Переговоры профорганизации и руководства фабрики “Нестле-Камская” (Пермь) опять зашли в тупик. И это несмотря на очередную встречу представителей профорганизации и руководства предприятия, проведенную при участии представителей крайсовпрофа. Обсудить с коллективом предложения о повышении заработной платы, прозвучавшие на этой встрече, не удалось. Профсоюзное собрание было фактически сорвано руководством предприятия. Об этом “Солидарности” рассказала председатель профкома фабрики Лариса СЕЛИВАНОВА (на фото).
Конфликтная ситуация на фабрике “Нестле-Камская” длится почти полгода (см. “Солидарность” № 48, 2007; №№ 2, 3, 6, 7, 12, 14, 2008). Основная причина конфликта - нежелание работодателя выполнить требования коллектива и профсоюзной организации предприятия о повышении зарплаты. Даже при условии, что профсоюзная сторона была готова идти на уступки. В конце марта конфликт вылился в акцию протеста. Пикет состоялся в Перми. А через несколько дней и в столице прошел пикет солидарности профсоюзов с работниками “Нестле-Камской”. Но на работодателя данные акции воздействия не имели. Доказательством тому - последние события на фабрике.
НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЙ ИТОГ
- В коллективном трудовом споре пока, к сожалению, нет никаких подвижек, - признает Лариса Селиванова, председатель профкома пермской фабрики “Нестле-Камская”. - 11 апреля, еще до собрания, состоялась встреча переговорных команд от работников и работодателя, а также представителей нашей вышестоящей профорганизации. Из крайкома профсоюза были его председатель Виктор Иванович Ефремов и другие представители.
Краевой совет профсоюзов, выступив в роли посредника, выслушал мнения сторон конфликта. Были предложены дополнительные компромиссные варианты. Например, повышение зарплаты на условиях работодателя - на 16,5%, но так, чтобы минимальный размер повышения был не меньше 2300 рублей. Другой вариант - при увеличении на 16,5% (напомним, на 15% зарплата уже была повышена, так что сейчас речь идет о дополнительных 1,5%) произвести дифференцированный пересмотр зарплат технической службе и службе логистики. А при росте инфляции в Пермской области свыше 16,5% - доиндексировать зарплату.
- Лично мое мнение, что в последнем варианте можно найти только один плюс (на него команда работодателя предварительно согласилась) - прописать в коллективном договоре механизм такого индексирования. Тогда кошелек работников при повышении цен будет худеть несколько меньше. Но все равно требования большинства работников при приеме какого-либо из этих вариантов удовлетворены не будут, - объясняет Селиванова. - У нас главное требование все то же: дополнительно проиндексировать заработную плату на 6,5%, с учетом этого произвести перерасчет с 1 января. Есть и еще несколько сопутствующих предложений.
Между тем соглашение о повышении зарплаты работникам “Нестле-Камская” так и не было подписано.
ВМЕСТО ПЕРЕГОВОРОВ
На ежемесячном профсоюзном собрании, запланированном на 14 апреля, профком “Нестле-Камской” хотел обсудить с профсоюзной частью коллектива (63% работников предприятия) все имеющиеся предложения и профкома, и работодателей. Люди могли бы согласиться с одним из этих вариантов, однако, как считает Лариса Селиванова, по вине администрации предприятия собрание было сорвано:
- Администрация нашего предприятия на встрече с представителями краевых профсоюзов, как, собственно, и на всех предыдущих встречах, демонстративно уверяла всех, что настроена конструктивно и готова решать конфликтную ситуацию. Но, несмотря на все эти заверения, на деле происходит совершенно другое. Так, 14 апреля по вине работодателя было сорвано профсоюзное собрание.
Лариса Леонидовна рассказала, что на уведомление о проведении собрания администрация “Нестле-Камская” ответила профкому примерно следующее: освобождение от работы членов профсоюза в соответствии с вашим списком в силу производственного процесса не представляется возможным. Председатель профкома продолжает:
- У нас в колдоговоре есть пункт о том, что работодатель обязуется обеспечить возможность проведения ежемесячных собраний с предоставлением помещения и обеспечением доступа на территорию предприятия членов профсоюза, не задействованных в производстве. О “задействованных” речь вообще вестись не может, потому что 14-е - санитарный день. В этот день производства продукции нет, есть только мытье оборудования. И нет никакой трудности в том, чтобы освободить людей для участия в собрании.
Селиванова рассказала, что люди из цеха принесли ей письмо Клары Казанцевой, директора по персоналу пермского филиала ООО “Нестле-Россия”. Там было, в частности, сказано: “Информировать работников о том, что отпускать их с рабочих мест на период собрания нет необходимости. На собрании могут присутствовать те, у кого выходной день. Если будут вопросы, обращайтесь. С уважением, Клара Казанцева”.
С ПОЗИЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ
Администрация ООО “Нестле-Россия” видит эту ситуацию совершенно в другом свете. Там уверены, что санитарный день тоже относится к производственному процессу, а свободные от работы люди сами не пришли на собрание, и никакой вины работодателя в том нет. Марина Зибарева, менеджер по корпоративным коммуникациям ООО “Нестле-Россия”, прокомментировала произошедшее следующим образом:
- 1 апреля состоялась встреча сторон трудового конфликта в администрации Пермского края с участием Юрия Уткина, заместителя председателя правительства Пермского края. Был сделан протокол, в котором зафиксировали, что стороны возвращаются за стол переговоров для дальнейшего поиска компромисса и урегулирования трудового конфликта. Было принято решение проинформировать работников предприятия о предложениях администрации фабрики по дифференцированному увеличению зарплаты. В соответствии с достигнутой договоренностью мы тоже поддержали это решение. Профком предприятия должен был организовать собрание работников. Но профлидеры обратились к нам с просьбой согласовать собрание членов профсоюза, а не всего трудового коллектива. Мы согласились и на это. Во встрече 14 апреля участвовало порядка 50 человек. В это время был санитарный рабочий день, и около 150 членов профсоюза, по нашим данным, в это время были задействованы на работах. Отпустить их было невозможно, иначе бы нам пришлось останавливать работу фабрики. В соответствии с действующим колдоговором администрация предприятия выделила помещение для проведения собрания. Освободить от работы всех членов профсоюза не представлялось возможным, о чем было заблаговременно сообщено профсоюзу. Никаких “письменных распоряжений не отпускать работников на профсоюзное собрание”, как это утверждается профорганизацией фабрики, руководство филиала не давало.
* * *
Вообще-то заявление менеджера компании несколько нелогично, вам не кажется? Если для собрания “освободить от работы всех членов профсоюза не представлялось возможным”, то почему компания как бы недовольна решением профкома провести профсоюзное собрание - только части, а не всего трудового коллектива? Всех, что ли, освободить от работы легче?..
БЕСПОЛЕЗНАЯ ВСТРЕЧА
18 апреля члены профкома предприятия снова попытались донести свою правду до представителей краевой администрации. По словам Ларисы Селивановой, заместитель главы правительства Пермского края Юрий Уткин и представитель Министерства развития промышленности Александр Стуров любезно выслушали каждого участника встречи, но ничего конструктивного не сказали. Зато председатель профкома узнала, что, оказывается, это она нагнетает обстановку в коллективе. К счастью для Ларисы Селивановой, ее товарищи оказались на высоте и поддержали своего профсоюзного лидера.
- Представители краевой администрации нас выслушали, но ничего хорошего нам не сказали, - рассказывает Лариса Леонидовна. - Однако я узнала, что это я, как председатель профкома, оказываю какое-то давление на членов профсоюза. Дескать, именно я драматизирую ситуацию, влияю на настроение людей, подаю информацию о событиях на предприятии в искаженном виде. Оказывается, это я своим авторитаризмом и диктатом добиваюсь достижения каких-то своих личных целей. К чести наших представителей профкома, товарищи дружно меня поддержали. Я увидела и порадовалась, что у нас команда самостоятельно мыслящих людей. Людей, которые, в принципе, реально отображают все события, происходящие в цехах. И я полагаю, что представители администрации Пермского края сами в этом убедились.
По словам Селивановой, внутри предприятия идет довольно серьезная информационная война. Сторонники работодателя постоянно искажают факты о намерениях и действиях членов профсоюза. Так что к дискредитации уже не привыкать.
- Я знаю, что у администрации края есть планы общения с представителями московского “Нестле”, - говорит Лариса Селиванова. - Только в чем они состоят, пока точно сказать не берусь. Каким образом они будут влиять на положение нашего филиала, мы не знаем. Наша встреча с Уткиным, кроме стресса, ничего нам так и не принесла. Нелегко все-таки общаться с представителями власти. Единственное - нам сообщили, что через неделю планируется встреча с руководством предприятия при участии краевого совета профсоюзов и администрации края. В связи с этим нас попросили пока на этой неделе ничего радикального не предпринимать. Наверно, опасаются акций протеста. Встреча, думаю, состоится. Только при таком деструктивном настрое мне не понятно, как она пройдет.
Александр КЛЯШТОРИН
КОММЕНТАРИЙ
Галина ЮРОВА, секретарь профсоюза
работников агропромышленного комплекса:
- На действия администрации компании “Нестле” была составлена жалоба и подана в Организацию экономического сотрудничества и развития в Европе. Жалоба будет в скором времени рассмотрена. Выводы из этого компания, видимо, так и не сделала. В переговорах уже участвуют очень многие. Центральный комитет профсоюза работников АПК и первичка - постоянно в переговорах. Подключен к переговорам и Международный союз пищевиков IUF. Сейчас уже краевая администрация и крайком профсоюза занимаются переговорами. Но воз и ныне там...
Компания готова обсуждать повышение зарплаты примерно для 200 представителей техслужбы, так как понятно, что если им зарплату не повысить, то техники уйдут на другие предприятия. В Перми запускают вертолетный завод, зарплаты там выше. Но профсоюз понимает, что если повысят зарплату только этим работникам, то обо всех остальных забудут. На мой взгляд, это дело принципа. Компания просто не хочет идти на нормальный диалог с профсоюзом, не хочет цивилизованно проходить процедуру трудового спора. Возможно, за этим стоят и личные конфликты. У “Нестле” больше десяти предприятий в России. На многих из них профсоюзов нет.
Со стороны профсоюза АПК поддержка первичной организации будет полная. Все, что делается за рамками предприятия, - это попытка посредничества и консультативная помощь. Но все зависит от того, какое решение принимается на самом предприятии.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте