До 1 ноября должны состояться переговоры руководства ОАО “СИБУР - Русские шины” с Правительством Свердловской области. На повестке - перспективы деятельности “Уральского шинного завода” и сохранение трудового коллектива. Вопрос непрост - из некогда 1,5 тысяч работников работодатель планирует уже в этом году оставить всего три сотни, занятых лишь на оборонном заказе.
Напомним, напряжение на “Уралшине” возникло после того, как профкому стало известно о грядущем массовом сокращении и ликвидации гражданского производства. Председатель профкома Татьяна Ломовцева инициировала сбор подписей под обращением к Президенту РФ. Этот крик о помощи почти 500 заводчан начинался со слов “Помогите спасти завод!”. ФПСО неоднократно инициировала рассмотрение вопроса “Уралшины” различными антикризисными комиссиями. В частности, 27 июля замгендиректора по стратегическому развитию ОАО “СИБУР - Русские шины” И. А. Караваев заверил антикризисную комиссию при областном правительстве, что предполагаемое сокращение до 400 сотрудников пройдет постепенно и завершится в 2010 году. Тогда правительство области рекомендовало руководству СИБУРа не производить массового высвобождения работников ООО “Уральский шинный завод” и разработать стратегию развития предприятия на период до 2012 года.
18 сентября ситуация на “Уралшине” была рассмотрена на заседании антикризисного штаба при областном Министерстве промышленности и науки. Поводом для очередного “вызова на ковер” стал приказ о сокращении 609 работников из 938 работающих и отсутствие рекомендованного плана развития предприятия на среднесрочную перспективу. Министерство высказало свою жесткую позицию о недопустимости закрытия предприятия. Кроме того, решено провести региональное совещание руководителей предприятий различных отраслей экономики, использующих продукцию “Уралшины”.
21 - 22 сентября в Анапе проходило заседание совета Межрегиональной профсоюзной организации ОАО “СИБУР Холдинг”. ФПСО направила обращение членам совета и лично профлидеру СИБУРа Вячеславу Хомичу для выработки совместных действий по “Уралшине”, вплоть до пикета центрального офиса холдинга, выразив свою готовность активно поддержать эти действия. Также в обращении заострялось внимание, что в вертикально интегрированных холдингах часто исчезновение профсоюза одного предприятия оказывается пробным камнем перед выдавливанием всей профорганизации.
После этого обращения состоялся телефонный разговор Вячеслава Хомича с Андреем Ветлужских, а также встреча с гендиректором “Уралшины” Максимом Ярмаком в ФПСО. “Мы считаем возможным по аналогии с другими российскими холдингами использование на “Уралшине” одного из допустимых социально-ответственных вариантов, - повторил позицию ФПСО Андрей Ветлужских. - Работодатель должен или выходить из сложившейся экономической ситуации путем организации общественных работ, режима оплаты простоя, дожидаясь выхода из кризиса и сохраняя при этом коллектив, или переориентировать производство, обеспечив работников новыми рабочими местами. В то же время, если часть коллектива будет все-таки вынуждена покинуть предприятие, ФПСО будет настаивать на дополнительных по сравнению с действующим законодательством выплатах”. Вячеслав Хомич признал последний вариант наиболее приемлемым в предстоящих переговорах с руководством СИБУРа.
23 сентября антикризисная комиссия под руководством премьера Свердловской области Виктора Кокшарова рассмотрела перспективы обеспечения социально-экономической стабильности на “Уралшине” в IV квартале 2009 года. Максим Ярмак заявил, что заказов на гражданскую продукцию практически нет. Именно этим, по словам гендиректора, обусловлено массовое сокращение. Менеджмент СИБУРа не планирует вкладывать средства в обновление производства либо переход на новые, востребованные виды продукции.
“Мы все помним ситуацию с Нижнетагильским “Огнеупором”, - заметил участвовавший в работе комиссии заместитель председателя ФПСО Алексей Киселев. - В принципе, такой ход используется отдельными вертикально интегрированными холдингами, когда предприятия-конкуренты скупаются и фактически законным путем ликвидируются со ссылками на их экономическую несостоятельность. Примечательно, что заказы (а они все-таки есть) от ликвидированных предприятий уходят на другие предприятия холдинга. Можно согласиться с тем, что с точки зрения бизнеса это имеет смысл. Но если рассматривать ситуацию вкупе с интересами работников и их правом на труд, экономическим кризисом, проблемами моногородов, растущей безработицы и стабилизацией экономики нашей области, тогда вопрос “скрытого рейдерства” приобретает совсем другую суть”.
Кстати, на вопрос Виктора Кокшарова, пытался ли СИБУР предложить продукцию “Уралшины” в Свердловской области, гендиректор не ответил. Теперь, согласно решению областной антикризисной комиссии, переговоры регионального правительства с руководством СИБУРа по вопросу “Уралшины” должны пройти в течение октября.
Между тем официальный пресс-релиз руководства “Уралшины”, разосланный в СМИ после заседания, содержал ряд весьма занимательных сведений. О том, что рост зарплаты на “Уралшине” составил во II квартале почти 40%, а сама зарплата выше средней по Уралу на 10%, и о том, что “согласно требованию антикризисной комиссии области был представлен стратегический план действий”.
Там же выражалось мнение руководства “Уралшины”, что “единственным выходом из сложившейся ситуации является осуществление ряда шагов, включая остановку выпуска не пользующейся спросом продукции и, как следствие, сокращение персонала на соответствующих участках производства”. И в этом же пресс-релизе говорится, что, несмотря на сложности, “предприятие и трудовой коллектив будут сохранены”.
Если верить другому пункту официального пресс-релиза “Уралшины”, увольняемые работники “получат компенсацию размером в семь окладов”. А, значит, профсоюзу, в первую очередь удалось добиться определенных результатов: семь окладов при увольнении - все-таки лучше, чем ничего. Но это если верить заявлениям.
“Если ни один из тех вариантов, что мы предлагали (сохранение рабочих мест, создание нового производства или дополнительные выплаты при увольнении), не будет принят руководством холдинга “СИБУР - Русские шины”, мы продолжим работу по защите трудовых прав работников “Уралшины”, консолидировав силы Нефтегазстройпрофсоюза РФ и ФПСО”, - подчеркнул лидер свердловских профсоюзов Андрей Ветлужских.
Аксана СГИБНЕВА,
Екатеринбург
P.S. Ситуация на “Уралшине” стала во многом показательной для современного профдвижения России. Среди оппонентов проскользнул такой выпад: “Профсоюз хочет сделать себе на этом пиар”. Может, кого-то шокирую, но в этом есть доля правды. В первую очередь, профсоюз волновал и волнует уровень защищенности трудового коллектива. Но как общественная организация профсоюзы не могут и не должны быть вне связей с общественностью (а именно так порой определяют PR). И потому - да, в этом смысле мы делали и будем делать пиар, чтобы связываться с общественностью, информировать ее о происходящих событиях, о позиции профсоюзов, о действиях профсоюзов по защите трудовых прав наемных работников, чтобы получать поддержку общественности. Не секрет, что часто работодатели не хотят усиления профсоюзов, а значит и в дальнейшем будут пытаться представить профсоюзный пиар как нечто зазорное и не имеющее права на жизнь. Ведь с помощью этого инструмента можно доставить серьезные неприятности любому социально безответственному работодателю, сформировав о нем соответствующее мнение и в российском обществе, и среди иностранных партнеров. Так что у работодателя есть право в рамках закона уволить работников. А у профсоюза есть право рассказать об этом общественности и предпринять собственные законные действия. Независимо от того, нравятся они работодателю или нет.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте