Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

“Хоум кредит” идет ва-банк

Признав организацию, собственник решил избавиться от профкома

В еще одном европейском банке, работающем в России, появилась профорганизация. На этот раз вопросом защиты своих трудовых прав озаботились работники ООО “Хоум кредит энд финанс банк”. Создав первичку, они хотели начать диалог с работодателем, однако культурного разговора не вышло - учредителей профорганизации в полном составе подвели под сокращение.


СОЗДАНИЕ ПЕРВИЧКИ


9 декабря прошлого года была официально создана профорганизация работников ООО “Хоум кредит энд финанс банк”, влившаяся в Общероссийский профсоюз офисного и управленческого персонала, работников творческого и интеллектуального труда “Вместе”. 11 декабря профком письменно уведомил об этом управляющего директора и председателя правления банка Ивана Свитека.

О причинах создания первички рассказал ее председатель Александр Неймарк, менеджер по развитию интернет-банкинга. Прошлый “кризисный” год стал для банка весьма прибыльным. Как сообщил сам банк, чистая прибыль за девять месяцев (по международным стандартам отчетности) выросла на 32% - до 3097 млрд руб. (2344 млрд руб. - за аналогичный период годом ранее). При этом, если верить отчетам банка, количество его работников по всем отделениям уменьшилось примерно с 17 до 10 тысяч. Чтобы избежать таких ситуаций в будущем, сотрудники создали профорганизацию и решили сразу дать понять руководству: они пришли не конфликтовать или требовать немедленного выполнения каких-либо условий, а хотят вместе работать над улучшением условий труда всех служащих банка. И рассказали, как свою работу видит профком. Администрация же к работе с профсоюзом оказалась не готова...


ПРОФСОЮЗ НЕ НУЖЕН

- Первая реакция руководства последовала 15 декабря, - говорит Неймарк. - Мне заблокировали доступ к компьютеру. В службе поддержки мне сказали, что так бывает при увольнении, и посоветовали обратиться в отдел по управлению персоналом (HR). Там мне ответили, что ничего не знают. Вновь перезвонив в службу поддержки, я услышал, что доступ мне вернут только после того, как получат разрешение от HR. Замкнутый круг.

Буквально через несколько часов директор блока прямых продаж и маркетинга Денис Власов, руководитель Неймарка, пригласил его на личный разговор в кабинет зама председателя правления, руководителя юридической службы Мартина Шафера. Кроме них, там собрались вице-президент по управлению персоналом Галина Вайсбанд, директор департамента правового обеспечения Александр Гонтаренко, заместитель главы департамента правового обеспечения и защиты бизнеса (к слову, бывший первый зам прокурора Москвы) Александр Крахмаль. От Неймарка потребовали рассказать о первичке.

- Я попросил прислать официальный запрос в профком, но они отказались, - говорит Неймарк. - Тогда я попросил доверенность от лица управляющего банка - о том, что они имеют полномочия вести со мной переговоры как с руководителем профорганизации. Они отказались вновь, заявив, что спрашивают меня как работника. “Как работник” я на вопросы о профсоюзе отвечать не стал. А как представитель профорганизации я вновь попросил официальный запрос или доверенность... И так далее.

Поняв, что “переговоры” зашли в тупик, Неймарк попытался объяснить, что профорганизация хочет нормальных отношений с работодателем, но... “Эти люди дали мне понять, что переговоры им не нужны, что меня уволят, и работы я после этого не найду”, - говорит председатель профкома. В итоге, по его словам, представители собственника заявили, что руководство желает, чтобы все учредители профорганизации покинули банк по соглашению сторон. И получили отказ.


“ОПТИМИЗАЦИЯ”

Как рассказал Неймарк, 15 декабря руководство стало вызывать всех, кто имеет отношение к профкому, и требовать уволиться по соглашению сторон: “Вызывали всех. Тех, кто со мной рядом сидит, с кем я хожу обедать и т.д. Спрашивали, о чем я с ними говорил, не вел ли бесед о вступлении в профсоюз”.

С формулировкой “в целях оптимизации бизнеса” всех членов профкома - учредителей первички перевели работать в соседний корпус, рассадив их по двум кабинетам и заблокировав пропуски на вход в центральный корпус. Условий для нормального труда на новых местах, по мнению представителей профкома, не было: одна комната не отапливается, в другой - небольшая батарея, толку от которой в 20-градусный мороз нет. Необходимый для работы Интернет опальным служащим подключен не был, однако были даны большие задания. Пришлось членам профкома за свои деньги подключать Интернет и выполнять задания на ноутбуках. А в коридоре напротив этих кабинетов появилась видеокамера - людей взяли под наблюдение. В завершение учредителям первички вручили уведомления о сокращении их должностей.


ЛОГИКЕ ВОПРЕКИ

- Первичку в руководстве все-таки признали, - говорит Неймарк. - 16 декабря управляющий директор прислал нам подписанный им документ. В нем сообщалось, что администрация просит предоставить им уставные документы и протоколы собрания в подтверждение создания профорганизации.

Все документы работодателю были немедленно предоставлены. Первичка, в соответствии с ТК РФ, затребовала помещение для профкома и стенд для профсоюзной информации. В ответе профкому говорилось: “В связи с получением письма с приложением копий документов, подтверждающих создание первичной профсоюзной организации в ООО “Хоум кредит энд финанс банк”, и в соответствии со статьей Трудового кодекса 377 уведомляем о возможности проведения заседания выборного органа в том же помещении, где на данный момент работают члены профкома. Вопрос о месте для информации решается”.

По словам Неймарка, в каждом ответе представители администрации упоминают, что руководствуются российским законодательством. В договоре с сотрудниками действительно указано, что местом работы может быть любой офис работодателя в Москве. Решение о сокращении тоже принято вполне законно... Только вот почему-то все вышеописанные меры применяются лишь к работникам, входящим в признанную (!) профорганизацию. Получается, что на членов профсоюза оказывается давление, а это законодательством запрещено.


ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Считая, что у администрации может быть свой взгляд на ситуацию, корреспондент “Солидарности” обратился в пресс-службу банка с вопросами о причинах объявленного членам профкома сокращения и о позиции руководства по отношению к первичке. Ответ пресс-службы просто-таки поражает лаконичностью и отсутствием хоть какой-либо конкретики:

“На ваш запрос сообщаем следующее: Во всех своих действиях Банк “Хоум Кредит” руководствуется российским законодательством. Итоги работы Банк публикует в соответствии с требованиями регуляторов России и целевых аудиторий. Общение с сотрудниками Банк ведет регулярно в открытом виде через каналы внутренней коммуникации, не через СМИ. Банк намерен достигать рыночного лидерства, что является единственным эффективным путем для сохранения существующих и создания новых рабочих мест”.

- Мы столкнулись с тем, что работодатель де-юре признал профорганизацию, но де-факто отказывается взаимодействовать с ней в рамках российского законодательства, - подводит итог Сергей Герасименко, председатель профсоюза “Вместе”. - Сейчас мы оказываем профкому правовую и юридическую помощь и надеемся в скором времени заговорить с администрацией банка на языке закона.

На данный момент профком банка направил описание происходящего собственникам банка в Чехию и Нидерланды. Профком предупреждает: поскольку на его членов оказывается сильное давление, они оставляют за собой право обращаться в правоохранительные органы и СМИ. Вряд ли собственники обрадуются такому положению дел, ведь репутацией европейские банки дорожат чуть ли не больше, чем своими активами.

Александр КЛЯШТОРИН
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика