Недавно созданная на екатеринбургской “Кока-Коле” профсоюзная организация одержала свою первую серьезную победу. Профактивистам удалось добиться отмены необоснованного сокращения надбавки за ночную работу с 40 до 20%.
Напомним, что в конце прошлого года в Федерации профсоюзов Свердловской области был создан департамент развития профсоюзного движения во главе с Василием Деркачом. В области началась активная работа по созданию первичных профсоюзных организаций на предприятиях малого и среднего бизнеса, зачастую в условиях агрессивного отношения работодателя к самой идее появления профсоюза на предприятии. Был разработан и начал внедряться специальный проект “Профсоюзная волна”. В его реализации в первую очередь приняли участие сотрудники департамента профразвития.
Однако в рабочую группу, оперативное руководство которой передано Василию Деркачу, по распоряжению председателя ФПСО Андрея Ветлужских были приглашены и представители других структурных подразделений. Это профсоюзные юристы, “орговики”, представители пресс-службы, техинспекции. Группа собирается еженедельно, практикуя “мозговой штурм” по возникающим вопросам, и работает в двух направлениях: создание первичек путем органайзинга и по лояльной схеме (когда работодатель в принципе не против профсоюза). Однако основным направлением все же является органайзинг, поскольку создать профсоюз в “мирной” обстановке по силам и областным комитетам отраслевых профсоюзов.
Надо отметить, что в ФПСО рассматривают кризис в первую очередь с точки зрения появления новых возможностей для развития профсоюзного движения. За последние три месяца удалось вовлечь в профдвижение работников более десяти предприятий. Среди них три транснациональные компании (“ОБИ”, “МЕТРО” и собственно “Кока-Кола”). Причем именно они дались “большой кровью”. Правда, и по другим первичкам приходится проводить длительную подготовку, прежде чем сотрудники предприятия осознают необходимость сообща отстаивать свои права под крышей профсоюза.
Работа по транснациональным компаниям началась год назад - со встреч органайзеров с работниками. Причем как с работающими, так и с бывшими, которые не только обладали необходимой информацией о внутренней ситуации в компании, но и могли критически оценивать ее, так как от предприятия не зависели уже во всех смыслах. Примечательно, что именно они рекомендовали своим бывшим коллегам обратиться за защитой в ФПСО.
Это еще раз доказывает, насколько важно личное общение и рекомендации знакомых. Конечно, листовки и буклеты о профсоюзах тоже сыграли свою роль. Но они скорее дают представление о профсоюзах как о некоей системе, защищающей права наемных работников, но системе сторонней, если можно так выразиться. Совсем другое впечатление создается, когда о профсоюзе рассказывают и отмечают его положительное влияние на свою судьбу знакомые и коллеги. Живые переживания и опыт дополняют теоретические познания о профсоюзе и приближают его к людям. И вот тогда они впускают его в свою жизнь.
Правда, происходит это не так быстро и просто, как хотелось бы. Дело в том, что сама структура транснациональных корпораций подразумевает, в первую очередь, жесткую дисциплину среди работников, на которых оказывается моральное давление. Запугивая их, руководство в противовес обещает карьерный рост и высокие зарплаты тем, кто не поддастся профсоюзной агитации. Однако время идет, а обещания так и остаются словами. Вывод, к которому приходят работники, очевиден и лежит на поверхности: их использовали. Это является толчком к тому, что человек перестает быть пассивным и начинает бороться за свои права, обращается в профсоюз за поддержкой. Для органайзера важно уловить этот момент проявления самосознания у наемного работника, “взять его тепленьким” и сделать предложение о вступлении в профсоюз.
Таким моментом, своего рода катализатором создания профсоюза, в “МЕТРО Кеш энд Керри” послужило завуалированное сокращение штата. А в филиале ООО “Кока-Кола ЭйчБиСИ Евразия” - необоснованное решение руководства завода об урезании надбавки за ночную работу с 40 до 20%. И в том, и в другом случае немалую роль сыграла обеспокоенность работников возможным сокращением или ухудшением условий труда на волне кризиса. Существенно, что работники уже знали на тот момент, куда им обратиться за помощью, а там, куда они обратились (в ФПСО), уже была отлажена четкая модель реагирования.
Поэтому когда работники “Кока-Колы” попросили ФПСО о помощи в создании профсоюзной организации, уже 12 февраля была официально зарегистрирована первичка “Екатеринбург-продукт”, которая встала на учет в областную профсоюзную организацию “Торговое единство” в составе ФПСО.
На днях профсоюз одержал первую серьезную победу, добившись отмены решения об урезании “ночных”. Оказалось, что руководство завода воспользовалось предложением премьер-министра РФ Владимира Путина о введении 20-процентной надбавки за ночной труд в отраслях, где она не регламентирована Трудовым кодексом. Но на екатеринбургском заводе надбавка в 40% была установлена раньше в соответствии с требованиями закона, соответственно урезание надбавки было неправомочным. В результате работодатель был вынужден выполнить требование об отмене необоснованного приказа, составленное профсоюзными юристами ФПСО.
Кстати, руководство “Кока-Колы” публично выражает свою лояльность к профсоюзу, однако на практике на членов профсоюза оказывается давление. Например, как только руководству стали известны имена “зачинщиков”, одного из них - заместителя председателя профкома Олега Семенова - попытались заставить убирать снег с крыши заводского сооружения, что совершенно не входит в его должностные обязанности. Впрочем, подобное поведение руководства екатеринбургской “Кока-Колы” можно считать традиционным: профсоюзные эксперты отмечают, что в других регионах России профсоюзы сталкиваются с аналогичной практикой двойных стандартов на предприятиях этой транснациональной компании. Кстати, председателем профкома “Екатеринбург-продукта” стал специалист департамента ФПСО Александр Брусницын. Это еще один пример удачного применения западной технологии, когда профорганизацию возглавляет человек, не работающий на предприятии. Когда первичка окрепнет, Александр Брусницын передаст управление новому председателю. Сейчас в профсоюзную организацию вступают новые члены. Всего на заводе трудятся около 450 человек.
После жалобы ФПСО в прокуратуру о нарушении прав профорганизации администрация предложила профкому подписать положение о порядке взаимодействия. В настоящее время профком рассматривает это предложение.
“Мы надеемся, что руководство “Кока-Колы” проявит благоразумие и в условиях нарастающего социального напряжения не станет провоцировать трудовой коллектив на более жесткую конфронтацию. В наших планах - конструктивная работа в нормальном деловом режиме по разработке и заключению коллективного договора”, - отмечает председатель профкома “Екатеринбург-продукт” Александр Брусницын.
Аксана СГИБНЕВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте