Первичные профорганизации предприятий ОАО НК “Роснефть” объединились. Теперь интересы работников компании на уровне ее руководства будет представлять межрегиональная профсоюзная организация. Учредительная конференция состоялась 5 февраля в Москве. Теперь представителям компании и профсоюза предстоит договориться о содержании будущего генерального колдоговора. Корреспондент “Солидарности” выяснил, чего ожидают от нового колдоговора в Нефтегазстройпрофсоюзе, а также уточнил позицию компании в этом вопросе.
ИСПЫТАННЫЙ МЕТОД
Практика создания межрегиональных профорганизаций (МПО) в Нефтегазстройпрофсоюзе не нова. Например, на предприятиях компаний “Лукойл”, “Газпром” и “Татнефть” подобные организации действуют уже не первый год и, по мнению представителей профсоюза, весьма успешно. Но в “Роснефти” МПО появилась впервые. Председателем МПО “Ростефти” стал зампред Нефтегазстройпрофсоюза Евгений Черепанов. Он рассказал, что до приобретения ОАО НК “Роснефть” новых активов (предприятий бывшей компании “ЮКОС”. - А.К.) первичные профорганизации этой компании уже имели опыт взаимодействия и между собой, и с руководством компании. Но первичек было немного, и создавать межрегиональную профорганизацию было невыгодно ни финансово, ни стратегически. Когда же компания расширилась, а ее предприятия находятся уже в 17 субъектах РФ, такая необходимость появилась.
- Инициатива создания МПО пошла от первичных профсоюзных организаций “Роснефти”, - рассказывает Черепанов. - Мы сами лишь информировали их о подобном опыте в других компаниях, предприятия которых относятся к нашему профсоюзу, однако не настаивали. Когда же возникла такая инициатива, президиум нашего профсоюза рассмотрел ее и поддержал.
ПРОФСОЮЗНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ...
Председатель МПО Евгений Черепанов надеется, что предложения и пожелания профсоюза найдут понимание у компании и будут отражены в колдоговоре. Разработка проекта колдоговора сейчас является первоочередной задачей МПО.
- Работать с единым документом для всех гораздо удобнее, - подчеркнул Черепанов. - Конечно, на каждом предприятии, где действуют наши первичные профорганизации, сегодня заключены колдоговоры с разным наполнением и приоритетами. Нужно проанализировать все это и понять экономическое положение каждого предприятия. Некоторую специфику сохранять, естественно, надо, но основные стратегические направления социальной политики должны исходить из центра, с учетом мнения профсоюза как представителя работников.
А во главу социальной политики, считает Евгений Владимирович, нужно ставить реформу пенсионного обеспечения. Введение профессиональной пенсии для работников НК, что как особую заслугу подчеркивает менеджмент “Роснефти”, - не решение проблемы. Ну и самый главный вопрос - уровень оплаты труда. Компания “Роснефть” занимает шестое место в отрасли по этому показателю, что непозволительно для лидера в нефтяной промышленности, говорит Черепанов:
- “Роснефть” может и должна платить своим сотрудникам больше. Мы понимаем, что сейчас компания обременена финансовыми обязательствами в виде кредитов, деньги из которых пошли на приобретение новых активов. Понятно также, что много денег надо тратить на модернизацию производства на части купленных объектов, на охрану труда и другие необходимые вещи. Однако все это не значит, что можно забыть о зарплате.
Председатель межрегиональной профсоюзной организации “Роснефти” считает, что также нельзя допустить избавления компании от важных и нужных объектов социального назначения:
- Мы рассчитываем принять участие в процессе реструктуризации компании, в принятии решений о выделении, расформировании, ликвидации, продаже или каких-либо других действиях в отношении объектов социального назначения, находящихся на балансе “Роснефти”. Часть этих объектов действительно не имеет никакого отношения к работникам. На балансе разных предприятий компании есть гостиницы, коммерческие организации, рестораны и другие развлекательные учреждения. И от них, конечно, надо избавляться. Многие квартиры тоже необходимо передать в собственность работникам. Ну а социально значимые для работников учреждения, такие как профилактории, санатории и прочее, которые действительно способствуют восстановлению потерянного в процессе производства здоровья и служат для отдыха сотрудников компании, продавать или ликвидировать нельзя ни в коем случае. Я думаю, что руководство компании это прекрасно понимает. Мы надеемся найти взаимопонимание в этих вопросах.
...И ПОЗИЦИЯ КОМПАНИИ
Валентин Самойлов, начальник управления социального развития компании “Роснефть”, уверяет, что снижения зарплаты допущено не будет:
- На всех встречах, состоявшихся после вхождения в “Роснефть” новых активов, президент нашей компании Сергей Богданчиков повторял, что после перехода в “Роснефть” никто из работников не должен потерять в соцпакете или зарплате. Наша задача в том, чтобы, не снижая социальные льготы работникам, внедрить дополнительные программы. Сейчас мы развиваем компанию негосударственного пенсионного обеспечения и программу ипотечного кредитования для работников “Роснефти” на более льготных условиях, чем было раньше на этих предприятиях.
Использование социальных объектов, находящихся на балансе компании, тоже вопрос решенный.
- В двух регионах будут созданы центры здоровья, - рассказывал Самойлов. - Один - на базе отдыха Ангарской нефтехимической компании, там на Байкале находится несколько профилакториев и санаториев. Второй же подобный центр будет создан в Самарском регионе, где в единый комплекс также будут включены несколько объектов. Так, как они действовали раньше, - нас не устраивает. Если мы создаем подобные центры, они должны полностью заполняться нашими работниками - работниками компании “Роснефть”, за счет этого увеличивая доходную часть и снижая издержки на собственное содержание. Конечно, существует вероятность увеличения платы за отдых, и делается это для уменьшения финансовой убыточности соцобъектов. Сейчас в Ангарске начинается пилотный проект по созданию санаторного комплекса. Соответственно, ведутся подсчеты, которые определят стоимость путевки для сотрудников. Пока непонятно, будет ли отдых по нашим путевкам при увеличении доплаты конкурентоспособен. Все надо как следует подсчитать, чтобы и санатории не были убыточными, и людей не слишком обременять.
По словам Самойлова, будут проданы рестораны, кафе, магазины, находящиеся на балансе компании: “С одной стороны, эти объекты прибыльны, но с другой - мы не видим всю структуру затрат по ним. Так что если они не играют для “Роснефти” большой роли, мы будем от них избавляться. Есть также много недостроенных и законсервированных объектов, которые не нужны, но которые поглощают средства”.
Ну и последнее. Различные сервисные предприятия, которые сейчас являются подразделениями предприятий компании, по словам Самойлова, будут выведены в компанию “Ренсервис”, которая и станет отвечать за ремонты, энергетические мощности, питание и прочее. Это направление будет развиваться.
Наталья КОЧЕМИНА,
Александр КЛЯШТОРИН
ОТ РЕДАКЦИИ
Межрегиональная профорганизация НК “Роснефть” создана, и пожелаем ей успехов в работе. Вместе с тем еще далеко не все ясно с перспективами для работников “Роснефти”. Например, что будет с ростом оплаты труда работников, сохранятся ли годовые темпы ее роста на прежнем уровне? Далее, сохраняя соцобъекты, компания собирается создавать оздоровительные комплексы и не скрывает, что стоимость отдыха в них будет обходиться работнику дороже, чем прежде. При этом представитель “Роснефти” утверждает, что гарантии и льготы для работников снижены не будут. Нестыковка какая-то получается... Неизвестна и судьба работников сервисных предприятий, которые будут выводиться НК в отдельную компанию. Да и намерена ли компания при выводе сервисных служб предоставлять работникам прежние социальные услуги, гарантированные колдоговором, в полном объеме? И последнее - произойдет ли оптимизация численности работников в связи с модернизацией производств...
Словом, вопросы остались. И мы вернемся к данной теме в ближайших номерах “Солидарности”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте