С 17 по 19 июня в Москве под эгидой ОАО “РЖД” прошел II Съезд врачей железнодорожного транспорта, на который приехали делегаты со всех концов России. На съезде обсуждались как сугубо медицинские вопросы, так и пути развития этой крупнейшей ведомственной системы здравоохранения, услугами которой пользуются около 10 млн россиян.
Выступая на съезде врачей железнодорожного транспорта, вице-президент ОАО “РЖД”, доктор медицинских наук Олег Атьков рассказал, что, помимо медицинского обеспечения безопасности движения поездов и помощи железнодорожникам и членам их семей, врачи ОАО “РЖД” оказывают помощь и обычному населению. Так, широко известны медицинские поезда, оборудованные самой новой техникой, которые переезжают с места на место, добираясь таким образом до труднодоступных районов нашей страны, туда, где о современной медицине только слышали.
Сегодня в эту ведомственную систему входят более 87 тысяч работников здравоохранения, 270 учреждений, которые обслуживают порядка 10 миллионов человек. Созданы специализированные медицинские центры: онкологические, сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургические и другие. Снижение заболеваемости работников ОАО “РЖД” за период с 2002 по 2007 год составило 13% - это довольно существенная цифра. ОАО “РЖД” обеспечивает своим работникам, вышедшим на пенсию, бесплатную, за исключением высокотехнологиной, медицинскую помощь. Это, конечно, для них большое подспорье.
Казалось бы, медицина в РЖД - это особый мир, в котором у врачей единственная забота - здоровье пациентов. О том, так ли это, корреспондент “Солидарности” поговорила с делегатами съезда.
Завотделением ультразвуковой диагностики ЦКБ МПС
Андрей РЯЗАНЦЕВ:
- У нас нет четкой корреляции между количеством и качеством труда и зарплаты. Получается, что кто-то работает, а кто-то распределяет, а распределение никак не зависит от качества работы. Не хватает кадров. Были моменты, когда у меня количество медицинского оборудования превышало количество работников. А все идет от зарплаты. Очень маленькие доплаты за стаж, за категорию. В результате сейчас заработная плата у нас меньше, чем могут предложить в городской сети или в частных коммерческих организациях. Плюс черная дыра специалистов. После 1995 года из всего количества идущих в медицину в ней остается не больше 40%. Нет мотивации. И пока не будет зависимости заработанных денег от труда, эту проблему не решить.
Оборудование поступает, но между теми, кто закупает его, и теми, кто работает на нем, большая пропасть: мнение последних не учитывается. Мы лучше знаем, какое оборудование нам надо! Часто же закупается базовое оборудование, без различных модификаций, в результате ценность его снижается - оно дает не больше 40 - 60% того, что должно давать. Звучит громко: мы купили такую-то единицу оборудования. А то, что на нем практически половину работы невозможно делать, никого не интересует.
Медики страдают от переработок. Люди перерабатывают не от хорошей жизни, а потому что зарплата недостаточна, чтобы обеспечить нормальное существование семьи. Работа должна за определенный норматив времени приносить определенную сумму денег, и зависеть она должна от качества и количества труда.
Врач-хирург ЦКБ МПС, пожелавшая остаться неизвестной:
- Недостаточная зарплата - вот основная проблема. В среднем по Москве врач примерно 35 - 40 тысяч рублей получает - это за полторы ставки, так все работают. А мы где-то 20 - 23, ну 25 тысяч. Зарплата фиксированная: хоть ты пролечишь 500 пациентов, хоть одного. Приходится перерабатывать. У меня из-за этого была травма: я с утра находилась на работе, и рабочий день переходил в ночное дежурство. Я была уставшая, полезла закрывать окно, не удержала равновесие, упала. Перелом руки.
Главный врач узловой больницы на станции Новый Ургал Хабаровского края
Ирина МУЗЫКА:
- Основная проблема - это проблема муниципальных заказов для наших учреждений. Очень сложно продвигается контакт с главой нашего муниципального образования, который считает, что ведомственное учреждение не имеет права на существование в районе, что в нем нет нужды. Хотя у нас имеются в наличии все узкие специалисты, их квалификация достаточно высока. Что касается оснащения, диагностической базы, она у нас лучшая в районе. Мы обслуживаем более 14 тысяч человек, которые проживают не только в нашем поселке, Новом Ургале, но и огромную протяженность БАМовской линии (это около 200 км в трех разных направлениях). Причем население, привыкшее обслуживаться еще при МПС в нашем учреждении, очень активно подает свои голоса за то, чтобы все-таки опять прикрепиться к нам на обслуживание.
Что касается зарплат, то у нас выгоднее работать, чем в государственном учреждении, у нас и тарифная сетка-то выше, чем у них. У меня врач получает в месяц в пределах 25 - 30 тысяч (за полторы-две ставки. - Прим. Ю.Р.). Плюс те гарантии, которые дает железная дорога - это достаточно весомый социальный пакет, потому что мы пользуемся всеми теми же льготами, что и работающие железнодорожники, включая медицинское обслуживание.
Главный врач узловой больницы на Северной железной дороге
Ирина МЯГКОВА, республика Коми:
- Не все мы имеем госзаказ. У нас есть госзаказ, но в других лечебных учреждениях нет. Затем - национальный проект “Здоровье”. Почему-то нас частично ввели, а частично не ввели в него. Мы же работаем на самоокупаемости, то есть за каждым пациентом идет денежный поток. Если за пациентом не идет денежный поток, мы недополучаем денег. Не получили денег - не собрали ту сумму, которая необходима для дальнейшего развития лечебного учреждения. Все это очень связано. Повышение зарплат мы можем проводить только при наличии своих средств, то есть из того, что заработали. Сейчас у нас у врача средняя заработная плата 18 тысяч рублей, санитарки, младший персонал получают в пределах 7 тысяч.
- С какими заболеваниями к вам чаще всего обращаются?
- Чаще всего к нам обращаются с артериальной гипертензией - это самое распространенное заболевание, как у железнодорожников, так и у всех остальных. Второе заболевание, которое больше связано с железнодорожниками - это нейросенсорная тугоухость. Его возникновению способствует, прежде всего, повышенный шум в тепловозах, поэтому оно достаточно распространено. Плюс еще люди не очень следят за техникой безопасности: необходимо носить наушники, но далеко не все их надевают. Постепенно РЖД переходит на новые, менее шумные тепловозы, но это еще дело будущего.
* * *
По итогам работы съезда были выработаны предложения Правительству РФ. В частности, интегрировать железнодорожную медицину в здравоохранение России, создав условия для участия в реализации проекта “Здоровье”, формировании государственного и муниципального заказов на оказание медицинских услуг населению; разработать совместную программу оказания квалифицированной медицинской помощи населению отдаленных регионов и другие.
Юлия РЫЖЕНКОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте