Работников ОАО “Красноярский водочный завод “Ярич” попытались перевести одновременно на сокращенную рабочую неделю и сокращенный рабочий день. Когда же люди отказались работать в таких условиях, несколько человек (большинство - члены профкома) были уволены. Правовая инспекция труда крайкома профсоюза работников АПК активно борется за восстановление уволенных на их рабочих местах, работодатель же уверен, что поступает правильно.
Борьба за права работников в ОАО “Красноярский водочный завод “Ярич” привела к увольнению большинства профактивистов. О развитии конфликта корреспонденту “Солидарности” рассказывает Виталий Дрожжаков, председатель Красноярского крайкома профсоюза работников АПК:
- Водочный завод “Ярич” - предприятие не очень большое. Работало последние годы довольно нестабильно, здесь даже с кризисом что-то трудно увязать. За годы нестабильной работы предприятие теряло рынок, поэтому возникали финансовые затруднения. Новая администрация завода приняла решение оптимизировать расходы... за счет рабочих производства. На январь руководитель предприятия захотел ввести режим неполной рабочей недели и неполного рабочего времени...
В связи с некоторыми финансовыми проблемами директор предприятия Сергей Сергеев предупредил рабочих, что они отныне будут работать по четыре часа три дня в неделю. Впрочем, изменение графика и зарплат задело лишь работников производства - им предстояло трудиться всего полторы смены в неделю, получая за это 1,5 - 2 тысячи рублей в месяц, прожить на которые, естественно, невозможно. Видимо, за счет этой части трудового коллектива директор и хотел разрешить трудности “Ярича”. Работники же отказались переходить на такой график, и началось противостояние. Руководство предприятия перевело рабочих на простой по вине работодателя, но обязало людей находиться на рабочих местах. Им пришлось коротать время в так называемых бытовках, в совершенно не оборудованных для этого помещениях. Время их прихода и ухода тщательно отслеживалось.
- Началось недовольство, и, соответственно, вмешались мы, - рассказывает председатель крайкома Дрожжаков. - Руководство почему-то считало, что люди не хотят работать, а мы же объясняли, что работать-то они хотят, но при этом - зарабатывать хоть какие-то деньги. Первичная профорганизация приняла решение вступить в переговоры с администрацией предприятия, подписать соглашение о том, на каких условиях работники предприятия согласны трудиться в период финансовых сложностей. У нас было много споров и дебатов на тему, можно ли одновременно вводить и сокращенный рабочий день, и сокращенную рабочую неделю. По закону - нельзя. В 93 статье Трудового кодекса речь идет об установлении или неполного рабочего дня, или неполной рабочей недели.
Работники предприятия согласны были трудиться три полных рабочих дня в неделю или продлить простой, оплачиваемый 2/3 от средней зарплаты. 11 января они вышли на работу и неожиданно узнали, что некоторые из них более не будут работать на “Яриче”. Причем большинство из подпавших под сокращение - члены профкома предприятия. Всего были уволены семеро. По сокращению - трое членов профкома вместе с председателем, ревизор первички и просто работник, член профсоюза. Еще двоих членов профкома, по словам самих работников, под давлением заставили написать заявления “по собственному желанию”.
- Администрация предприятия утверждает, что работников предупреждали о сокращении вместе с введением неполного рабочего дня и неполной рабочей недели, - говорит председатель крайкома. - В предупреждении было написано, что не согласившиеся с таким графиком работники будут уволены по сокращению штата. Это администрация предприятия и считает предупреждением о сокращении. Но это крайне спорный вопрос. К тому же мнения профкома насчет сокращения никто не спросил, равно как не поступало обращение на согласование увольнения и в президиум крайкома профсоюза. Все эти действия незаконны, и уволенные подлежат восстановлению на работе, но руководство предприятия отказывается делать это добровольно. Мы приглашали руководителя предприятия в нашу краевую федерацию профсоюзов, объясняли ему, что он делает незаконные вещи и нарушает Трудовой кодекс. Он взял время подумать, но раздумья эти ни к чему не привели, а уволенные до сих пор не восстановлены на работе.
Красноярский крайком профсоюза работников АПК обратился в антикризисную комиссию края при краевой прокуратуре и в инспекцию труда. Готовится обращение в суд. Уволенные рабочие надеются, что все проблемы будут улажены в административном порядке. Крайком профсоюза намерен защитить профсоюзных активистов.
Александр КЛЯШТОРИН
“А”-СПРАВКА
Статья 93, ч. 1 Трудового кодекса РФ “Неполное рабочее время”:
По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте