В устав ФНПР нужно внести изменения, ужесточающие профдисциплину. И надо изменить процентное соотношение профсоюзных взносов, перечисляемых “наверх” и остающихся в первичках. Об этом “Солидарности” заявил глава профсоюза работников лесных отраслей и председатель контрольно-ревизионной комиссии ФНПР Валерий ОЧЕКУРОВ. Речь шла также о работе профсоюзов после VI съезда ФНПР и задачах на ближайший период.
ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС
- Валерий Николаевич, на минувшем съезде ФНПР одним из спорных был финансовый вопрос: какая часть профвзносов должна оставаться в первичке и сколько перечислять “наверх”. Пока ничего не изменилось, и большая часть денег остается на счету первичек. Как вы считаете, оправдала ли себя подобная финансовая политика за прошедшие два года?
- Мы будем чувствовать какую-то недоработку до тех пор, пока не будет пересмотрена финансовая политика. Думаю, что на грядущем съезде ФНПР она должна быть пересмотрена. Концентрация профвзносов в первичных организациях - 65 - 85%, и это неправильно. Профсоюзы будут финансово слабы до тех пор, пока не будет принято однозначное решение, что профвзносы - это собственность профсоюза, а не первички и не обкома, хотя среднее звено, как и центральные органы, тоже страдает в этом плане. Профкомы, в частности на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности и на некоторых деревообрабатывающих предприятиях, сегодня живут очень неплохо, взносы получают аккуратнейшим образом. Среднему звену они перечисляют 25%, максимум 30%. Соответственно, ЦК получает 6%. А у нас более 3400 профорганизаций. Из них в 20 - 30% работают освобожденные председатели профкомов. Остальные на неосвобожденной основе, у них членов профсоюза от 150 до 200 человек. Естественно, взносы очень небольшие.
- Каким, на ваш взгляд, должно быть соотношение?
- 50 на 50. Такие решения приняты и нашими выборными органами, и пленумами, и съездами. Но не получается пока. Намертво стоят председатели первичных организаций, ссылаясь на всевозможные трудности. Трудности, конечно, есть. Естественно, что председатель профкома встречается с членами профсоюза, решает проблемы на уровне предприятия, переговоры ведет и т.д. Мы все это понимаем. Но все-таки нельзя распылять профвзносы на материальную помощь. Это не выход из положения. Реальная помощь должна идти из других источников. Решение многих проблем надо включать в колдоговоры, ведь прибыль, которую получают сегодня хозяева предприятий, огромна. И еще считаю, что на уровне первички вместо председателя профкома должно быть уполномоченное или доверенное лицо профсоюза - с зарплатой из прибыли, что должно быть прописано в уставах профсоюзов и колдоговорах.
- Но не возникнет ли в этом случае риск появления “карманной” профорганизации?
- Есть практика профсоюзов Германии, других стран. Уполномоченное лицо избирается трудовым коллективом. В колдоговор записывается, что зарплата идет из прибыли предприятия, и он пользуется всеми льготами, выплатами, как и менеджеры этого предприятия. Кроме того, необходимо внести в уставы, что без согласия трудового коллектива работодатель не имеет права уволить доверенное лицо. Это будущее, и мы придем к этому неминуемо.
О ДИСЦИПЛИНЕ И КАДРАХ
- Что еще, по-вашему, надо изменить в уставе ФНПР?
- Устав надо ужесточать, чтобы было жесткое подчинение. Не подчинение вышестоящему профлидеру, а именно уставу. Когда готовились материалы к VI съезду ФНПР, мы долго дискутировали, насколько жестко нужно прописать в положении о контрольно-ревизионной комиссии проверку региональных объединений профсоюзов по использованию собственности и т.д., и сделали довольно мягкую запись. Написано просто: комиссии ФНПР имеют право проверять только те объекты, которые находятся непосредственно в собственности ФНПР. И сейчас уже есть факты отказа предоставления документов на проверку.
- На региональном уровне?
- Да, в регионах. Не так давно в Мурманскую область выезжала комиссия: представитель ФНПР от департамента профимущества, от контрольно-ревизионной комиссии и еще несколько человек. Но юристы Мурманского объединения профсоюзов попросту не дали документы и материалы для проверки! Не допустили, потому что комиссия должна была предоставить правильно юридически оформленную доверенность, что они являются представителями. Доверенность - основной документ. Но это неверно, когда председатель профобъединения перекладывает взаимодействие с комиссией ФНПР на юридический отдел. Это наталкивает на мысль, что есть какие-то проблемы. Наверное, каждая комиссия, которая назначается ФНПР, в первую очередь должна быть заинтересована в том, чтобы не было таких проблем, как в Перми, в Бурятии, о чем неоднократно писалось в “Солидарности”. Мурманский пример не единичен, но это был первый случай в моей практике, чтобы региональное профобъединение не позволило комиссии ФНПР осуществить проверку.
Еще пример. Контрольно-ревизионной комиссии ФНПР не удалось провести проверку профсоюза гражданского персонала ВВС РФ. Переписку, переговоры по телефону с полгода вели. Мы проверяем все отраслевые профсоюзы - проблем никаких. Но тут не получилось. Я вынужден был поехать на пленум этого профсоюза в конце сентября. И в результате делегаты этого пленума приняли решение о выходе из ФНПР.
На VII съезде ФНПР надо жестко прописать в уставе полномочия нашей комиссии, а также ответственность тех, кто устав не выполняет. И еще. Многие коллеги не разделают мою позицию, но я считаю, что необходимо предоставить право Исполкому ФНПР влиять на кадровый состав и в отраслевых профсоюзах, и в региональных федерациях.
- Фраза о необходимости “омоложения профактива на разных уровнях” стала уже несколько избитой. На деле же бывает, что заменить действующего руководителя просто некем...
- Профлидеров мы должны готовить. Я прекрасно понимаю, что как были в профсоюзах бывшие партийные работники, так во многих случаях они же и остались, только стали лет на 10 - 20 старше. Опыт их работы, конечно, очень пригодится молодежи, но молодежи надо давать дорогу. Надо внимательно смотреть, как молодые кадры действуют в первичке, обкоме, рескоме профсоюза. Слепое подыгрывание, мол, молодые придут и все сделают сами, не подходит. Профработа сложна и объемом, и пониманием, что такое профсоюз, и что такое люди, которые доверяют нам руководить той или иной организацией. И не каждый председатель первички вполне готов заменить председателя облсовпрофа или отраслевого профсоюза.
- На предыдущем съезде ФНПР был спор о введении возрастных рамок для профруководителей. Каковы будут ваши предложения по этому вопросу к съезду?
- Обязательно нужен жесткий возрастной ценз. 60 - 65 лет - максимум для профруководителя. А может быть, надо обсудить и сроки пребывания на высоких должностях... Но пока не решим вопрос пенсионного обеспечения в целом, тем более профработников, будем топтаться на месте. Молодых будем тащить, а они скажут: не пойду на такую зарплату! И старички станут держаться до последнего. Вопрос непростой, но решать надо, и именно в целом ФНПР. Хотя многие председатели федераций по законодательству местных органов власти сегодня обеспечены пенсией гораздо лучше, чем отраслевики.
НАДО ЛИ УКРУПНЯТЬСЯ
- Все чаще звучит идея о необходимости укрупнения, объединения профсоюзов. Ведь не секрет, что в ряде отраслевых союзов значительно падает профчленство, а деятельность малочисленных профобъединений нельзя назвать эффективной. Как вы относитесь к данной идее?
- Объединяться придется. Но к этому надо подходить осторожно. Например, во многих регионах считают, что возможно объединение нашего профсоюза со строителями, химиками, АПК... Но тогда понятие “профессиональный союз” теряется. Есть пример: в Германии было три профсоюза: работников деревообрабатывающей промышленности, целлюлозно-бумажной, лесного хозяйства. Они слились с разными профсоюзами, в первую очередь с металлургами. И - потерялись. Их нет ни на международной арене, ни внутри страны. Люди стали менее защищены, а утечка членов профсоюза выше, чем у нас.
Если мы сделаем это, не проработав систему, можем потерять массу членов профсоюза и доверие к нему в целом. И как бы ни была сильна ФНПР, она в отраслевых проблемах не сможет быстро разобраться и экстренно принять меры. Объединению - да, но только разумно, не спеша, внимательно.
О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
- Прошло почти полсрока после VI съезда ФНПР. Я могу сказать ответственно, что в целом и ФНПР стала сильнее, мобильнее, и наш профсоюз, хотя численность его членов сократилась на 10 - 15%. Снижение численности произошло из-за сокращения рабочих мест на предприятиях отрасли. Не то что у нас все идеально. Где-то мы недорабатываем, в том числе ЦК. Мы стоим перед дилеммой: что нам делать, за счет чего поднимать авторитет профсоюза? За счет мотивации? А в чем она заключается? В том, насколько эффективно работают наши службы, прежде всего юристы. На Балахнинском ЦБК у нас сильный юрист, и еще в ряде крупных первичек. Но это единицы. Юрслужба в профорганизациях должна быть в разы увеличена, и чтобы ее работники были грамотны: четко знали, за что отвечают и когда надо среагировать, умели предугадывать возможность конфликтов и немедленно их разрешать законным путем.
А еще, хотя сегодня обмен информацией интенсивен, этого недостаточно. Мы опаздываем информировать свои профорганизации и мало получаем информации с мест.
- У всех на устах мировой кризис... В чем задача профсоюзов в данной ситуации?
- Работодатели начинают испытывать в первую очередь профсоюзы, сообщая, что грядет сокращение рабочих мест. Есть факты, когда руководство предприятий пересматривает колдоговоры в одностороннем порядке, сокращая соцпакет, выплаты за выслугу лет, за профмастерство и т.д. Наша задача - не допустить этого ни в коем случае. Некоторые профлидеры в регионах начинают говорить, что ФНПР и ее руководящие органы работают неэффективно. Но надо судить объективно. Ведь не решаются такие вопросы разом. Сколько профсоюзы добивались увеличения пенсий? И сейчас Путин заявляет, что пенсионная реформа должна быть пересмотрена. Многие чиновники в правительственных структурах начинают говорить: да, пенсия должна составлять 40% от утраченного заработка. Еще нет кардинального решения, но работа ведется на уровне и Госдумы, и Минздравсоцразвития. Сколько мы бились, чтобы отменить единый соцналог и перейти на соцстрахование? Сегодня и до председателя правительства, и до чиновников дошло, что это надо делать. Этого тоже добились ФНПР и все ее организации.
- Какие, на ваш взгляд, вопросы профсоюзам России необходимо решать в первую очередь?
- Повышение зарплаты - самый острый вопрос. Охрана труда: много работников теряем на производстве, в лесных отраслях ежегодно погибают более 350 человек. Охрана труда на предприятиях представлена в большинстве случаев всего одним человеком! Это надо менять. Еще проблема: есть города и поселки, которые зависят от градообразующих предприятий. Наша задача - вместе с местной властью сохранять эти производства. Далее. В большинстве отраслей заключаются ОТС, но не все работодатели, даже подписав документ, выполняют все его позиции. Особенно в отношении зарплаты. Профсоюзам надо добиваться, чтобы в Госдуме были приняты жесткие поправки к закону о работодателях, чтобы те несли ответственность и за заключение ОТС, и за исполнение, вплоть до штрафных санкций.
Беседовала
Наталья КОЧЕМИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте