Несколько сотен рабочих ОАО “Тульский оружейный завод” 29 августа не вышли на работу в связи с задержкой заработной платы более чем на две недели. Трудности у оружейного завода уже давно, самостоятельно с ними справиться пока не получается, однако государство никак не вмешивается в его судьбу. Возможно, России больше оружие не нужно ...
Тульские оружейники славились своими изделиями еще в конце XVI века. В 1712 году по указу Петра I в Туле был основан государственный оружейный завод. Мастера этого завода обладали определенными правами и привилегиями: они жили особой слободой, в которой не имели права проживать посторонние люди; они были освобождены от податей и повинностей.
Сегодня ОАО “Тульский оружейный завод” выпускает высокоточные противотанковые ракеты с тандемной боевой частью 9М113М, предназначенные для поражения бронетанковой техники, оснащенной навесной динамической защитой, укрепленных огневых точек, низколетящих вертолетов; 40-миллиметровые подствольные гранатометы ГП-25 для комплексов с автоматами Калашникова, из которых можно вести настильную и навесную стрельбу со скорострельностью в два-три раза превышающей зарубежные аналоги; 9-миллиметровые малогабаритные автоматы СР-3, имеющие размеры пистолета-пулемета, но по дальности эффективной стрельбы значительно превосходящие его и поражающие живую силу и небронированную технику на расстоянии до 200 м; 9-миллиметровые специальные автоматы АС и снайперские винтовки ВСС с прицельной дальностью 400 м, предназначенные для ведения бесшумной и беспламенной стрельбы, поражающие живую силу противника, защищенную любым бронежилетом. Кроме этого выпускается и гражданская продукция: охотничьи карабины калибров 5,6 мм и 7,62 мм, охотничьи ружья, строительно-монтажные пистолеты и многое другое.
Однако по сравнению с ХVIII веком дела у завода идут не лучшим образом. К концу августа около 4,6 тысяч рабочих не получили заработную плату за июль и аванс за август. Такое положение дел на заводе не впервые: в прошлом месяце была аналогичная ситуация. С 25 августа председатель первичной профсоюзной организации завода Владимир Гордин прервал отпуск и вернулся на предприятие. Почти неделю решали, что делать. По словам директора, на заводе просто нет денег, и руководство стоит перед выбором: выплатить всю зарплату и закрыться, или же задерживать зарплату, выплачивая по чуть-чуть. Дело в том, что государственных заказов на заводе очень мало: 6 - 8% от общего объема работы. “Этот оборонный заказ мы раньше делали за сутки”, - говорит Гордин. Основная продукция идет на экспорт, но заказов этих тоже немного, и в последнее время их выполнение было приостановлено. В итоге 29 августа всем работникам было выплачено лишь 50% заработной платы за июль. Людей это не удовлетворило, и на работу они не вышли.
- Каждый месяц с завода из-за мизерной зарплаты уходит около сотни человек. Два года мы никак не добьемся ее повышения. Увольняются не только рядовые работники, но и руководители - из-за того, что не видят перспективы. Впечатление такое, что предприятие государству не нужно, - продолжает профлидер.
По его словам, средняя зарплата на заводе - 9000 рублей, тарифная ставка первого разряда - 1650 рублей, с учетом всех доплат получается 2300 рублей, то есть минимальная сумма, прописанная в федеральном законе. Межотраслевое, региональное соглашения заводом не выполняются, несмотря на то, что официально он не отказывался их выполнять. Но даже эти небольшие зарплаты задерживаются, а людям надоело работать забесплатно. Они-то свою часть договора выполняют, то есть делают весь требуемый объем работ!
У людей были мысли о забастовке, однако с ее организацией есть две проблемы, как объяснил работникам председатель профкома. Во-первых, забастовка директору будет на руку - ему не надо будет платить 2/3 зарплаты, что он обязан был бы делать, отправив работников в вынужденный простой. Во-вторых, это очень длительная процедура, в течение которой, скорее всего, найдется масса причин, чтобы суд посчитал ее незаконной. Выход был найден такой: воспользоваться статьей Трудового кодекса, которая предусматривает прекращение работы по истечении двух недель задержки заработной платы. Часть работников так и сделала: в соответствии с ТК написала заявление и, отдав его представителю работодателя, прекратила работу.
- Есть подразделения, которые полностью бросили работу, в других работу прекратили частично: в некоторых цехах по 5, 10, 12 человек написали заявления. Всего около 500 человек. Все люди ждут, чтобы с ними побеседовал руководитель, но его нет, говорят, он уехал в командировку, - разводит руками Владимир Гордин.
Профком обратился и в обком, и в Тульскую федерацию профсоюзов, а через них - и к администрации города; готовится иск в прокуратуру. Завод является акционерным обществом, акций у работников нет, поэтому нет и влияния на руководство. 20% акций находятся у государства, однако, как показала практика, этого тоже недостаточно для воздействия на администрацию. Впрочем, в активном желании как-то разрешить эту ситуацию государство замечено также не было.
Юлия РЫЖЕНКОВА
P.S. Руководство завода пообещало выплатить всем зарплату, и 1 сентября сотрудники вышли на работу.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте