В Ростовской области в ЗАО “Волошино” руководство завода не только не признает права первички, но и занимается устранением с предприятия членов профсоюза. Подробнее о ситуации “Солидарности” рассказал председатель Ростовского обкома профсоюза работников химической промышленности Юрий ШАМРАЙ.
Как рассказал председатель Ростовского обкома Росхимпрофсоюза Юрий Шамрай, все началось с письма жительницы поселка Волошино в адрес областной федерации профсоюзов. Женщина рассказывала о нарушениях прав рабочих в ЗАО “Волошино”, о безысходной ситуации, в которой оказались люди, и просила помощи в создании профсоюзной организации. И в марте 2008 года первичка была создана. Возглавил ее слесарь-ремонтник Николай Максименко. Однако инициатива рабочих совсем не понравилась работодателю.
- И председатель профкома, и областной Совет Росхимпрофсоюза, и Союз работодателей Ростовской области неоднократно обращались к руководству ЗАО “Волошино”, говорили о необходимости налаживания с первичной профорганизацией завода нормальных, деловых отношений, но безрезультатно, - констатирует Юрий Шамрай. - Со дня образования первички и в дальнейшем руководство ЗАО “Волошино” избрало позицию непризнания профорганизации и ее выборного органа как представителя работников и не способствовало созданию условий для деятельности профорганизации на предприятии в соответствии с Трудовым кодексом.
Более того, начались настоящие гонения на людей, вступивших в профсоюз. По словам предобкома, за прошедшие почти полтора года были незаконно уволены несколько членов профсоюза и член профкома. В ноябре 2008-го Николай Максименко написал письмо президенту РФ, рассказал о многочисленных нарушениях законодательства на предприятии. Он писал об отсутствии нормальных условий труда и его достойной оплаты, о несоблюдении ТК РФ и игнорировании профсоюзной организации. Ожидаемых изменений обращение не принесло. По словам Шамрая, дело закончилась явной отпиской приехавшего госинспектора труда из Ростова. А законность профорганизации в ЗАО “Волошино” профсоюзной стороне пришлось отстаивать в суде.
- После посещения завода инспектором директор начал продуманно оказывать давление и на самого председателя профкома, - рассказывает Юрий Павлович. - Сначала его, как самого квалифицированного работника, в феврале 2009 года перевели на уже несколько месяцев не работавший участок, якобы для восстановления участка. Затем Максименко получил выговор. А уже в марте его предупредили о ликвидации того самого “восстанавливаемого” участка и, соответственно, сокращении персонала. Следующее звено этой цепочки - в мае предпрофкома получил приказ об увольнении по сокращению штата работников.
При поддержке обкома профсоюза председатель профкома, уже уволенный, обратился в суд. 20 июля решением суда увольнение признано незаконным и произведенным с нарушением установленного порядка увольнения.
Казалось бы, все проблемы решены: согласно исполнительному листу Николая Максименко обязаны были немедленно восстановить на работе в той же должности. Но у работодателя оказалась своя правда: восстановив “опального” предпрофкома на работе, его тут же отправили в простой.
- Меня до сих пор не допускают на территорию предприятия не только как слесаря, но и как председателя профкома, - возмущается Максименко. - Еще 23 июля я подал письменное обращение к директору с требованием предоставить профкому помещение и не чинить мне препятствия при посещении - в соответствии с законом о профсоюзах - рабочих мест членов профсоюза. 25 июля я в очередной раз вынужден был обратиться в Миллеровскую межрайонную прокуратуру, которая ранее уже имела претензии к директору ЗАО “Волошино” Слугинову за нарушение трудового законодательства. А руководство завода, в свою очередь, подало кассационную жалобу в областной суд.
В ожидании решения областного суда (заседание состоится предположительно 31 августа) профсоюзная сторона выдала директору ЗАО “Волошино” представление о необходимости устранения нарушений. Кроме того, в областной суд направлены возражения на кассационную жалобу работодателя. Но это дела судебные, а что же сами работники?
- Жители нашего маленького поселка Волошино и рабочие завода, безусловно, в курсе происходящего, - говорит предпрофкома. - Но люди боятся говорить, боятся даже в профсоюз вступать! Поймите, у нас село и, кроме как на заводе, работать негде. Вот мне предложили: хочешь пройти на предприятие - предоставь списки людей, к кому, на какие рабочие места надо пройти. Но я не подаю списки членов профсоюза - ведь уволят людей! У меня товарищ - зампред профкома - принес заявление на выход из профсоюза и говорит: на меня директор давит. И так “прорабатывают” всех профактивистов.
Наталья КОЧЕМИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте