиваться своей цели.
- Митинг пока ничего не дал в плане трудоустройства, - делает вывод Владимир Бульбесов. - Но для решения проблемы профсоюзы на этом не остановятся. Мы пока еще в растерянности. Ведь люди думали, что мы живем в правовом государстве. Оказывается, это далеко не так. Мы сейчас обсуждаем варианты, как быть дальше. И если вопрос о трудоустройстве не решится, то пойдем на организацию повторного митинга. Привлечем работников с семьями, а также друзей и знакомых.
- Думаю, всему виной личностные отношения работодателей, - говорит Олег Воробьев. - Ведь не от проигрыша в рулетку такие долги накопились. Но почему чиновники позволяли это делать? Почему не призывали к ответственности? Не вызывали в суд? Что выиграла Москва, лишив нас работы? Кому нужен развал хорошего предприятия? Еще никто не видел, чтобы в Москве митинговали уборщики! Жаль, что у нас профсоюзная солидарность очень слабая. А задумались бы другие дорожники и коммунальщики: сегодня с нами так поступили, а завтра и с ними так поступят. И нас бы на митинге было не 230 человек, а 25 тысяч. Будем надеяться, что справедливость восторжествует.
КОММЕНТАРИЙ
Редакция 7 февраля направила официальный запрос по этому делу главе департамента ЖКХ Москвы Артуру Кескинову. Ответ пока не пришел. Начальник пресс-службы ГУП “Доринвест” от комментариев отказался.
Корреспондент “Солидарности” обратился за комментарием к председателю профсоюза муниципальных работников Москвы Сергею Чалому. И вот что сказал Сергей Петрович:
- Перспективы работников Гильдии ПКХ следующие. 8 февраля наш профсоюз провел очередную встречу с Артуром Кескиновым и Артемом Цатуровым. Нам удалось договориться, что все работники-москвичи и жители Подмосковья получат работу на участках. Кескинов обещал людей трудоустроить, и я уверен, что он свое обещание выполнит. Что касается трудоустройства работников из других городов, то мы принципиально такой вопрос не ставили. Работники Гильдии ПКХ хотят сохранить предприятие в целом. Однако предприятие не сохранится ни при каком раскладе, потому что его долг государству превысил 150 млн рублей. Наш профсоюз московский и защищает интересы москвичей. И помогать мы будем не просто москвичам, а только членам профсоюза. Почему мы должны помогать тем, кто не имеет к нам никакого отношения? Если люди не хотят быть членами профсоюза, значит, они выбрали какой-то свой, индивидуальный путь борьбы за свои права.
Дмитрий ЛОЗОВАН
Фото
Николая ФЕДОРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте