Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Мировые уличные сети идут в Россию

В конце ноября в Москву впервые приехала Пэт ХОРН, международный координатор StreetNet - федерации организаций, объединяющих уличных торговцев. У нее 32 членские организации: в Африке, Латинской Америке, Азии и одна в Нью-Йорке. Сейчас международная организация начала изучать ситуацию с уличными торговцами в Восточной Европе, и выбор пал на Россию.


ТЯЖЕЛО ЛИ БЫТЬ УЛИЧНЫМ ТОРГОВЦЕМ



- У уличных торговцев есть свое разделение. Есть очень бедные, а есть вполне обеспеченные, - рассказывает Пэт Хорн, международный координатор StreetNet. - Но в тех странах, где мы проводили свои исследования, мы обнаружили, что большинство все же работает в очень тяжелых условиях. В основном это самозанятые работники, и одна из самых серьезных их проблем - преследование со стороны полиции. Полиция конфискует их товар, им приходится убегать от нее, платить взятки...


- Но полиция их прогоняет по закону?

- Не всегда. Принято считать, что уличная торговля незаконна, но часто бывает, что нет такого закона, который бы ее запрещал. Значит, она не является незаконной. Уличные торговцы обычно необразованны и не знают своих прав, и когда полиция начинает их преследовать, они думают, что они вне закона. И это то, в чем может помочь организация: она может обратиться в суд и оспорить незаконные действия полиции. Мы обнаружили, что часто создаются отдельные отряды полиции - либо компаниями, либо муниципальными властями (наподобие наших ЧОПов. - Ю.Р). У этих отрядов нет никакого законного права вообще предъявлять претензии к торговцам. Иногда бывает, что в отдельных городах есть свои муниципальные законы, которые могут противоречить национальному законодательству или даже конституции. В таких случаях мы обращаемся в суд, чтобы создать прецедент, причем идем с таким делом, в успехе которого мы уверены. Создаем прецедент и уже на его основании работаем дальше. На прошлой неделе в Варшаве мы встретились с местными полицейскими, которые следят за порядком в этом секторе, и они сказали, что несколько организаций подали на их действия в суд, и теперь полиция старается во всем придерживаться закона, чтобы не давать повода.


- Проводите ли вы международные акции протеста?

- Обычно наши членские организации делают это в своих странах. Некоторые из них - реально сильные организации, способные добиться хороших результатов - проводят такие демонстрации. Не столь сильные делают это в альянсе с другими профсоюзами или организациями. У них есть даже некий эквивалент забастовки. Хотя сама по себе забастовка в секторе уличной торговли не будет эффективна, потому что они на себя работают, но многие торговцы вносят некий платеж городским властям за право на работу. И они могут бойкотировать эти платежи, что для городских властей является большим аргументом, чтобы пойти навстречу.


- Против чего обычно бастуют?

- Главное требование - прекратить преследование со стороны полиции. Другое серьезное требование - снижение платежа городским властям. Еще одно частое требование - это место, на котором они торгуют: они требуют сделать хотя бы какой-то навес или выделить более удобное место. Чем организация сильнее, тем более серьезные у нее требования, например - добиться участия в процессе планирования городского бюджета.


- Увенчивались ли успехом подобные масштабные акции?

- В Индии после ряда серьезных протестов несколько лет назад правительство страны приняло закон об уличной торговле. Конечно, предстоит еще много работы, поскольку в Индии множество штатов, и в каждом свое законодательство. И теперь в каждом штате надо привести законодательство в соответствие с национальным. Там был принят еще закон - о социальном обеспечении уличных торговцев и сборщиков мусора. По нему торговцы и сборщики мусора могут регистрироваться в местных органах власти со своим удостоверением личности как торговцы, и тогда они в службе соцзащиты будут получать пособие, которого раньше не было. В трех-четырех странах Африки, где сильное движение уличных торговцев, тоже удалось организовать систему соцзащиты. В первую очередь это не столько пенсия, сколько пособие по болезни или при потере дохода. А случаи, когда торговцам удавалось снизить платеж за пользованием местом на рынке, происходят повсеместно.


КАК ЭТО У НИХ?


- В каких странах сильные организации?


- В Кении, Замбии, Зимбабве. В Зимбабве правительство очень враждебное, а это как раз и делает организацию сильной. Там правительство организовало нападения на места работы и даже проживания уличных торговцев, и в результате они остались ни с чем. У них осталась только их организация. Они хорошо организованы именно потому, что работают в такой враждебной среде.
В Латинской Америке не очень много организаций уличных торговцев, входящих в национальные профцентры, но в последнее время уже многие из них вступили в профсоюзные федерации. И получили возможность обучаться по профсоюзным программам. В Аргентине после начала финансового кризиса большая часть формальной экономики просто рухнула. А неформальные организации, наоборот, стали сильнее. В Бразилии довольно сильное народное движение вообще, оно состоит из профсоюзов, кооперативов, социальных организаций. И они вместе хорошо работают как по трудовым вопросам, так и по вопросам борьбы с бедностью.

Очень сильная организация в Южной Корее. Организация уличных торговцев, которая входит в StreetNet, была создана еще в 1986 году, когда у них проходила Олимпиада. Чтобы подготовиться к Олимпиаде, правительство выгнало всех торговцев с улиц, и тогда они устроили акцию протеста перед зданием правительства. Они сидели там 39 дней и требовали своих прав. В конце концов они добились права торговать на улице (конечно, в ограниченном масштабе) и создали свою организацию. У них очень сильные солидарные связи с КСТU - это вторая по размеру профсоюзная федерация в Корее. Они не являются их членской организацией, но работают сообща. Но и профсоюзная федерация, и организация уличных торговцев в Южной Корее очень активные, боевитые. Они борются за свои права, вплоть до того, что могут на улицах устроить беспорядки. Надо сказать, что южнокорейское правительство не очень-то гибко и не готово идти на уступки, но торговцам удалось добиться того, что взамен запрета работать на главных улицах правительство предоставило стадионы, на которых и устроили рынки.

В Корее, как и в Индии, есть своя специфическая проблема: когда люди чувствуют себя в отчаянном положении, они могут публично покончить с собой перед зданием администрации. Один кореец из Крестьянской лиги Кореи покончил жизнь самоубийством в Канкуне, где собиралась ВТО и были большие протесты антиглобалистов. Была проблема в компании “Нестле-Корея”: профсоюз очень долго боролся за свои права, и пять человек покончили с собой. Проблема в том, что правительство знает, что это такая национальная особенность, и просто игнорирует эти акции. В странах с другой культурой, таких как страны Латинской Америки или Африки, где не используют суицид как средство борьбы, люди даже не понимают, о чем идет речь. Однажды корейцы просили нас помочь им устроить международную кампанию протеста. Одним из символов этой кампании они хотели сделать человека, который сжег себя, чтобы добиться цели организации. Но мы не смогли получить поддержку этого символа в других странах, потому что ни в Латинской Америке, ни в Африке люди не понимали, зачем человек убил себя. Нам пришлось объяснять корейцам, что, несмотря на то, что сами мы понимаем их действия, нам надо найти что-то иное для запуска международной кампании, потому что у других людей такой символ вызывает только шок. Мы, конечно, понимаем, что в некоторых азиатских странах это просто путь усилить протест, подкрепить требования, но мы поощряем ненасильственные протесты, в том числе по отношению к себе как участникам.


ЗАЧЕМ НУЖЕН StreetNet


- Что даст уличному торговцу вступление в StreetNet?


- В первую очередь - международную солидарность уличных торговцев всего мира. Скажем, у кого-то из торговцев возникает проблема с полицией. Они присылают в StreetNet сообщение. Мы публикуем его на сайте, и оно циркулирует между организациями. И все начинают слать, допустим, письма протеста. Обычно это сильно воздействует на местные власти. А люди получают, во-первых, солидарную поддержку, во-вторых, обучение для укрепления своих организаций, а в-третьих, возможность представлять свои интересы в МОТ, поскольку StreetNet там аккредитована как представитель трудящихся этого сектора.

Еще мы собираем международные встречи, на которые приезжают представители работников их разных стран. Они имеют возможность обменяться информацией, найти что-то общее или отличное друг от друга.


- Организации, которые входят в StreetNet, платят взносы?

- Когда организация присоединяется к StreetNet, она платит вступительный взнос в размере 50 долларов и каждый год взнос в зависимости от количества членов: 1 цент за одного человека в год. Это очень низкий взнос, его недостаточно для того, чтобы поддерживать работу нашей организации, но он очень важен. Мы установили такой взнос, потому что это принцип членства, а также он помогает нам четко знать, сколько человек в нашей организации. Потому что все заявляют, что у них много людей, пока не надо платить за них взносы. Сейчас у нас около 350 тысяч человек. Не так уж и много, но все наши членские организации занимаются органайзингом, привлекают людей, потому что понимают: чтобы быть сильней, надо объединить больше людей.


- Чем вызван ваш интерес к России?

- Когда мы думали, в каком регионе работать далее, то решили, что в Восточной Европе в уличной торговле занято больше людей, чем в Западной Европе или в каких-то других регионах мира. Мы думаем, что и в России должно быть много уличной торговли, как и во всей Восточной Европе. Как и в азиатском регионе, где мы уже работаем. И обычно люди, которые заняты в этом секторе, очень уязвимы и плохо объединены, поэтому у них меньше возможностей бороться за свои права. Когда мы выходим на улицы, общаемся с народом, мы понимаем, что даже при отсутствии каких-то формальных организаций у уличных торговцев все равно есть неформальные ассоциации, общества, связи друг с другом. В странах, где мы находим много таких неформальный ассоциаций или сообществ, мы их соединяем друг с другом и убеждаем, что им необходимо действовать сообща. Если мы понимаем, что они готовы пойти на такое сотрудничество, то можем запустить органайзинговый проект, который позволит им создать общую организацию.

Мы очень рассчитываем на местные профсоюзы. Во-первых, потому что многие из них уже начали обращать внимание на этот сектор. А во-вторых, мы - международная организация и не можем приехать в каждую страну и организовать этих работников, это должны делать люди на местах.

Юлия РЫЖЕНКОВА
Фото Николая ФЕДОРОВА



“А”-СПРАВКА

Идея создания StreetNet родилась в индийском профсоюзе SEWA (организация самозанятых женщин Индии), который стал инициатором создания организации WIEGO (“Женщины в неформальной экономике. Глобализация и органайзинг”). Идея WIEGO заключалась в том, чтобы создать международную сеть организаций, которая объединяет женщин в неформальной экономике в разных секторах. Первым сектором стали надомные работники, вторым, в 2002 году, уличные торговцы. Сейчас идет процесс создания организации сборщиков мусора.

Сайт: www.streetnet.org.za
Телефон: +27 31 307 4038
Факс: +27 31 306 7490

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика