Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Там, где соцпартнерство...

У “Балтики” - новый социальный имидж

В начале июля в ряде СМИ появилось сообщение том, что в ОАО “Пивоваренная компания “Балтика” впервые в практике трудовых отношений пищевого сектора РФ был подписан коллективный договор национального уровня. Правда, осталось за кадром, что интересы работников представлял не профсоюз, а Совет трудового коллектива (СТК). Почему это произошло и что собой представляет колдоговор, корреспондент “Солидарности” выясняла у обеих сторон.


По темпам снижения профсоюзного членства на своих предприятиях “Балтика” является лидером среди пивоваренных компаний, действующих в России: в настоящее время из 11 предприятий компании первички есть только на пяти, и их численность неуклонно снижается. В то же время на предприятиях компании буквально за полгода были созданы так называемые советы трудовых коллективов - СТК.

- В конце прошлого года компания инициировала и поддержала на своих предприятиях, даже тех, где есть профсоюзные организации, выборы в советы трудовых коллективов, - рассказывает секретарь Профсоюза работников Агро-промышленного комплекса (АПК) РФ по обучению и международной работе Галина Юрова. - Затем был сформирован общий СТК компании, который возглавила начальник ее социально-бытового отдела. Первым же “заданием” нового органа стало заключение единого для компании коллективного договора.

Сложившуюся, а скорее всего - созданную ситуацию Юрова связывает, в первую очередь, с общей политикой компании в отношении профсоюза. Ведь она привела к тому, что на момент подготовки и подписания общего для всех предприятий “Балтики” колдоговора... “ни на одном из предприятий у профсоюза не было большинства от среднесписочного состава работников, чтобы, как того требует закон, выступить единственным полномочным представителем от работников каждого конкретного филиала”, - подчеркивает секретарь профсоюза работников АПК.


СОБЛЮДАЯ ФОРМАЛЬНОСТИ


Представителям профсоюза все же предложили войти в состав переговорной комиссии. Однако на практике оказалось, что предложение это - не что иное, как попытка соблюсти необходимые формальности.

- Единого представительного органа образовано не было, - рассказывает Галина Юрова. - В марте первичным профсоюзным организациям было предложено направить в состав переговорной комиссии по одному представителю. В итоге в ее состав вошли семь представителей от администрации и 17 представителей от работников компании. Но вот в списке последних половину составили руководители разного уровня, ведущие специалисты и старшие инженеры. Правда, несколько представителей рабочих производственного сектора все же попали в эту группу, как представители от профсоюзных организаций предприятий “Балтики”.

Переговорный процесс, по словам участников, проходил на “самом современном уровне” - в форме видеоконференций. Их было три. Все предложения профсоюзной стороны игнорировались, а протокол разногласий администрация просто отказалась составлять! Процесс же голосования, к которому были допущены только представители СТК, по словам представителей профсоюза, не был легитимным. Закрадываются сомнения: не с этой ли целью введен новый формат переговоров?

Предложения профсоюзной стороны касались основных для работающего человека вопросов защиты трудовых прав - оплаты труда, гарантий охраны, гарантий профсоюзной деятельности. По словам Галины Юровой, эти ключевые моменты не нашли отражения в коллективном договоре. Зато в нем есть подробно расписанная социальная программа компании.

Хотя... Упоминание об оплате труда все-таки имеется. А именно положение о том, что заработная плата каждого сотрудника устанавливается отдельно в индивидуальном трудовом договоре.

- Колдоговор содержит обязательства работодателя предпринимать действия по увеличению прибыльности, росту производительности труда, укреплению производственной и трудовой дисциплины, своевременного и качественного выполнения трудовых обязанностей, - уточняет Галина Юрова. - Но в нем ничего не говорится о том, на какую часть прибыли компании могут претендовать работники.

Как интенсификация их труда отразится на цифрах в их расчетных листках. Между тем основополагающим правом профсоюзов, зафиксированным в базовых конвенциях МОТ, являются добросовестные и справедливые переговоры по заработной плате.

Но колдоговор компании “Балтика” в том виде, в котором он был принят, попросту исключает саму возможность проведения подобных переговоров. А равно и контроля роста зарплаты в зависимости от увеличения прибыли предприятия, инфляции и не только. Отсутствие тарификационной сетки исключает любые гарантии того, что работник получит заработную плату в соответствии с квалификацией, объемом и сложностью выполненных работ, с учетом сверхурочных часов и работы в выходные дни. И, самое главное, подобная формулировка положения об оплате труда фактически лишает работников возможности защитить свои права, исключает вариант коллективного трудового спора и каких-либо протестных действий при нарушениях в этой сфере. При отсутствии утвержденных колдоговором нормативов доказать что-либо практически невозможно. В нем же содержатся лишь ссылки на внутренние нормативные акты, обещание согласовывать с СТК изменения системы оплаты труда и премирования, расплывчатая формулировка о повышении среднего уровня заработной платы в компании в связи с ростом потребительских цен и с учетом результатов финансовой деятельности. Однако проконтролировать даже это СТК вряд ли сможет: у него на это просто нет юридических прав. Да и кто будет требовать отчета у администрации? Начальник социально-бытового отдела компании, возглавляющая СТК?

То, что колдоговор принимается не на уровне отдельного предприятия, а на уровне всей компании, казалось бы, благое дело, однако итог этой идеи выражает пословица “хотели как лучше, а получилось как всегда”. В процессе ведения коллективных переговоров были нарушены не только стандарты Международной Организации Труда, но и российское законодательство: все статьи главы 6 и часть статей главы 4 ТК РФ. В частности, в ст. 37, ч. 5 ТК РФ говорится: “Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне РФ, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов)”. Только профсоюзы имеют право контроля над выполнением коллективных договоров и соглашений. Тогда как деятельность СТК законодательство РФ специально не регулирует, относя такого рода инициативы к категории “иных представителей работников”. В переговорах от лица работников выступал СТК, что является нарушением ст. 37 ч. 3 ТК РФ.

- Это тактика подмены реального диалога пиаром, - комментирует Андрей Ляпин, координатор по транснациональным корпорациям регионального координационного офиса Международного профсоюза работников пищевой промышленности (IUF) Восточной Европы и Центральной Азии. - В последнее время “Балтика” старается создать имидж “социально-ответственного” предприятия. СТК - детище компании, его создали исключительно для подписания колдоговора, когда по Трудовому кодексу стало возможным заключить его не только с профсоюзными, но и с иными организациями. Руководство компании пытается показать, что профсоюз не нужен. Важно понимать, что социальная политика - это наличие реальных механизмов улучшения условий жизни и труда, и с трудом можно себе представить, что можно выработать единые критерии, подходящие для всех 11 предприятий компании.


НА “СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ” ВОЛНЕ


В руководстве компании “Балтика” с мнением профсоюзной стороны не согласны. Отвечая на вопросы корреспондента “Солидарности”, Надежда Сироткина, директор по персоналу компании “Балтика”, заявила, что, во-первых, к формированию СТК администрация не имеет никакого отношения: совет сложился в одном из филиалов и распространился на остальные. (Что, конечно же, подтверждает должность, занимаемая в компании председателем СТК, количество руководящих работников в колдоговорной комиссии. - С.М.)

Во-вторых, при ведении колдоговорной компании права профорганизаций нарушены не были. “Мы не видим особой разницы в том, с кем был заключен коллективный договор. Самое главное - донести до людей информацию и защитить их интересы. Кроме того, на заключение коллективного договора мы пригласили представителей профсоюзных организаций и выслушали их предложения, всех все устроило”, - подчеркнула она. И заметила, что переговоры перед заключением коллективного договора велись два месяца (видимо, три видеоконференции были очень продолжительными. - С.М.) и в ходе них были выслушаны мнения всех сторон. Колдоговором все довольны. А по окончании переговоров, по словам г-жи Сироткиной, лидеры профкомов говорили, что договор отличный и не везде такой есть. (Мнение предпрофкомов в комментариях ниже. - С.М.)

В-третьих, сильная сторона колдоговора, безусловно, социальная политика: выплаты, страховки и дополнительные отпуска. А увеличения зарплаты на предприятиях “Балтики” зачастую происходят стихийно и не планируются задолго. Например, в начале года компании пришлось существенно повысить зарплаты в связи с серьезным ростом цен. (По словам председателя первичной профорганизации филиала “Балтика-Ярославль” Игоря Демина, заработную плату в филиале не поднимали уже четыре года. Более того, руководство отказывается даже индексировать ее с учетом инфляции. - С.М.) А отсутствие тарифной сетки в колдоговоре Надежда Сироткина объяснила тем, что она только ущемляет интересы сотрудников. По словам директора по персоналу, “Балтика”, как любая крупная компания, заинтересована в том, чтобы привлекать и удерживать специалистов(!).

Саша МЕРЦАЛОВА


P.S. Накануне публикации в редакцию “Солидарности” обратились представители пресс-службы ОАО “Пивоваренная компания “Балтика” с предложением опубликовать материал о социальных достижениях нового коллективного договора компании.


КОММЕНТАРИИ ИЗ РЕГИОНОВ

Свое мнение о коллективном договоре и о ситуации на предприятиях “Балтики”, касающейся профсоюзных организаций, “Солидарности” высказали руководители первичных профорганизаций филиалов компании.

Игорь ДЕМИН
филиал “Балтика-Ярославль”

- Мы сегодня получили коллективный договор, который является жалким подобием настоящего, полноценного коллективного договора. В подтверждение этого можно привести целый ряд моментов. Во-первых, единый представительный орган был подменен Советом трудового коллектива. Во-вторых, сами коллективные переговоры в режиме видеоконференций недопустимы. В-третьих, рассмотрение шло в общем, по разделам. Конкретные предложения, поступившие от стороны работников и высказанные представителями профсоюзов, не рассматривались. В-четвертых, к голосованию были допущены только члены СТК. В-пятых, не был создан единый представительный орган работников. В-шестых, регламент работы переговорной комиссии принят не был, членов комиссии не освобождали от работы на время ведения переговоров. Перечень этих пунктов можно продолжить. Наш вывод - нормального развития социального диалога в компании не происходит.


Роман СНОПОВ
филиал “Балтика-Воронеж”

- Компания использовала все шансы, все несовершенство законодательства, чтобы обойти профсоюзы, - работодатель использует в отношении профсоюзов компании даже термин специальный - “третье лицо”. Единый представительный орган создан не был. На практике отношение к профсоюзам настороженно-негативное, к работе членов профсоюза и их семей - всегда повышенное внимание.


Юрий СОКОЛОВ
филиал “Балтика-Ростов”

- Интересы профсоюза при заключении колдоговора были абсолютно проигнорированы. Произошла подмена понятий. Ведь создание СТК - инициатива не рабочих, а исключительно администрации “Балтики”. Произошло множество ошибок. Не было создано единого представительного органа. Людей от СТК было значительно больше профсоюзников. Протокол разногласий и вовсе не был составлен.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика