После затяжных переговоров был, наконец, подписан документ о временном продлении отраслевого тарифного соглашения по горно-металлургическому комплексу РФ. Корреспондент “Солидарности”, побывавшая на церемонии подписания, узнала об особенностях документа и расспросила председателя ГМПР Михаила ТАРАСЕНКО о состоянии и перспективах отрасли.
27 марта было подписано соглашение о продлении до 31 декабря 2009 года действующего отраслевого тарифного соглашения между Общероссийским отраслевым объединением работодателей “Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России” (АМРОС) и Центральным советом Горно-металлургического профсоюза России (ЦС ГМПР).
С сентября тарифные комиссии ЦС ГМПР и АМРОС вели переговоры по заключению нового тарифного соглашения, так как срок действия предыдущего, заключенного в 2006 году, должен был истечь уже 5 апреля. Но кризис привел к резкому ухудшению экономического положения в стране, и подписание нового трехгодичного ОТС стороны временно отложили. Вместо этого решено продлить на год нынешнее соглашение - с корректировкой или приостановкой действия некоторых его положений. В связи с важностью и сложностью переговоров в тарифную комиссию АМРОС вошли члены нового правления, полностью обновившегося после его реструктуризации.
На переговорах от работодателя поступили предложения о пересмотре 35 пунктов. В ходе чрезвычайно напряженных переговоров стороны договорились о “замораживании” 12 из них. В том числе это относится к пунктам, касающимся темпов роста зарплаты, и трем пунктам, касающимся гарантий профсоюзным работникам. Как объяснил журналистам после подписания ОТС председатель ГМПР Михаил Тарасенко, в то время, когда объемы производства снижены, а рабочая неделя укорочена, речь идет прежде всего о выживании предприятий и выплате заработной платы рабочим. Поэтому было принято решение временно отложить вопрос о росте зарплаты и отказаться от дополнительных льгот. Еще по пяти пунктам стороны договорились, что их приостановка возможна только на предприятиях, не имеющих достаточных финансовых средств.
После продолжительных дискуссий сложные, многоступенчатые переговоры все-таки подошли к концу. Компромисс был найден, а долгожданный документ подписан. Со стороны работодателей подпись поставил исполнительный директор АМРОС Алексей Окуньков, со стороны представителей работников - председатель ГМПР Михаил Тарасенко.
- Многие вопросы мы с профсоюзной стороной трактовали по- разному, но все-таки нам удалось найти общий язык. Я считаю, что стороны максимально шли навстречу друг другу, несмотря на то, что ситуация крайне непростая. У нас есть социальное партнерство, и подписанный документ - лучшее тому свидетельство, - заявил после церемонии исполнительный директор АМРОС.
- Мы понимали, что переговоры будут очень непростыми, - подтвердил его слова Тарасенко. - Но мы с уважением относимся к стороне работодателя, и в соглашении нет агитационных призывов. Наши партнеры тоже не стремились рассуждать в риторическом плане. Они, прежде чем взять на себя ответственность за те или иные пункты, взвешенно решали, смогут ли их выполнить. Никто не может сказать, в какой ситуации дальше окажется отрасль. Но кризисы приходят и уходят, а трудовые коллективы остаются, и покупательная способность людей не должна снижаться - это общий подход, который доминировал в наших переговорах. Я уверен, что сторона работодателя, как и мы, удовлетворена далеко не всеми пунктами документа, но это действительно компромисс, который позволит вести сбалансированную социально-трудовую политику в отрасли. Объединяя наши усилия, мы сможем сделать все для того, чтобы отрасль жила и развивалась и трудящиеся чувствовали, что это тот участок российской экономики, где прежде всего думают о людях. “Не люди для металла, а металл для людей”, - эта аксиома, которая действовала в нашей отрасли и продолжает действовать даже в непростых условиях кризиса.
После мероприятия Михаил Тарасенко подробно рассказал “Солидарности” о состоянии отрасли на данный момент.
По его словам, в целом по отрасли даже увольнения не являются сейчас главной проблемой, потому что и работодатели, и трудовые коллективы идут на то, чтобы избежать массовых сокращений. Реальная зарплата в среднем по отрасли снизилась всего на 10%, так что и это основной проблемой пока назвать нельзя. Главная проблема - это сохранение покупательной способности рабочих, так как не будет выхода из кризиса, если не будет раскупаться произведенный товар, и в данной отрасли не все это понимают. Как известно, цветная металлургия экспортирует свою продукцию на 80%, а черная - на 50%, и собственники производства нередко не увязывают уровень оплаты труда своих работников со способностью покупать произведенные из их металла товары.
- Во-первых, мы считаем, что пришло время делиться - в прямом смысле этого слова. Если это частное предприятие, которое принадлежит группе богатых людей, то при недоступности кредитов следует вкладывать в частное предприятие частные средства, - говорит Михаил Тарасенко. - Во-вторых, мы советуем тем, кто учитывает падение цен на металл в нынешнее время, вспомнить, что подешевели и исходники: уголь и руда. Да, конечно, мы все реалисты и прекрасно понимаем, что есть предприятия, где нет “жировой прослойки” и где приходится идти и на сокращение зарплаты, и на сокращение рабочих дней, а то и на приостановку работы предприятия.
Но есть и примеры, когда такие действия не имеют никакого отношения к кризису. Например, Пикалево - там сугубо конфликт собственников. Но в целом металлургия, как отрасль, после кризиса станет только сильнее. Старые предприятия с отсталыми технологиями просто умрут. Здесь наша задача - создать для людей социальные “подушки”, не дать им почувствовать себя лишними. Обеспечить пожилым людям выход на досрочную пенсию согласно законодательству, молодежь перепрофилировать, привлечь госинвестиции для создания новых производств в те области, где наша отрасль оказалась невыгодной.
Елена БЕЛЛИС
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте