В середине мая делегация Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ посетила Абхазию, чтобы вручить гуманитарную помощь школам непризнанной республики. За 15 послевоенных лет в некоторых селах дети ни разу не видели настоящего глобуса, учителя не могут себе позволить приобрести отпечатанную в типографии таблицу Менделеева. Только в последние годы эти пособия стали появляться в абхазских школах, и лишь благодаря усилиям профсоюзов Москвы.
ЖИЗНЬ НА РУИНАХ
Гагры, Сухуми, Гудаута... Для кого-то эти слова все еще ассоциируются с роскошными курортами. Туда и сейчас ездят отдыхать российские туристы - море, горы и пальмы никуда не делись. Но от роскошных санаториев, ресторанов и домов культуры остались лишь величественные руины. Война здесь закончилась почти 15 лет назад, но экономическая блокада, завершившаяся лишь этой весной, разрушила то, что не смогла разрушить война.
Не работавшая долгие годы железная дорога снова введена в строй, сообщение налажено не только с Сочи, но и с Москвой, вокзалы совершенно разбиты. По-прежнему одни только обугленные стены находятся на месте здания Совета министров республики. Санатории, не пострадавшие от бомбежек, продолжают нормально работать, но рядом с ними стоят точно такие же, только с пустующими окнами. И совершенно обыденной представляется картина, когда в жилом здании часть этажей выгорела, а в некоторых окнах висят занавески или сохнущее белье...
Сейчас жизнь в республике постепенно налаживается. Несмотря на постоянные разговоры в СМИ о предстоящей войне, количество российских туристов из года в год растет. (Местные жители уверены, что тема новой войны всплывает всякий раз в начале туристического сезона исключительно для запугивания потенциальных отдыхающих.) Ремонтируются автотрассы. И хотя по сухумским улицам еще бродят коровы, меж разрушенных домов уже ездят новые микроавтобусы.
На побережье появляются новые гостиницы. Восстановление огромных мраморных дворцов сталинской эпохи - дело для абхазцев непосильное, а зарубежные инвесторы не хотят рисковать большими деньгами - проще и дешевле построить новое здание из бетона и пластика.
Вместе с тем уровень жизни абхазцев остается чудовищно низким. При средней зарплате в 3 тыс. рублей цены на промышленные товары не уступают московским - везется-то все из Сочи, да еще и через границу, с уплатой соответствующих пошлин. Так что приходится местным учителям либо жить подсобным хозяйством, либо заниматься торговлей. Огромные очереди на границе - яркое свидетельство тому, чем живет непризнанная республика.
- Первые пять лет после войны мы работали в школах бесплатно, - рассказывает подрабатывающая экскурсоводом учительница сельской школы Гудаутского района Ирма. - Потом нам стали выдавать хлеб. Сейчас зарплаты платят, но все равно этого, чтобы прожить, недостаточно.
Сами школьные здания также не обошло всеобщее разрушение. Чтобы детям было где учиться, местные жители отстраивали школы буквально всем миром.
ТОВАРИЩЕСКАЯ ПОМОЩЬ
- Больше десяти лет мы жили в блокаде, зажатые между морем, горами, Россией и Грузией, и никто не оказывал нам никакой помощи, - вспоминает председатель Федерации независимых профсоюзов республики Абхазия (ФНПРА) Азарет Айба. - Профсоюзы Москвы первыми стали нам помогать.
Уже пятый год Московская городская организация профсоюза работников народного образования и науки РФ отправляет в республику комплекты пособий по всем предметам. Каждый раз такой комплект получают лишь по 10 школ - больше не выходит из-за таможенных трудностей. В этот раз участникам делегации на границе приходилось делать вид, что едут они чуть ли не по личной инициативе, а карты и глобусы везут знакомым.
Дабы избежать прохождения таможни, приходится прибегать даже к помощи силовиков. Так, 100 компьютеров, подаренных несколько лет назад абхазским школам Московской федерацией профсоюзов, пришлось провозить под видом груза МЧС.
Какие именно школы нуждаются в помощи больше всего - решают на месте в федерации профсоюзов, по просьбе которой помощь и оказывается.
На местах подарков из Москвы ждут с большим нетерпением. На приобретение учебников и оборудования у министерства образования попросту нет средств. В учительских лежат советские еще брошюрки с учебными планами и методическими рекомендациями. Пособия изготавливаются по мере возможностей самими педагогами, но всего необходимого, конечно, кустарным способом сделать невозможно.
Дело существенно облегчается тем обстоятельством, что программы, по которым учатся школьники Абхазии и России, пока еще почти полностью совпадают. Республиканское министерство образования отслеживает происходящие в России изменения, знакомится с новшествами и доводит информацию о них на ежегодных совещаниях директоров и завучей. До ЕГЭ, впрочем, пока не дошло.
В каждом селе московскую делегацию встречают не только учителя, но и почти все местные жители, включая глав администрации. Со слезами на глазах педагоги принимают долгожданные пособия, удивляясь достижениям российской полиграфии. В этом году каждая школа получила пособий на сумму свыше 30 тыс. рублей. Таких расходов ни директор школы, ни глава района, ни даже минобразования позволить себе не могут.
О ПРОФСОЮЗАХ АБХАЗИИ
Деятельность абхазских профсоюзов неизбежно определяется условиями полуразрушенного и непризнанного государства.
- Наши профсоюзы объединяют более 25 тысяч работников, - рассказывает председатель ФНПРА Азарет Айба. - Конечно, по меркам Москвы это кажется очень мало, но если учесть, что у нас в республике работают всего 32 - 33 тысячи человек, то это очень хороший показатель.
Профсоюзное движение было возрождено здесь в 1994 году. В советские годы никакого национального профсоюзного объединения в Абхазии не было - существовали лишь организации, подчиненные грузинским структурам. К окончанию войны в стране не было ни одной первичной профорганизации, а само здание Совета профсоюзов (точнее то, что осталось от здания после попадания в него ракеты) было занято телерадиокомпанией.
- Десять лет назад туда просто страшно было зайти, - вспоминает председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Сергей Кузин. - Все разрушено, провода висят, люди работают в трех кабинетах, где кроме колченогих стульев ничего нет.
Сейчас ситуация существенно улучшилась. В состав ФНПРА входят десять отраслевых комитетов и две самостоятельные профсоюзные организации. Работая на общественных началах, за несколько лет Азарет Айба и его единомышленники смогли заново выстроить структуру профсоюзов и превратить их в весьма влиятельную силу в стране. Силами профсоюзов был восстановлен и фонд социального страхования, затем перешедший в руки государства.
- Лишившись всех профсоюзных здравниц, мы потеряли возможность оздоравливать наших работников, которые очень сильно в этом нуждаются, - говорит Азарет Айба. - Кроме средств из фонда соцстраха никаких дополнительных возможностей обеспечивать льготное оздоровление членам профсоюза не осталось, поэтому, передавая фонд государству, мы сказали, чтоб помощь из него оказывалась по нашей рекомендации.
Здание федерации профсоюзов также постепенно отстраивается. Своих средств на это, конечно, нет, так что капитальный ремонт был произведен на средства, выделенные президиумом МФП. Кстати, на зарплату работникам профсоюзного аппарата денег тратится совсем немного. Так, по словам председателя ФНПРА, его оклад составляет всего 3 тыс. рублей, без российской пенсии (1,5 тыс.) и помощи детей было бы туго.
Предметом особой гордости председателя является принятие в прошлом году подготовленного в ФНПРА закона о профессиональных союзах и гарантиях профсоюзной деятельности. Раньше такого закона не было, из-за чего профсоюзы были почти что бесправны.
- До принятия этого закона у нас была только одна статья в конституции, где говорилось о праве граждан на создание добровольных общественных объединений. Больше ничего. Поэтому на нас зачастую просто не обращали внимания. Отобрали почти все имущество. У церкви, например, ничего не отбирали, хотя формально, по той же статье конституции - это такая же общественная организация.
Принятие закона позволило постепенно решать и проблему с собственностью.
- Мы постоянно поднимаем этот вопрос, поскольку считаем, что профсоюзное имущество было национализировано незаконно, - говорит Азарет Айба. - Мы постоянно обращаемся в суды, а сейчас готовим документы для передачи в конституционный суд.
Пока московская делегация находилась в Сухуми, пришло и приятное известие - в пользу профсоюзов разрешилось дело о незаконной приватизации принадлежавшего ФНПРА дома культуры его директором. Теперь к 15-летию профсоюзов там будет открыт музей боевой славы.
Сергей КОЗЛОВСКИЙ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте