В областном госучреждении “Томская база авиационной охраны лесов” объявили, что с января нынешнего года это уже коммерческое предприятие. А работникам, чтобы прокормиться, уже недостаточно выполнять свои профессиональные обязанности: десантироваться с парашютом к месту пожара и вести трудоемкую борьбу с разгулявшимся пламенем. Придется еще рыть какому-нибудь заказчику канавы, заниматься лесозаготовками. То есть пилить то, что спасли.
Прежде эту единственную в Томской области службу авиационной охраны лесов от пожаров всегда финансировали из бюджета. И даже в мутные 90-е годы численность профессионалов авиалесоохраны достигала 300 человек. А теперь осталась лишь сотня десантников-парашютистов, да и та тает на глазах. Средняя сумма начислений за сентябрь у парашютиста I класса (высшая категория) - около пяти тысяч рублей, у молодого специалиста - три-четыре тысячи. Мало того, тушение лесных пожаров им не оплачивали с апреля, что является грубым нарушением трудового права и коллективного договора. А еще их заставляли выходить в пожароопасный сезон на работу в выходные и праздники, проставляя оплату в одинарном размере, иначе грозились уволить или сократить в межсезонье - это уже после всех пожаров.
Приказы на премирование рассматриваются в единоличном порядке руководителем предприятия. Не обеспечиваются льготы, предусмотренные законом для Крайнего Севера. Игнорируются протесты со стороны профсоюзного комитета и его председателя Максима Арсентьева - инструктора парашютно-десантной службы авиабазы охраны лесов. При этом если кто-то не согласен с такими действиями начальства, применяются меры давления, среди которых отмечаются и лишение премии, и каверзное подведение под увольнение. Отправленные на пожар группы на себе успели прочувствовать сомнительную экономию. То чем-то из необходимого снаряжения не обеспечат, то транспортом. Однажды пришлось выбираться из таежной глуши своим ходом. До реки - пешком, по ней - на моторной лодке, и до места базирования - на перекладных. При этом пятеро уставших, прокопченных мужчин волокли на себе около полутонны казенного имущества. Есть опасения, что при таком развитии событий это может войти в систему.
Понятно, что авиалесоохрана недешево обходилась областному бюджету. Но зачем же такими методами сокращать число ее работников? Всего-то пара парашютистов-пожарных осталась в Томском авиаотделении, которое ведет охрану лесов на обширной территории - в предместье областного центра, Кожевниковском, Шегарском, Кривошеинском, Молчановском районах. Три человека - в Парабельском авиаотделении. За год Колпашевское авиаотделение покинули девятеро (почти половина личного состава), и коллектив уже не в состоянии полноценно выполнять свои задачи. За нынешний сезон из службы уволились четверо из одиннадцати летчиков-наблюдателей. А между прочим, стоимость подготовки инструктора парашютной службы - почти 900 тысяч рублей, летнаба - 1,5 млн. От чрезвычайной ситуации в области спасают только погодные условия, обеспечивающие сравнительно низкую возгораемость лесных массивов.
Светлана ЗАХАРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте