В ОАО “Златоустовский металлургический завод” рабочий Александр НЕГРЕБЕЦКИХ возобновил голодовку из-за неисполнения руководством обещаний выплатить долги по зарплате. Собственник ЗМЗ - группа компаний “Эстар” - взял недельную отсрочку для ознакомления с требованиями трудового коллектива, профком создает согласительную комиссию, а рабочие поговаривают о том, что собственник умышленно ведет предприятие к банкротству...
Активная стадия лихорадки Златоустовского металлургического завода продолжается с 9 марта, когда 15 человек во главе с металлургом Александром Негребецких объявили о начале бессрочной голодовки (см. “Солидарность” №№ 9, 10, 2009). Основная причина заключалась в задолженности по заработной плате с ноября 2008 года и оплате периодов вынужденного простоя в размере 2/3 тарифной ставки, а не 2/3 средней зарплаты.
На встрече с голодающими 14 марта исполнительный директор предприятия Сергей Хомянин пообещал выплатить 30% задолженности за ноябрь и декабрь не позднее 20 марта, а остальную часть - до конца апреля. Металлурги предупредили о намерении возобновить голодовку в случае неисполнения его обещания, а депутат законодательного собрания Челябинской области Сергей Зяблов и депутат заксобрания Златоуста Вячеслав Жилин выразили желание к ним примкнуть.
И вот - новый виток противостояния работников и работодателя. 20 марта на ЗМЗ состоялась конференция, на которой присутствовали представители трудового коллектива, исполнительный директор Сергей Хомянин и менеджеры собственника завода - группы компаний “Эстар”. На этом мероприятии рабочим и сообщили, что выплата задолженности растягивается на шесть месяцев - до августа, поскольку предприятие не имеет достаточных средств, чтобы ликвидировать долг немедленно. Как рассказал Александр Негребецких, рабочие получили лишь 12 - 15% от общей суммы долга, что составляет не более 7 тысяч рублей. В этих условиях он и принял решение продолжить голодовку. На этот раз - в одиночку.
- Я выдвинул Хомянину новое требование: выдать всем работникам ОАО “ЗМЗ” задолженность по заработной плате за ноябрь - декабрь 2008 года. Тем более что было решение суда, было решение государственной инспекции труда и прокуратуры - все бумаги у меня на руках. При выполнении этого требования я обязуюсь прекратить голодовку. Народ хотел присоединиться, даже женщины спрашивали, могут ли они голодать вместе со мной. Но женщина должна дома сидеть и детей воспитывать, а не голодать. А мужикам я сказал так: “Ребята, я в отпуске, а вы работаете. Выйдет некрасиво, если вы будете голодные ходить на работу, а я тут сидеть. Так что давайте я за всех буду наши требования отстаивать”. Депутаты тоже хотели присоединиться, но я и их попросил отстаивать наши интересы перед государством “на сытую голову”, - рассказал Негребецких.
По словам председателя профкома ЗМЗ Марата Сафиева, трудовой коллектив ЗМЗ по итогам конференции передал руководству предприятия и собственнику следующие основные требования: запустить минимум две печи мартеновского цеха (весь цех в настоящий момент простаивает); установить с 1 июля тарифную ставку в размере 4330 рублей; оплачивать вынужденный простой в размере 2/3 среднего заработка; выплатить разницу между 2/3 тарифной ставки и 2/3 средней зарплаты за ноябрь и декабрь 2008 года не позднее 1 мая.
- Представители группы компаний “Эстар” уже на конференции нам заявили, что с некоторыми требованиями не согласны, - рассказывает Сафиев. - Они взяли недельный тайм-аут, чтобы более детально их рассмотреть и дать свое заключение. Мы в настоящий момент создаем согласительную комиссию, которая будет взаимодействовать с работодателем и пытаться решить вопросы в правовом русле. К примеру, требование о запуске мартенов - это прерогатива владельца - решать, каким образом предприятие будет работать более продуктивно. Тем не менее, мы понимаем, что для рабочих запуск мартеновских печей жизненно важен, и поэтому не смогли исключить этот пункт из перечня.
Требования Александра Негребецких поддерживаются как профкомом, так и Челябинским обкомом ГМПР. По словам зампредседателя обкома Александра Коротких, Негребецких “требует лишь то, что по закону обязан сделать работодатель”. Но способ достижения цели у профсоюзных деятелей вызывает сомнения. Именно поэтому профком принял решение включить голодающего металлурга в состав согласительной комиссии и тем самым обратить его энергию на более продуктивную, нежели голодный протест, деятельность. Предварительно Негребецких уже дал согласие участвовать в работе этого органа. Официально вопрос о его включении будет рассматриваться 25 марта.
Однако столь длительный кризис предприятия не мог не привести к разговорам о его гибели. Даже в сравнении с задолженностью по зарплате для жителей Златоуста - это вопрос номер один.
- Люди готовы работать и за 5 тысяч рублей в месяц, но им нужна ясная и полная информация о перспективах предприятия, - говорит Коротких. - У них складывается впечатление, что “Эстар” пытается остановить ЗМЗ. Завод ведь и раньше у нас был “больной” - предприятие старое, большого ремонта не проводилось, и те технологии, которые существуют на заводе, не позволяют вылезти из этой ямы. Но я не представляю, что такое Златоуст без завода. Уже сейчас в городе конкурс в 25 человек на одно рабочее место, а можете представить, что будет, если обанкротится предприятие и люди окажутся на улице?..
Общее мнение рабочих и профсоюзников едино: для спасения предприятия и возврата денег необходимо принудить “Эстар” к открытому диалогу и потребовать соглашения с областью о том, что завод не будет остановлен. Пока же ситуация такова: пассив - задолженность по зарплате около 30 млн рублей, стоящий мартеновский цех, один голодающий металлург, слухи о развале ЗМЗ, а в активе - ничего...
Илья КАРПОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте