Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Иркутский лесоповал

Реструктуризация группы лесных предприятий иркутского поселка привела к банкротству одного из них

Расположенный в Иркутской области Игирминский леспромхоз в течение года из стабильно работавшего предприятия перешел в категорию обанкротившихся. Председатель первички обвиняет нового собственника ООО “РусЛесГрупп”, как и директора предприятия, в развале хозяйства и наплевательском отношении к коллективу. Собственник обвиняет председателя в непонимании современных экономических реалий, когда из-за устаревшей техники, раздутого штата и огромного долга легче ликвидировать предприятие, чем спасти.


ХОЗЯЕВА ЛЕСПРОМХОЗА


В редакцию “Солидарности” попала копия письма, адресованного председателю Иркутского областного объединения профсоюзов Александру Оболкину. “В связи с проведением заседания правительства Иркутской области 25 февраля 2010 года по вопросу о погашении задолженности по заработной плате на предприятиях области профком ППО ЗАО “Игирминский комплексный леспромхоз” (ЗАО “ИКоЛПХ”) сообщает вам следующую информацию: в областном правительстве имеются данные, что задолженность по зарплате по предприятию на 01.02.2010 составляет всего 7 млн рублей. Это 100% ложь. Сторона работодателя подает заведомо ложные цифры…” - сообщал в письме председатель первички ИКоЛПХ Василий Васильев. По его данным, общая задолженность работодателя перед коллективом составляет 27 млн 252 тыс. рублей, из которых более 20 млн приходится как раз на заработную плату.

Из дальнейшего текста следовало, что Васильев, представляющий интересы трудовых коллективов и двух других предприятий поселка - деревообрабатывающих комбинатов ООО “СП СЭЛ-Тайрику” и ЗАО “ЛДК Игирма” (как и ЗАО “ИКоЛПХ”, они входят в структуру ООО “СЭЛ груп”), стал неугоден генеральному директору ООО “СЭЛ груп” Анатолию Якимову. Совсем недавно, 17 февраля, Якимов собрал трудовые коллективы двух комбинатов и предложил работникам убрать председателя профкома - выйти из профсоюза и создать советы трудовых коллективов, указывает Васильев. Одновременно с предложением ликвидировать на предприятиях профсоюзную организацию генеральный директор пообещал работникам увеличение социальных льгот.

Первый комментарий о ситуации в поселке Новая Игирма (Нижнеилимский район Иркутской области) корреспонденту “Солидарности” дал председатель Иркутской областной организации профсоюза лесных отраслей промышленности Сергей Филатов:

- До декабря 2008 года в Игирминском леспромхозе вообще не существовало проблемы задержек заработной платы. Это было преуспевающее предприятие, которое могло заготовить почти 1 млн кубометров древесины в год. Работали там порядка 600 человек, средняя зарплата составляла около 25 тысяч рублей. Затем произошла смена собственника в ООО “Русская лесная группа”, и к управлению предприятиями компании ООО “СЭЛ груп” был приглашен гендиректор ООО “Транссибирская лесная компания” Анатолий Якимов. Он же является генеральным директором на двух деревообрабатывающих комбинатах в поселке Новая Игирма - ЗАО “ЛДК Игирма” и ООО “СП СЭЛ-Тайрику”, он же - заместитель генерального директора Игирминского леспромхоза. В ИКоЛПХ есть свой генеральный директор, Александр Дурных, но в итоге все решения по Игирминскому леспромхозу - это решения собственника, то есть компании “СЭЛ груп”. Именно поэтому персона Анатолия Якимова - ключевая в наших сегодняшних проблемах.

Проблемы, по словам Филатова, таковы: за полтора года управления ИКоЛПХ новым собственником снизились объемы производства, сократилась численность персонала, постоянно возникали задержки зарплаты. Попытки договориться с Якимовым успеха не имели, поскольку тот заявлял, что профсоюзная сторона в экономических вопросах не разбирается и действует “устаревшими методами”.

- Председателя первички ИКоЛПХ Василия Васильева Якимов публично назвал врагом предприятия. Требования Васильева как представителя профсоюза никого не интересуют, бизнес действует только так, как считает нужным. В итоге леспромхоза фактически больше не существует. По вопросу ИКоЛПХ наша организация обращалась к губернатору Иркутской области, в прокуратуру, в трудовую инспекцию… Все признают, что собственник должен нести ответственность за развал леспромхоза, а результат - ноль. К примеру, 16 декабря в правительстве Иркутской области состоялось заседание с участием главы Роструда Юрия Герция, где как раз обсуждались предприятия-должники. По Игирминскому леспромхозу Герций дал распоряжение ликвидировать задолженность до 18 января. Оно также не исполнено, - заключил Филатов.


ОСТАНОВКА ЛЕСПРОМХОЗА

Более подробно о причинах краха Игирминского леспромхоза рассказал сам председатель первички ИКоЛПХ Василий Васильев:

- Действительно, все сложности начались с приходом нового руководства. Новый собственник заявил, что существующая технология лесозаготовки в ИКоЛПХ является устаревшей и чересчур затратной - нужно переходить с ручной валки и хлыстовой заготовки на механизированную ассортиментную. Для этого требовалось новое оборудование и переобучение персонала, что и было обещано леспромхозу. Эти обещания длились до ноября 2009 года, а по факту ИКоЛПХ медленно, но верно приближался к остановке производства. Зарплата и отпускные платились с запозданием, а штатные единицы сокращались. В два раза (с 1100 - 1200 рублей за кубометр в начале 2009 года до 600 - 650 рублей в апреле) искусственно занижалась цена закупаемого у нашего предприятия пиловочника, объемы заготовки существенно сократились. Затем 1 ноября вышел приказ о полной остановке лесозаготовки нашим леспромхозом, с территории была вывезена вся техника.

Также в ноябре стало ясно, почему в леспромхозе дошло до остановки производства, а коллеги из деревообрабатывающих комбинатов “ЛДК Игирма” и “СП СЭЛ-Тайрику” исправно работают.

- Оказывается, когда предыдущий собственник строил новый комбинат для ЗАО “ЛДК Игирма”, он брал кредит под наше предприятие. Все основное имущество находится под залогом. Долг составляет более 200 млн рублей. Сейчас собственнику проще обанкротить предприятие, чем модернизировать или держать на балансе в том виде, в котором оно существовало до недавних пор. 9 ноября арбитражный суд по ходатайству должника ввел по леспромхозу процедуру банкротства, - рассказал Васильев.

- Выступая перед инженерно-техническими работниками, Якимов обещал в течение трех месяцев погасить задолженность ИКоЛПХ и начать работу. Ни одного обещания не выполнено. 30 декабря издан приказ о выведении всех штатных единиц ИКоЛПХ, которых осталось порядка 210, из штатного расписания, и с 1 апреля предприятие прекратит свое существование, - добавил председатель первички.

Директор по связям с общественностью ООО “РусЛесГрупп” (этой компании принадлежит ООО “СЭЛ груп”) Виктор Шамин оспорил сведения профсоюзной стороны. По его информации, проблемы Игирминского леспромхоза отнюдь не связаны с недавним приходом на предприятие нового собственника:

- Заявление Васильева для нас странно, так как до смены собственника “Русской лесной группы” и приглашения на должность генерального директора ООО “СЭЛ груп” Анатолия Якимова леспромхоз имел постоянные проблемы с выплатой заработной платы. Начиная с 2004 года и профсоюзы, и работники предприятия проводили несколько акций протеста, последняя состоялась в центре Иркутска в 2007 году. Тогда люди вышли на улицы под лозунгами “Защитите от судебного беспредела!” и “Верните наши деньги!”, требуя выплатить зарплату более чем за 10 предыдущих лет работы. Нынешняя процедура банкротства также не является единственной - леспромхоз был признан банкротом еще в 2004 году. Поэтому мы ни в коем случае не разделяем мнение профсоюза о том, что именно нынешний собственник ООО “РусЛесГрупп”, как и генеральный директор ООО “СЭЛ груп” Анатолий Якимов, в ответе за сегодняшнюю ситуацию в ИКоЛПХ.


“МНЕ НРАВИТСЯ НОВАЯ ИГИРМА”

С генеральным директором ООО “СЭЛ груп” Анатолием Якимовым корреспонденту “Солидарности” удалось встретиться лично. По “иркутским вопросам” Якимов в эти дни как раз посетил Москву.

- Анатолий Анатольевич, профсоюзная сторона утверждает, что банкротство Игирминского леспромхоза и его фактическая ликвидация с 1 апреля этого года являются, мягко говоря, “необоснованными”. Что скажете вы?

- Предприятие ИКоЛПХ было глубоко убыточным в течение всего времени своего существования. “Русская лесная группа” в составе лесозаготовительных ИКоЛПХ и ЗАО “Киренсклес”, деревообрабатывающих “ЛДК Игирма” и “СП СЭЛ-Тайрику” и еще 12 “придаточных” компаний была доведена предыдущим собственником до банкротства. Мы взяли этот комплекс в 2009 году в предбанкротном состоянии. Долги ИКоЛПХ на тот момент составляли около 200 млн рублей, общие долги группы - 220 млн долларов. Вся эта группа компаний - 4 тысячи человек - кормилась лишь за счет единственного работающего на экспорт предприятия - “СП СЭЛ-Тайрику”, выпускавшего жалкие 12 тысяч кубометров продукции в месяц. Каким образом можно прокормить 4 тысячи человек на такие скромные результаты работы? Только за счет кредитов, которые и брал без счета предыдущий собственник под залог имущества компаний. В ИКоЛПХ числились 600 человек, из которых на самой лесозаготовке работали лишь 180. Остальные - обслуживающий персонал, вплоть до персонала бань и магазинов.


- Вы предложили переоборудовать ИКоЛПХ на ассортиментную заготовку. Почему не получилось?

- Нам никто не дал кредит под предприятие, у которого и так долгов на 200 млн рублей. Взять на группу тоже невозможно - 220 млн долларов кредитной нагрузки уже есть. Эти 600 человек в ИКоЛПХ “съедали” сами себя: попробуй тронь ручную заготовку - истерика на всю область, ведь неизбежны сокращения. Обучать? Средний возраст работников - 55 лет, 8 классов образования. Мы создали параллельную структуру - лесозаготовительный дивизион, куда сейчас закупается новая техника. Стали приглашать людей из ИКоЛПХ, но большинство вальщиков не хотят или не умеют переобучаться.


- Но ведь вам было известно о кредитной нагрузке, когда брали группу. Какими соображениями вы руководствовались тогда?

- Соображениями реструктуризации. Если взять “ЛДК Игирма” и “СП СЭЛ-Тайрику” отдельно, то это прибыльные компании. Добавляем в группу ИКоЛПХ, добавляем остальных - убытки. Мы подали на банкротство ИКоЛПХ, чтобы не обременять его долгами работающие структуры. Васильев требует отменить наше банкротство и ввести государственное, но не понимает, что при банкротстве со стороны налоговой от предприятия в считанные минуты остается ноль.


- И вы действительно считаете председателя профсоюзной организации врагом предприятия?

- Да, считаю. Объясню: люди в “ЛДК Игирма” и “СП СЭЛ-Тайрику” работают и получают зарплату. Если я сейчас к ним “подключу” ИКоЛПХ, то зарплату не будет получать никто. Леспромхоз съест всю прибыль предприятий, по которым мы сейчас еле-еле ушли “в ноль” по долгам. Леспромхозу же я сказал, что расчет будет произведен по всем правилам процедуры банкротства - дайте нам сейчас взять на новые предприятия технику, потому что на вас не дадут. Будет новая организация - переходите туда. А в ответ слышу: “Не хотим! Верните ручную заготовку!”


- А как так получилось, что, по вашим данным, ИКоЛПХ должно работникам 7 млн рублей, а по профсоюзным данным - 27 млн рублей?

- 27 млн рублей - это подсчеты Васильева. У нас в налоговой и прокуратуре есть на это ответы. С ноября леспромхоз не работал, в ноябре начата процедура банкротства, так что какие могут быть зарплаты за ноябрь, декабрь, январь и февраль? При этом денег, вырученных от продажи зданий и техники леспромхоза, трижды хватит, чтобы погасить все долги по зарплате и налогам.


- Хотелось бы знать, что у Новой Игирмы в перспективе?

- Мы продолжим заниматься реструктуризацией, снижать кредитную нагрузку. Для меня это не совокупность предприятий, а единый ПГТ Новая Игирма. У меня большие виды на этот поселок, он мне нравится. Здесь, в Москве, я занимаюсь только поиском финансов для создания новых предприятий. Мне говорят, что я увольняю людей. И буду увольнять, если их дальнейшее пребывание на убыточном предприятии без дела приносит вред тому, что должно развиваться. Мы приводим старый и разворованный комплекс предприятий в работоспособный вид, но сделать это можно только при помощи жестких мер, как и случилось с ИКоЛПХ.


ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ВАСИЛЬЕВА!

Итак, о лесозаготовке в ИКоЛПХ уже говорят в прошедшем времени. Но в поселке Новая Игирма есть и другие предприятия ООО “СЭЛ груп”, те самые ЗАО “ЛДК Игирма” и ООО “СП СЭЛ-Тайрику”. Они, как уже было сказано, занимаются деревообработкой, продолжают производство и дают поселку жизнь. Натянутые взаимоотношения профсоюза и собственника перекочевали и сюда.

- Ни на “ЛДК Игирма”, ни на “СП СЭЛ-Тайрику” не существовало профсоюзной организации, и члены трудового коллектива сами пришли ко мне с просьбой оказать содействие в ее создании. Было желание организовать объединенную профсоюзную организацию трех предприятий, но до проведения отчетно-выборной конференции они вошли в первичку ИКоЛПХ на правах цеховых, - рассказал Васильев.

Не так давно деятельностью ООО “СЭЛ груп” в Новой Игирме заинтересовалась прокуратура. Вполне вероятно, что это стало реакцией на письма профсоюзной стороны. Администрацию предприятия, включая Анатолия Якимова, стали допрашивать о причинах занижения расценок на поставлявшуюся ИКоЛПХ для “ЛДК Игирма” и СП “СЭЛ-Тайрику” древесину, о причинах невыплаты заработной платы работникам леспромхоза. После этого Анатолий Якимов решил взаимоотношения с профсоюзом обсудить на собрании трудовых коллективов.

- На собрание 17 февраля пришли более 200 человек. Я, несмотря на изначальный запрет Якимова, присутствовал и выступал. Затем генеральный директор в течение 45 минут убеждал коллективы выйти из профсоюза и обещал полный набор социальных льгот и любую помощь нуждающимся, если они “откажутся от Васильева”. Если коротко, то именно я, считает Якимов, мешаю предприятиям нормально работать и развиваться. Обидно, что из 200 человек ни один не заступился за профсоюз, ни один не высказался против слов гендиректора. Хотя между собой много говорили о том, что я прав и что защищаю их интересы…

А на следующий день после собрания, по сведениям Васильева, работников вызывали к руководству и проводили беседу по принципу “выходи из профсоюза или будут проблемы”. В итоге по “СП СЭЛ-Тайрику” о выходе из профсоюза попросили практически все 180 работников, в нем ранее состоявшие. Причем заявления были поданы не Васильеву, а в администрацию предприятия. “Я просил ребят дать мне хотя бы основание для защиты их прав, но мне сказали: Василий Михайлович, сам пойми, нам здесь еще работать…” - подвел Васильев неутешительные итоги.


ЕЩЕ БЕДА

На этом, однако, новости из Новой Игирмы не заканчиваются. Пока Игирминский леспромхоз дожидается продажи имущества, на другом лесозаготовительном предприятии группы - ЗАО “Киренсклес”, по словам Анатолия Якимова, осуществлен рейдерский захват. В помещения ЗАО “Киренсклес”, на 50% снабжающего сырьем деревообработку в Новой Игирме, 27 февраля явилась вооруженная группа лиц во главе с экс-директором этого предприятия Иосифом Раткевичем. Он предъявил документы, согласно которым в учредительные документы ЗАО внесены изменения и директором “Киренсклеса” вновь назначен он, Раткевич. Банки, железная дорога и фитосанитарная служба уже получили письма о том, что руководитель “Киренсклеса” сменился. В результате банки “Киренсклес” не обслуживают, а у предприятия из-за “двоевластия” сейчас нет возможности купить даже топливо и запчасти.

- Без работы остались 400 работников “Киренсклеса”, потому что рейдерами разосланы телеграммы о прекращении отгрузки. До конца марта снят план отправки вагонов с древесиной в Новую Игирму, что ставит под вопрос работу ЗАО “ЛДК Игирма”. Плюс мы не сможем отапливать поселок, так как отопление осуществляется от центральной котельной, а она работает на отходах деревообрабатывающего производства. То есть 17 тысяч жителей Новой Игирмы - без отопления, - сообщил Якимов.

За этими заботами проблемы Игирминского леспромхоза отошли на второй план. Корреспондент “Солидарности” обратился за комментарием ситуации в ИКоЛПХ в правительство Иркутской области. Ответ пришел в такой форме:

“Комментарий заместителя Председателя Правительства Иркутской области - министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Владимира Пашкова:

Ситуация, складывающаяся в Новой Игирме, - это спор двух хозяйствующих субъектов. Правительство Иркутской области провело встречи с участниками этого спора и поставило перед ними жесткое требование - люди, проживающие в территории, пострадать ни в коем случае не должны, вся инженерная инфраструктура должна функционировать в штатном режиме. Региональные власти будут пристально следить за развитием ситуации, при обострении ситуации нами будут предприняты все необходимые меры с привлечением соответствующих компетентных органов”.


Надо полагать, что Владимир Игоревич ответил по “Киренсклесу”. По ИКоЛПХ, видимо, уже можно и не отвечать. И все-таки в завершение следует привести слова председателя первички ИКоЛПХ Василия Васильева:

- Есть некогда стабильно работавшее предприятие, есть штат сотрудников, есть возможность продавать производимую продукцию - дайте работу, платите зарплату, несите перед людьми ответственность согласно действующему законодательству.

Вроде бы, ничего невозможного Васильев и не просил. Просто так сложилось, что 600 человек из иркутского поселка Новая Игирма являются для бизнеса “убыточными” и потому “попали под реструктуризацию”. Бизнес изначально знал о долгах ИКоЛПХ, бизнес взял предприятие в 2009 году, когда получить кредит на таких условиях было уже фактически невозможно, следовательно, бизнес изначально предполагал банкротство леспромхоза. Может ли при таком раскладе профсоюзный лидер Васильев быть для предприятия врагом номер один?

Илья КАРПОВ

Рисунок Дмитрия ПЕТРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика


Читальный зал