Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Протест против бесстыдства

Профсоюзы поддержали пермских работников “Нестле”

Митингом и пикетом ответили работники фабрики “Нестле-Камская” (Пермь) на нежелание работодателя идти на приемлемый для них компромисс в повышении зарплат. За более чем три месяца конфликта администрация практически не переменила своей позиции, тогда как профсоюз пошел на значительные уступки. Требования работников кондитерской фабрики поддержал ЦК профсоюза работников АПК, а также руководство ФНПР.


МЕРТВАЯ ТОЧКА

“Солидарность” уже неоднократно писала о проблемах на фабрике “Нестле” в Перми (см. № 48, 2007; №№ 2, 3, 6, 7, 2008). Несмотря на производство кондитерской продукции, работникам фабрики живется отнюдь не сладко - уже более трех месяцев профсоюз пытается добиться от руководства предприятия адекватного повышения зарплат работникам. Руководство же считает, что зарплата и без того весьма велика.

- Раньше по зарплате мы действительно были одним из лидирующих предприятий на региональном уровне. Теперь же вопрос о лидерстве совершенно не стоит, - рассказывает Лариса Селиванова, председатель профкома “Нестле-Камская”. - После общения с региональной прессой на прошлой акции мы были очень удивлены и озадачены: когда директор по персоналу объявил, что средняя зарплата по предприятию - 15 310 руб-
лей на декабрь 2007 года, отдельные издания начали обвинять “зажравшихся рабочих “Нестле”. Мол, они совсем обнаглели при такой хорошей зарплате в сравнении с зарплатой по региону. Нам эта реакция непонятна: до каких пор все структуры будут ориентировать нас на самый низкий уровень?! Нам говорят: “Посмотрите, как село живет!” Но никто не говорит о том, какие возможности улучшения жизни своих работников есть у села, а какие - у “Нестле”. Мы работаем в корпорации, которая постоянно наращивает обороты, получает огромные сверхприбыли, увеличивает стоимость акций и т.д. Работники же почему-то не ощущают на себе всех этих изменений. Я попросила выступить на митинге людей, которым, чтобы хоть как-то свести концы с концами, приходится сдавать кровь!

Изначально профсоюз хотел добиться повышения зарплат работникам на 40% плюс то, что “съела” инфляция. Со временем эта цифра снизилась до 21,5%. Но руководство предприятия не идет даже на это: повысив с 1 января 2008 года зарплаты на 15%, администрация соглашается добавить к этому, так сказать, от щедрот еще 1,5%. Профсоюз стоит на своем, руководство на уступки не идет - конструктивного диалога не получается.

- Если учесть, что на 15% администрация уже повысила зарплаты, то наше окончательное предложение - добавить еще 6,5%. Чтобы в итоге все же выйти на 21,5%. При этом предлагается с 1 января сделать перерасчет, - комментирует Лариса Леонидовна.

Дополнительно к повышению на 1,5% администрация готова внести некоторые изменения в положение о премировании: разбить существующую квартальную премию в 30% на помесячную в 10%. Мотивируется это тем, что премии станут более прозрачными.

- Можно говорить о том, что стимулирования у нас нет. Потому что менеджеры в одностороннем порядке могут уменьшить размер поощрительной выплаты или увеличить, или использовать как инструмент подавления профсоюзной активности, манипулируя суммами “премий”, - поясняет председатель профкома пермского “Нестле”.

Еще одно условие администрации, которое, на взгляд профорганизации, совершенно не уместно в рамках урегулирования трудового спора, - это принятие тарифных сеток для двух служб (логистики и технической службы).

- Это никак не должно быть предметом спора, - говорит Селиванова. - Подобные вопросы должны решаться в рамках внесения изменений и дополнений в колдоговор, в котором сегодня есть тарифная сетка только для рабочих производственной службы. В том же колдоговоре есть пункт, благодаря которому мы можем по согласованию сторон вносить изменения и дополнения в положение об оплате труда.

По словам председателя профкома, администрация саботирует переговоры, затягивая их всеми возможными способами. Постоянно ощущаются проволочки в связи с предоставлением или непредоставлением документов:

- В самом начале переговоров мы запрашивали данные о фонде оплаты труда предприятия и запланированных увеличениях этого фонда. До оформления протокола разногласий по итогам двух с лишним месяцев переговоров мы эти данные не получили. Эти сведения не были нам переданы официально, сторона работодателя внесла их в протокол разногласий как обоснование своего отказа в повышении зарплат. Если не предоставляется базовая информация, то о каком партнерстве может идти речь? Без своевременного предоставления данных мы не можем проанализировать ситуацию.


БЕЗ КОМПРОМИССОВ

Когда ситуация окончательно зашла в тупик, было принято решение привлечь посредника. Но и из этой затеи, к сожалению, ничего не вышло. Как рассказала Лариса Леонидовна, администрация отказалась от двух посредников, предложенных профсоюзом:

- Мы предлагали двух посредников, которые работают в общественных организациях и зарекомендовали себя как грамотные правовики. Это Сергей Трутнев из Пермского правозащитного центра и Игорь Аверкиев, руководитель правозащитного центра Гражданской палаты. Нас попросили подготовить резюме по этим людям.

Как объяснила председатель профкома, Трутнев не угодил администрации тем, что уже имел опыт участия в разбирательстве между работницей предприятия и собственно “Нестле-Камская”. Дело тогда было выиграно работницей. Это дало повод администрации пермского “Нестле” объявить, что он, дескать, агрессивно расположен к их компании и поэтому они не хотят видеть его в качестве посредника.

Со своей же стороны руководители предприятия на протяжении двух встреч очень настойчиво предлагали одну и ту же кандидатуру - Надежду Максютенко, начальника отдела социального партнерства администрации губернатора края. Обосновывалось это тем, что Надежда Ивановна - представитель властных структур, и она по роду деятельности обязана объективно расценивать ситуацию. Подобная настойчивость показалась профсоюзу подозрительной.

- Предполагая, что администрация предприятия будет отметать наши кандидатуры и настойчиво предлагать свою, мы предложили компромиссный вариант: пусть посредниками выступают и Сергей Трутнев, и Надежда Максютенко. Наша сторона была только за то, чтобы ситуацию рассматривали два человека, способные компетентно изучить всю документацию и предложить решение конфликта. Но администрация заявила нам, что в Трудовом кодексе речь идет о “посреднике”, а не о “посредниках”. Таким образом, было отклонено и это предложение, - описывает создавшуюся ситуацию Лариса Леонидовна.

На следующем этапе разбирательства стороны приняли решение о дополнительной встрече по созданию трудового арбитража. По словам Селивановой, профком подготовил письмо, в котором выразил согласие с любым решением трудового арбитража. Но и такое развитие событий работодателя не устроило.

- Мы действовали, полагаясь на то, что трудовой арбитраж - это, как правило, компетентная комиссия, цель которой - объективно рассмотреть ситуацию и внести рекомендации. Но перед тем как такой арбитраж будет осуществлен, по Трудовому кодексу стороны должны подписать соглашение об обязательности исполнения рекомендаций трудового арбитража. Наша администрация отказалась подписывать такое соглашение в связи с тем, что была не уверена, сможет ли финансово обеспечить решение, которое примет трудовой арбитраж. Тем самым нам дополнительно подтвердили, что основание требовать повышения зарплат у нас есть, - делает вывод председатель профкома. - Нас ведут под уздцы к забастовке!


АКЦИИ ПРОТЕСТА

Не добившись ничего переговорами, профком кондитерской фабрики “Нестле-Камская” приступил к более активным действиям. 22 марта в Перми прошел митинг, на котором присутствовали более двухсот человек, а в Москве 25 марта состоялся пикет. К сожалению, отсутствие места не позволило поучаствовать в пикете всем желающим - разрешение было получено всего на десять человек. Однако отсутствие массовости было компенсировано значимостью людей, пришедших поддержать это мероприятие. На пикет приехали председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков и председатель профсоюза работников АПК Наталья Агапова.

- Митинг 22 марта и пикет 25 марта - это продолжение борьбы работников “Нестле-Камская” за достойную зарплату, - объясняет позицию профсоюза Наталья Агапова. - Базовые ставки в пермском филиале “Нестле” не пересматривались уже около трех лет. Это достаточное время, особенно с учетом ежегодной инфляции. Из всех регионов Российской Федерации за прошлый год инфляция была самая большая в Перми - она там превысила 16%. Повышение зарплат на 15% не покрывает быстрый рост цен. Желание людей увеличить свою зарплату абсолютно разумно.

Наталья Николаевна дала понять, что официального разговора о забастовке пока не ведется, потому что подобное действие влечет за собой и потери для работников предприятия. Вместе с тем председатель профсоюза работников АПК напомнила, что на митинге 22 марта некоторые работники фабрики сами говорили о том, что готовы и дальше продолжать протестные действия, причем в более активной форме.

На пресс-конференции, посвященной пикету, Михаил Шмаков заявил, что ФНПР полностью поддерживает действия профкома пермского филиала “Нестле”.

- Конфликт администрации “Нестле-Камская” с работниками предприятия вылился сегодня в пикет. Средняя зарплата на фабрике - порядка 16 тысяч рублей, однако простой работник “Нестле-Камской” получает около 7 тысяч рублей. Значит, зарплата у высшего менеджмента фабрики в несколько раз выше, чем у работников. Это неприемлемая ситуация. Мы будем добиваться, чтобы все работники на всех предприятиях Российской Федерации, и на “Нестле” в частности, получали достойную заработную плату. Наши требования - чтобы в довольно короткий срок средняя зарплата в России приблизилась к среднеевропейской. Чтобы достичь этого, надо делать достаточно большие шаги. Выплаты дивидендов акционерам “Нестле” увеличены за 2007 год на 17,5%. Это происходит за счет сверхэксплуатации российских работников на фабриках. Как бы компания “Нестле” ни пыталась показать себя социально ориентированной - это фальшь. Никакой социальной ориентации за действиями “Нестле” в России не просматривается. Как президент Всеевропейского регионального совета профсоюзов я хочу сказать, что вместе с соответствующим международным профсоюзным объединением мы начнем кампанию по всей Европе против фирмы “Нестле” за ее антирабочее поведение в России. На заводах “Нестле” в странах Евросоюза соблюдаются и нормы европейской социальной хартии, и высокие трудовые стандарты Евросоюза. Но такое поведение компании, как в нашей стране, - недостойно. Таким компаниям не место на рынке РФ.

Председатель ФНПР рассказал, что отраслевой профсоюз подал жалобу в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где началось разбирательство. Это ставит в весьма неудобное положение центральный офис компании “Нестле”.

- Федерация независимых профсоюзов России имеет статус постоянного приглашенного члена в профсоюзном консультативном комитете Организации экономического сотрудничества и развития. Мы будем добиваться специального рассмотрения в ОЭСР этой ситуации с “Нестле”, - сообщил Михаил Викторович.

Анатолий Шульга, координатор профсоюзных организаций предприятий “Нестле” в России, привел примеры негативного поведения администрации пермского “Нестле” в переговорном процессе.

- Почему-то администрация предприятия отклоняет все предложения профсоюза. Работодатель также старается помешать профсоюзной деятельности. Это касается и повышения зарплаты, и изменения колдоговора в одностороннем порядке, и вмешательства в профсоюзную деятельность. Я несколько раз летал в Пермь, чтобы помочь в урегулировании конфликта. 7 декабря я был в Перми, там же присутствовали люди из администрации “Нестле” и ответственный по работе с людьми этой корпорации. Состоялась общая конференция, на которой было выдвинуто требование о повышении зарплат на 40% плюс на величину инфляции. После презентации администрация “Нестле” вышла из зала полным составом, что, естественно, возмутило оставшихся. На конференции было принято решение требовать прибавки к зарплате работникам. Резолюцию этой конференции администрация получила, после чего начался переговорный процесс, а затем и коллективный трудовой спор, приведшей впоследствии к решению о трудовом арбитраже. На этом переговоры кончились - пермский филиал компании отказался от участия в арбитраже.

На пикете корреспонденту “Солидарности” удалось переговорить и с представителем работодателя. Андрей Бадер, директор по корпоративным делам ООО “Нестле-Россия”, так прокомментировал происходящий конфликт:

- Средняя зарплата по предприятию на январь 2008 года - более 17 тысяч рублей, а средняя зарплата по пищевой отрасли на декабрь 2007 года в Пермском крае составляла менее 13 тысяч рублей. Минимальная заработная плата на предприятии “Нестле-Камская” - 8700, средняя же зарплата простого рабочего составляет примерно 12 тысяч. За период с 2003 года зарплата работникам предприятия была повышена на 65%. При первых признаках конфликта мы 19 декабря 2007 года приказом по предприятию создали примирительную комиссию. Несмотря на это, 25 декабря был организован пикет - и это вместо того, чтобы прийти и сесть за стол переговоров. Обе кандидатуры, предложенные профсоюзом в качестве посредника, являются политическими деятелями, а не специалистами в трудовых отношениях. А предложенную нами кандидатуру - представителя администрации Пермского края, которая отвечает за трудовые отношения, - отверг профсоюз. У работодателя есть выбор: идти или не идти на трудовой арбитраж. Решение арбитража абсолютно обязательно к выполнению. И если бы этот орган предписал выполнить все требования профсоюза, то это решение помешало бы дальнейшему экономическому развитию предприятия. Зарплату мы повышаем в соответствии с колдоговором, который полностью соблюдаем. Только что зарплата была повышена на 15%, дважды она повышалась в прошлом году: на 9% всем и еще на 10% значительной части коллектива. Мы просто стараемся идти впереди инфляции. Если бы на предприятии были какие-либо большие проблемы, мы давно бы встретились в суде.

Председатель профкома пермского “Нестле” Лариса Селиванова, следующим образом отозвалась об итогах пикета:

- Эта акция проведена не ради собственно акции, а как акт, говорящий о невозможности другим способом повлиять на работодателя. Здорово, что наконец-то на солидарные действия пошли наши вышестоящие профорганы - ФНПР и отраслевой профсоюз. Конечно, было бы лучше все решить за столом переговоров, но, к сожалению, разговаривать с нами серьезно не желают. Если работодатель не желает нормального диалога, люди будут выходить на улицу.

Александр КЛЯШТОРИН
Фото Николая ФЕДОРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика