По расчетам профкома, собственник предприятия ОАО “Западно-Сибирский металлургический комбинат” зарабатывает около 90 долларов с тонны проданного металла. Чтобы с 1 марта повысить зарплату работникам на 15% и ежеквартально ее индексировать, достаточно всего 2,5 доллара с тонны. Администрация предприятия на такие повышения не согласна, а расчеты профкома не комментирует.
11 марта состоялась очередная конференция трудового коллектива ОАО “Западно-Сибирский металлургический комбинат” (ЗСМК), входящего в “Евраз Груп”. На этой конференции был принят и подписан коллективный договор между работниками (на комбинате трудятся около 12 тысяч человек) и работодателем на 2010 год. Спорным остался лишь один, правда, самый важный пункт. Камнем преткновения оказалось повышение зарплат.
ПОСТЕПЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ
Чтобы выяснить позицию администрации предприятия, корреспондент “Солидарности” направил в “Евраз Груп” официальный запрос. Ответ представителя пресс-службы “Евраз Груп” представлен ниже.
“Основным предметом спора является темп повышения заработной платы. Со стороны работодателя сделаны вполне конкретные предложения по поэтапному подъему заработной платы, чтобы за 2010 год ее рост составил 15%, что в абсолютном выражении превысит 25 000 рублей. Если они будут приняты, первое повышение состоится уже в апреле. При этом средняя заработная плата на ЗСМК в январе 2010 года уже достигла докризисного уровня.
Однако профсоюз, несмотря на то, что цены на продукцию комбината не достигли докризисных показателей, настаивает на росте тарифных ставок уже с 1 марта 2010 на 15% с последующей инфляцией. При этом абсолютно не принимая во внимание, что за предыдущие периоды у предприятия были убытки, что кризис еще не закончился, и, например, средства на индексацию заработных плат работникам бюджетной сферы в 2010 году в бюджете страны вообще не заложены. Обсуждения и дополнительные переговоры только отдаляют процесс повышения заработной платы.
На наш взгляд, практика “бескомпромиссных позиций” не приносит положительного результата ни для работников, ни для предприятия. Например, на соседнем с ЗСМК Новокузнецком металлургическом комбинате только что закончились переговоры, был продлен, с соответствующими изменениями, коллективный договор на 2010 год. Благодаря конструктивной позиции сторон, несмотря на долгие и трудные переговоры, тем не менее были найдены взаимоприемлемые решения по всем вопросам, в том числе и такому сложному, как повышение заработной платы.
Все стороны социального партнерства понимают, что размер заработной платы, предоставляемых льгот и гарантий напрямую зависит от финансового состояния предприятия и общего состояния экономики. Сегодня Запсиб вышел на докризисные объемы производства, на докризисную зарплату. Но цены на нашу продукцию не соответствуют докризисным - на внутреннем рынке они ниже в 1,8 раза, на внешнем - в 2 раза. Растут тарифы естественных монополий, ЖРС. И начало 2010 года предприятие отработало с минусовым результатом. Хочется заострить внимание, что на фоне отрицательных внешних ценовых факторов, которые начали резко отрицательно влиять на экономику предприятия в конце 2008 года и в течение 2009 года и которые не улучшились в 2010 году, на переговорах речь шла не о снижении социальных льгот и замораживании заработной платы, а об их восстановлении и увеличении.
Вместе с тем мы понимаем, что администрация предприятия и профсоюз - это две стороны, которые обязаны договариваться между собой, другого пути у нас нет, и мы уверены, что сможем достичь компромисса”.
Предложение работодателя поднимать зарплату в три этапа в апреле, июле и октябре (каждый раз на 4,8% без дополнительной индексации с учетом роста потребительских цен) категорически не устроило трудовой коллектив. Куда больше работникам понравился вариант профсоюзной стороны.
РАБОТНИКИ ОЖИДАЮТ БОЛЬШЕГО
- Во время кризиса было и падение заработной платы, и сокращение численности штата работников предприятия, - рассказывает председатель профкома ЗСМК Олег Маршалко. - Поэтому мы предложили свой вариант повышения: поднять зарплату на 15% с 1 марта и в дальнейшем ежеквартально индексировать оплату труда в соответствии с уровнем инфляции. Для этого повышения и индексации предприятию достаточно выделять всего 2,5 доллара с тонны проданного металла!
Однако этот вариант не устраивает уже руководство предприятия. По словам Маршалко, работодатель объясняет свое нежелание идти на повышение тем, что предприятие не приносит существенной прибыли (за 2009 год - всего 89 млн рублей, для такого крупного предприятия эта цифра попросту ничтожна), так как цена на металл на рынках не поднялась и работа ведется близко к себестоимости. Здесь, однако, есть определенные нестыковки.
- Надо сравнивать себестоимость, по которой производится наша продукция с ценой на общероссийском рынке и с ценой, по которой продукция предприятия отправляется на экспорт, - говорит председатель профкома. - У нас есть прайслисты с ценами на металл в Москве и в портах. Отнимаем себестоимость, отнимаем железнодорожные затраты и получаем, что маржинальный доход у нас не менее 90 долларов за тонну.
Есть и еще один нюанс. Профсоюз настаивает на увеличении базовой, окладной части зарплаты, потому что, как показал опыт, увеличение премиальной части фонда оплаты труда (ФОТ) еще не гарантирует реального повышения зарплаты. К премиям может применяться корректирующий коэффициент (исходя из экономических показателей), который значительно уменьшает, а то и вовсе сводит на нет заявленное повышение. В частности, с октября 2008 года, формально выполняя все соглашения, в нашем случае работодатель самовольно уменьшил ФОТ и начал применять корректирующий коэффициент к премиальной части. В результате произошло снижение заработной платы работников на 20 - 25%, по отдельным профессиям и на 40%.
Итогом разбирательств стало вступление сторон социального партнерства в коллективный трудовой спор. 23 марта на предприятии начала работать примирительная комиссия, в состав которой вошло по шесть человек как с профсоюзной стороны, так и со стороны работодателя.
- Примирительные процедуры мы будем использовать для того, чтобы все-таки договориться, - говорит Маршалко. - Понимая, что у компании есть различные проблемы, мы готовы двигаться в сторону компромисса. При этом мы ожидаем, что и руководство также пойдет нам навстречу.
Александр КЛЯШТОРИН
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте