Так получилось, что в последнее время чуть ли не все мои командировки приходились “по следам профессора Лобока”. Приезжаешь в очередной регион, а тебе сообщают: “Вот был у нас недавно профессор Лобок, прочитал интересную лекцию, провел семинар”. Приезжаешь в следующий регион - и слышишь то же самое: был, выступал. “Неуловимого профессора” Дмитрия ЛОБОКА удалось чудом застичь на рабочем месте - в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, причем всего за несколько часов до его отъезда в очередную командировку.
Дмитрий Лобок широко известен в профсоюзных кругах: он является заведующим кафедрой теории и практики профсоюзной работы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, кандидатом исторических наук, профессором, заведующим лабораторией по анализу и прогнозу профсоюзного движения. Журналист “Солидарности” приехал в Санкт-Петербург с целью получить ответ на единственный вопрос: есть ли кризис в Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области? Само собой разумеется, мнение уважаемого теоретика было бы для читателей “Солидарности” весьма интересно...
- Итак, с точки зрения профсоюзного теоретика, есть ли кризис в ЛФП? Только, Дмитрий Владимирович, маленькая просьба: давайте в ходе нашей беседы как бы забудем про конфликт между Гуманитарным университетом профсоюзов и руководством Федерации профсоюзов...
- Что ж, попробуем. При этом замечу, что существует круг проблем, которые свойственны профсоюзному движению в целом, а не касаются только ЛФП. Я имею в виду падение численности, авторитета, слабость профсоюзных структур и многие другие проблемы, которые могут быть решены только на уровне ФНПР.
Что же касается нашего региона... В Питере в профсоюзных структурах сказывается определенный застой - по сравнению с теми же регионами, где мне часто приходится бывать. Возьмем такой аспект, как работа с молодежью. В Санкт-Петербурге до сих пор не провели молодежный профсоюзный форум, хотя, казалось бы, Петербург должен быть в авангарде всего Северо-Западного региона.
Совершенно не востребован мощный научный потенциал, которым традиционно обладает Санкт-Петербург. Со стороны руководства ЛФП нет никаких заказов на современные информационные технологии для их практического использования в профсоюзной работе. В то время как профобъединения других регионов успешно их реализуют. Например, недавно Гуманитарный университет профсоюзов заключил соответствующий договор с Федерацией профсоюзов Республики Коми. Удивительно, что университет проводит гораздо больше занятий, семинаров для других российских профсоюзов, нежели для ЛФП. В городе мы сотрудничаем лишь с отдельными отраслевыми теркомами.
К сожалению, нынешние руководители ЛФП живут на том “жирку”, который достался в наследство от предыдущего профсоюзного руководства.
- Многие руководители отраслевых теркомов говорили мне, что кризис, если и наблюдается, то на уровне высшего руководства ЛФП. А вот структуру он как бы не затрагивает: членские организации нормально работают и вполне справляются со своими функциями...
- Здесь ситуация такова: руководство ЛФП не может скоординировать работу территориальных комитетов на перспективу. Теркомы работают, причем многие из них - неплохо, но со стороны ЛФП нет нормальной координации их деятельности. Собственно говоря, для того Федерация профсоюзов и учреждалась, чтобы координировать деятельность различных отраслевых профсоюзных организаций. И некоторые теркомы такая ситуация вполне устраивает: их не трогают, не заставляют работать - и ладно. Также со стороны ЛФП нет никакой координации интересов различных отраслей. Последний случай: повышение тарифов на услуги ЖКХ. Профсоюз коммунальщиков доволен, другие отраслевые профсоюзы возмущены. А где позиция ЛФП?
- А мне-то казалось, что с формальной точки зрения руководство ЛФП свои задачи выполняет: заключает региональное соглашение с властью и объединениями работодателей. В городе работает трехсторонняя комиссия с участием представителей руководства ЛФП. То есть представительские функции ЛФП - налицо...
- Буквально вчера я проводил семинар с шестью руководителями наших отраслевых организаций. Как раз обсуждали вопрос об эффективности контроля над выполнением регионального соглашения на региональном уровне. О чем говорят председатели теркомов? Из-за неумения руководства ЛФП выстроить нормальные взаимоотношения с властью и объединениями работодателей положения регионального соглашения на многих предприятиях фактически не соблюдаются. То есть правильные, по сути, нормы соглашений не находят своего продолжения в коллективных договорах.
“Филькина грамота” - так недавно назвала газета “Коммерсантъ” заключенное ЛФП региональное соглашение. Так, глава комитета по транспорту мэрии в интервью журналисту сразу же после подписания последнего соглашения заявил: выполнять несколько десятков пунктов не будем, поскольку они нереалистичные. Со стороны руководства ЛФП никакой публичной реакции на такую “пощечину” не последовало.
- Во многих регионах страны идет активный процесс развала первичек по инициативе работодателей. Ничего удивительного: многие первичные профсоюзные организации держатся на “честном слове”, то есть на неких договоренностях между работодателем и вышестоящим профорганом. Насколько устойчива профсоюзная структура во втором по величине городе страны? Не получится ли так, что в час “икс” первички начнут “сыпаться”, словно карточный домик?
- Проблема актуальна и для Питера. На крупных предприятиях, то есть там, где профсоюзные работники - освобожденные, первички более устойчивы. Там же, где не освобожденные, добиться полноценного нормального колдоговора, по собственному признанию профлидеров, совсем не просто. Профсоюзные лидеры не чувствуют себя защищенными. У председателей профкомов, когда с ними беседуешь, есть обида: сверху, то есть со стороны вышестоящего профсоюзного органа необходимой поддержки, своеобразной “крыши”, порой не ощущается. Потому-то они не так активны, как должны быть: закрывают глаза на многие “шалости” со стороны работодателей.
Председатель профкома одного из крупных предприятий, где грядет сокращение трех тысяч работников, мне говорит: обращался к руководителям ЛФП Лысюку и Кондратенкову, но реальной помощи нет; говорят с пафосом - вы там боритесь, а мы вас поддержим! Но это - общие фразы. Очевидно, что руководители ЛФП могли бы обратиться в правительство города и поставить вопрос о судьбе этого известного в городе предприятия. Тем более что в случае его закрытия у городских властей появится лишняя головная боль в виде необходимости решать проблему трудоустройства высвобождаемых работников. А поскольку предприятие является “районообразующим”, в одном из районов города появится тлеющий очаг социальной напряженности. И с этих позиций можно было бы найти взаимопонимание между профсоюзными лидерами и руководством города. Но ведь ничего не делается!
Председатели профкомов говорят: а зачем мы будем кому-то там в ЛФП отдавать деньги, если все равно не видно от них никакой пользы? И потом, говорят, вечно у них там скандалы с собственностью, им что - мало доходов? Нужны наши взносы? Так все равно разворуют...
Кстати, среди всех членских организаций лишь один питерский терком - государственных служащих - выполнил решение III съезда ФНПР о необходимости перечисления первичками 50% взносов наверх.
- Дмитрий Владимирович, конечно, мнение отдельных профсоюзных лидеров для нас важно. Но наверняка лучше всего работу профсоюзных органов могут оценить рядовые члены профсоюза - те самые, которые поддерживают их своими взносами. Правда, зачастую это мнение до нас не доходит. Интересно, возглавляемая вами кафедра теории и практики профсоюзной работы проводила какие-либо опросы?
- Несомненно! У нас были социологические опросы. И выяснились весьма болезненные вещи. Например, что в ЛФП безобразно поставлена информационная работа, поскольку рядовые члены профсоюза практически ничего не знают о заключаемых на их предприятиях коллективных договорах. Не знают правильного названия профсоюза, ничего не знают об акциях, проводимых профсоюзами. Отсюда - и низкая активность рядовых членов профсоюза.
Удивляться не приходится: газета ЛФП “Единство”, некогда полноформатное и массовое издание, теперь стала выходить тиражом менее 5 тысяч - и это на миллион членов профсоюзов! Информация о работе структур ЛФП и членских организаций доходит в лучшем случае до председателя профкома. Даже профсоюзный актив порой не владеет информацией о работе вышестоящих органов. А вот негативная информация о профсоюзах, о скандалах с собственностью, властями и работодателями распространяется удивительно быстро и находит “адресата”. И это неудивительно. Только 16% опрошенных нами членов профсоюзов знают о существовании колдоговора, 5% хоть как-то участвовали в колдоговорном процессе: например, в качестве делегата конференции. Доверие к источникам профсоюзной информации испытывают только 3% опрошенных, что недопустимо мало, если сравнивать с доверием к другим источникам информации - телевидению, газетам. Даже если что-либо положительное ЛФП и делается, члены профсоюза об этом не знают.
Кстати, такая деталь: в последнее время никаких социологических заказов со стороны руководства ЛФП не было. Видимо, не понравились данные предыдущих опросов. Как тут не вспомнить известную народную поговорку: “Нечего на зеркало пенять...”
- Один из косвенных показателей низкого авторитета объединения профсоюзов - наличие в регионе альтернативных профсоюзов. Существуют регионы, где альтернативных профсоюзов вообще нет. А как в Питере?
- Альтернативные профсоюзы в регионе действуют, причем весьма активно. На некоторых предприятиях присутствуют первички СОЦПРОФа. Профсоюз “Защита” - пока в зачаточной форме. Есть сильный профсоюз докеров, ПРОФТЭК, авиадиспетчеров, бортпроводников. А также работников локомотивных бригад железнодорожников... Парадокс: на акциях в защиту профсоюзного варианта Трудового кодекса более активными были именно альтернативные профсоюзы. Некоторые первички, входящие в структуры ЛФП, принимали участие в акциях, организованных... альтернативными профсоюзами.
Профсоюзы, в которых состоит десяток человек, в средствах массовой информации почему-то заметны гораздо больше, нежели ЛФП. Неудивительно: альтернативщики более активны и все время стремятся заявить о себе. А руководство ЛФП слишком долго и взвешенно обсуждает проблему, а когда появляется какая-то реакция с его стороны, она уже никому не интересна.
- В ряде регионов, например в Иркутской области, Хабаровском и Приморском краях, постоянно происходят какие-то конфликты между трудом и капиталом. Я имею в виду прежде всего такие крайние формы, как коллективные трудовые споры и даже забастовки. Как с этим обстоят дела в Санкт-Петербурге и Ленинградской области?
- Профсоюзы работников народного образования и здравоохранения недавно шумели, но, к сожалению, практически ничего не добились. На крупных предприятиях никаких забастовок, конфликтных ситуаций в последнее время не было. Последний пример - прошлогодний конфликт на Ленинградской атомной электростанции, правда, до забастовки дело не дошло.
А ведь повод для конфликта, для проведения массовых коллективных акций, несомненно, есть. В городе повышаются тарифы на транспорт, коммунальные услуги. Но руководитель ЛФП Гарри Лысюк не сказал по этому поводу ни слова. По крайней мере, публично: обращения руководства ЛФП нигде не публикуются.
- Ну, может, это не вина профсоюзного руководства, а его беда? Ведь, как известно, почти во всех регионах профсоюзы лишены доступа к радио, телевидению, не имеют массовых газет. Все упирается в деньги - минута выступления на телевидении стоит запредельных сумм.
- Знаете, чтобы ответить на ваш вопрос, мне придется нарушить нашу договоренность: никаких упоминаний о конфликте между Гуманитарным университетом и руководством ЛФП...
Наш университет имеет собственную телевизионную программу - несколько часов утреннего эфирного времени на одном из популярных в регионе телеканалов. И мы предлагали руководителям ЛФП организовать серию выступлений профсоюзных лидеров в рамках нашей программы. Заметьте, совершенно бесплатно! Об этом я собирался доложить руководителям членских организаций на одном из заседаний президиума ЛФП. Но мне сам Лысюк отказал, хотя я просил для сообщения не более пяти минут. Можете об этом прямо так и написать: Лысюк не дал мне обратиться к членам президиума! “Нам этого не надо!” - заявили мне руководители ЛФП.
Порой складывается ощущение, что руководителям ЛФП вообще ничего не надо: ни телевизионного эфира, ни работы с молодежью, ни услуг со стороны научных кругов - ничего!
Беседовал
Денис ПАНКИН
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте