Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Диспетчерам не оставили альтернативы

В редакцию “Солидарности” обратился председатель территориального профсоюза авиадиспетчеров “Московского центра автоматизированного управления воздушным движением” - филиала ФГУП “Госкорпорация по организации воздушного движения” Михаил ВАТУЛИН. Он рассказал, что при заключении колдоговора в корпорации мнение возглавляемого им профсоюза не было учтено.

Вопросы, обсуждавшиеся на конференции трудового коллектива,
ни оставили равнодушным никого из участников



ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ

До июня 2006 года “Московский центр автоматизированного управления воздушным движением” (МЦ АУВД) был самостоятельным госпредприятием. По словам председателя профсоюза авиадиспетчеров МЦ АУВД (входит в Общероссийский профсоюз авиаработников) Михаила Ватулина, в компании действовал колдоговор, который устраивал всех работников. В 2006 году произошла реорганизация, и МЦ АУВД вошел в состав ФГУП “Госкорпорация по организации воздушного движения”. С тех пор у профорганизации начались проблемы. С 1 апреля 2007 года в госкорпорации начал действовать новый колдоговор. Но для его заключения профсоюз авиадиспетчеров МЦ АУВД не пригласили. Для работников это было полной неожиданностью.

- По закону, - говорит Михаил Ватулин, - нас обязаны были известить о начале процесса заключения нового колдоговора. Но этого не было сделано. Нас просто проигнорировали. Работники были шокированы. Нашей позицией никто не поинтересовался. Никто не выслушал. Поэтому введение нового колдоговора вызвало серьезное социальное напряжение в коллективе. А люди и так в процессе работы часто находятся в состоянии стресса...

Как пояснил зампред профсоюза Денис Платонов, труд авиадиспетчера сложный и напряженный. Особенно у работников, обслуживающих московскую воздушную зону: интенсивность воздушного движения здесь ежегодно увеличивается на 15%. В процессе работы диспетчер находится в постоянном дефиците времени для принятия решения. При том системы управления воздушного движения в МЦ АУВД были введены в эксплуатацию в 1980 году и с тех пор не были модернизированы. В результате есть постоянный риск сбоя в работе техники. А это лишний раз заставляет диспетчера испытывать нервное напряжение. Недаром мужчины уходят на пенсию в 50, а женщины - в 45 лет.

- Если авиадиспетчер совершает ошибку, - говорит Денис Платонов, - то ее цена очень велика. Это жизни сотен людей.


ОТ ИНИЦИАТИВЫ ДО РАЗНОГЛАСИЙ

Как рассказал Михаил Ватулин, профсоюз авиадиспетчеров МЦ АУВД не захотел мириться с подобным неуважением. В ответ на действия администрации госкорпорации члены профсоюза решили выступить с инициативой заключения колдоговора филиала с администрацией. В результате приказом директора филиала Валерия Ежова была создана комиссия по заключению колдоговора, который начал действовать с января 2008 года. Однако он получился очень маленьким. Гендиректор “Госкорпорации по организации воздушного движения” Валерий Горбенко не дал полномочий Валерию Ежову выходить за рамки коллективного договора госкорпорации. Именно поэтому остался большой протокол разногласий. В него вошли многие пункты из договора, ранее успешно действовавшего в МЦ АУВД.

- При этом администрация госкорпорации не желает вести диалог по решению этих проблем, - говорит Михаил Ватулин. - Позиция руководства очень жесткая: либо вы подписываете все согласно условиям нашего колдоговора, либо не о чем разговаривать. Руководство МЦ АУВД тоже находится в рамках данного договора. Без полномочий они не пойдут нам на уступки. В январе мы приглашали представителей администрации госкорпорации на работу комиссии по заключению колдоговора для работы с протоколом разногласий. Никто не пришел. А нам нужен конструктивный диалог.


СПОРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Не желая сдаваться, авиадиспетчеры решили созвать конференцию трудового коллектива и выдвинуть требования к работодателю (после чего работодатель обязан либо удовлетворить требования коллектива, либо создать примирительную комиссию). Для активного участия в работе конференции были приглашены представители второй профорганизации, действующей на предприятии, - территориального профсоюза работников (ТПР) МЦ АУВД.

Данный профсоюз входит в Федерацию профсоюзов авиадиспетчеров России. На конференции должно было присутствовать 32 делегата. Однако пришли только 25 человек. Общее удивление вызвал поступок председателя ТПР МЦ АУВД Владимира Пивнова. Он, по словам Михаила Ватулина, отказался участвовать в работе конференции, забрал протоколы собраний работников подразделений филиала по выдвижению делегатов и увел работников, состоящих в его профсоюзе.

- Подобный поступок, - заявил Михаил Ватулин, - можно назвать попыткой срыва конференции со стороны представителей Федерации профсоюза авиадиспетчеров России. Мне сообщили, что председатель федерации Сергей Ковалев попросил своих представителей не принимать участия в конференции. Мне такая позиция не понятна. Еще недавно Владимир Пивнов обсуждал со мной план проведения конференции. Ему даже было предложено с согласия трудового коллектива быть председателем собрания. Пивнов согласился.

Тем не менее, конференция приступила к работе. Требования к работодателю касались вопросов оплаты труда, соцльгот и гарантий, условий и охраны труда. По мнению авиадиспетчеров, внештатный инструктор за работу со стажерами должен получать дополнительно 25% оклада (оклад диспетчера 1 класса с правом осуществлять стажировку - 31 тысяч руб.), а доплаты в 15% явно недостаточно. Труд у инструктора тяжелый. В процессе проведения стажировки он испытывает значительно большую нагрузку и стрессы, чем другие работники. Специалистам, не имеющим своего жилья, надо компенсировать 50% стоимости договора аренды квартиры. Пенсию необходимо установить в размере 50% от зарплаты. Если по медицинскому заключению работник переводится на нижеоплачиваемую должность, за ним должен сохраняться средний заработок в течение шести месяцев. Минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже минимальной заработной платы, установленной на территории Москвы. Если работодатель задерживает зарплату более чем на пять дней, он обязан начислять пени в размере 0,3% ее суммы. Представитель работодателя должен информировать работника о состоянии условий на рабочем месте - о фактическом соблюдении требований к производственной среде, режиме труда и отдыха, средствам индивидуальной защиты. К требованиям была также приложена новая единая тарифная сетка по оплате труда.

- Наши требования должны быть реальны, - говорит Михаил Ватулин, - логичны, справедливы и законны. Чтобы работа примирительной комиссии началась быстрее, требования должны быть переданы в сжатые сроки. Предъявлять их Валерию Ежову бессмысленно. Он сам - представитель работодателя и не имеет необходимых полномочий для решения наших проблем. Поэтому мы их передадим непосредственно Валерию Горбенко.

Требования приняли единогласно. Казалось бы, работу конференции можно было благополучно завершить. Но к концу заседания принесли новое обращение за подписью председателя ТПР МЦ АУВД Пивнова. В обращении, в частности, говорилось: “Считать конференцию неправомочной в связи с тем, что: не выдержаны сроки проведения собраний трудовых коллективов филиала, позволяющие ознакомить трудовой коллектив с планом проведения Конференции и вопросами, выносимыми на Конференцию, а также выборами делегатов; отсутствовала информация и объявления в филиале и его структурных подразделениях о выдвинутых профсоюзами требованиях, необходимых для утверждения на конференции; повестка конференции не соответствует нормам законодательства о порядке разрешения коллективного трудового спора. Предлагаем завершить рассмотрение коллективного трудового спора, создав трудовой арбитраж”.

- Чтобы выйти на трудовой арбитраж, - говорит Михаил Ватулин, - надо сначала пройти примирительную комиссию. Так гласит ТК. Здесь, получается, нам предлагают ее обойти. А разве это законно? Все планы конференции и разногласия ему известны. Как он мог за две недели не успеть ознакомить членов профсоюза с требованиями? Его поступок для нас просто неожиданный. Откуда это предложение действовать не по закону?

А вот что думает Владимир Пивнов:

- Данная конференция не была конференцией трудового коллектива. Наши центры по управлению воздушным движением находятся не только в Москве. Они имеются в Калуге, Воронеже, Твери, Нижнем Новгороде, Орле. Там не было проведено собраний, никто не выдвигал делегатов. Сначала мы собирались принять участие в конференции. Но у меня было очень мало времени, чтобы оповестить всех людей. Они бы просто не успели приехать. Им ведь надо еще принять протоколы. Авиадиспетчеры попросили меня заручиться поддержкой из других городов по телефону. Такую поддержку я получил. Но 21 февраля мне стало известно, что существуют дополнительные требования, которые не были заложены в проект. Мне на эти требования никто полномочий не давал. О них никто не знает. И я их тоже не видел. Нельзя наскоком бороться с работодателем. Он же быстро изобличит нас во лжи. Что ему стоит обзвонить филиалы и узнать, были там проведены собрания с выборами делегатов или нет. Когда выдвигают новые требования, надо сначала провести профсоюзную конференцию. И только потом говорить о конференции трудового коллектива. Без полномочий мы отказались участвовать в так называемой конференции. Лучше сразу признать ошибку, чем потом говорить: мы не получали никаких полномочий. Мы ничего не имеем против примирительной комиссии. Безусловно, трудовой арбитраж - последняя инстанция. Меня просто не так поняли. Что мешало авиадиспетчерам узнать мою позицию? Я заходил на конференцию, но на меня никто не обратил внимания. Дали бы мне слово, и я все бы объяснил. Сам я слова не просил, но думал, что мне будут задавать вопросы. Но так как меня никто ни о чем не спрашивал, я оставил обращение президиуму и ушел. Зачем мешать работать людям...


ЧТОБЫ УСЛЫШАЛИ

Авиадиспетчеры стремятся к диалогу, но с ними не желают разговаривать. Напряжение в трудовом коллективе возрастает. Уже слышны призывы к забастовке. Разумеется, законной. Каждый понимает, что ст. 52 воздушного кодекса авиадиспетчеру бастовать запрещает. И как же быть в такой ситуации?

- Мы пройдем все законные процедуры, вплоть до арбитражного суда, - заявил Михаил Ватулин. - Если руководство госкорпорации не пойдет нам навстречу, мы будем думать о других законных методах. Будем обращаться во все государственные и общественные организации. Если и это не поможет, то подумаем о проведении законной забастовки. Может быть, не самих авиадиспетчеров. У нас есть работники, которые не осуществляют управление воздушным движением. Им бастовать не запрещается. И кто знает, как пойдет наш рабочий процесс, если они нас поддержат. Но это, конечно, будет крайняя мера, на которую нас вынудят.

- Конечно, мы будем помогать профсоюзу авиадиспетчеров МЦ АУВД, - говорит заместитель председателя Общероссийского профсоюза авиационных работников Анатолий Бунарев. - У нас просто нет альтернативы. Уже сейчас им помогает наш юрист. А председатель нашего профсоюза Борис Кремнев периодически встречается с Валерием Горбенко. Они договорились, что будут решать возникшие вопросы, в том числе по коллективному договору. К сожалению, руководство госкорпорации твердо стоит за свой коллективный договор и отменять его не намерено.

Дмитрий ЛОЗОВАН
Фото Николая ФЕДОРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика