В ночь с 8 на 9 мая на угольной шахте “Распадская” (Междуреченск, Кемеровская обл.) с интервалом в четыре часа произошло два взрыва. По официальным данным, погибли 66 человек из числа находившихся под землей горняков, а также спасателей, ушедших после первого взрыва на поиски пострадавших. За медицинской помощью обратились более ста человек...
Подробный анализ причин произошедшего дал на пресс-конференции председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван МОХНАЧУК.
Спасательные работы на шахте “Распадская”. Фото ИТАР-ТАСС
О ПРИЧИНАХ ВЗРЫВОВ
Шахта “Распадская” является особо опасной по концентрации метана. В среднем его выделение на тонну угля равняется здесь 22 - 24 кубометрам - это сверхкатегорийная шахта. По сути, это газовое месторождение. По моему мнению, в шахте “Распадская” был внезапный выброс метана и горный удар в лаве, в результате которого произошло повреждение горношахтного оборудования, что стало первопричиной аварии. В результате повреждения образовалась искра, которая повлекла за собой взрыв метана.
О “ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ”
Говорят о том, что шахтеры телогрейками закрывали в шахте датчики безопасности. Этого невозможно сделать ни технически, ни физически, ведь датчики вмонтированы в горношахтное оборудование. Это все равно что закрыть телогрейкой лобовое стекло автомобиля и отправляться в путь. В фонарь на шлеме шахтера вмонтирован датчик-анализатор метана. Когда содержание газа превышает допустимую норму, лампочка начинает моргать - работать в таких условиях невозможно, и шахтеры уходят в защищенное место или вообще “на-гора”. Уверяю вас, шахтеры - не самоубийцы, они так же, как и любые другие работники, идут в шахту за заработком, поэтому умышленно никто нарушений не допускает, тем более, как сейчас пишут в прессе, - фактов курения. Я отвечаю, что если бы кто-то из шахтеров закурил, то его же товарищи с ним бы разобрались на месте. Тем более в особо опасной “Распадской”.
Когда в 2007 году произошли взрывы на шахте “Ульяновская”, была проделана колоссальная работа по всем предприятиям угольной отрасли, в том числе по Кузбассу, на предмет повышения знания правил безопасности шахтерами. На шахте “Распадская” была проведена сплошная переаттестация рабочих, там работали высококлассные специалисты. Шахта была оборудована суперсовременными средствами защиты.
О ВЕРСИИ ТЕРАКТА
Уверяю вас, что посторонний человек в шахту попасть не может. Необходимо получить наряд и расписаться, прийти в раздевалку и надеть робу, получить средства индивидуальной защиты и светильник, что также фиксируется. Затем - прийти в ствол, где установлена электронная система пропуска в шахту, и уже только потом идти - в составе бригады, так как одного никто не пустит в шахту. В бригаде, как правило, работают люди, которые даже живут рядом, знают друг друга в лицо, поэтому неизвестному в шахту не пройти.
О ДОПУСТИМЫХ МОЩНОСТЯХ
Практически все шахты страны были построены в советский период, по технологическим схемам и картам, которые учитывали мощности и технику того времени. В советский период за добытые 500 тысяч тонн угля в год на участке давали Героя Социалистического Труда. Сегодня мощности и новая техника позволяют давать по 3 - 5 млн тонн угля в год из одной лавы. Но основные горные выработки - вентиляционные, штрековые - до сих пор советские: сечение и объем горных выработок не соответствуют необходимому объему проветривания, когда идет газ метан.
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОДХОДЕ
Поскольку недра принадлежат государству, постольку федеральная власть должна выработать некие правила и стандарты (в том числе технологические карты и схемы), по которым должен работать собственник на том или ином месторождении. Эти схемы и карты должны соответствовать современной технике и технологии. Если старая советская шахта не соответствует нагрузке в 5 тысяч тонн угля в сутки на лаву, то должны быть ограничения допустимой добычи в сутки не более 3 тысяч тонн. Либо, если собственник желает добывать больше, - обязанность строить новые стволы, увеличивать сечение выработки, обеспечивать необходимое проветривание, что требует очень больших денег. Сегодня собственники идти на это не хотят, и нет механизмов, которые могли бы их к этому понудить.
За период новой России каких-либо новых стандартов в этой области до сих пор не разработано. Более того - на некоторых шахтах замдиректора по производству, у которого задача давать уголь, совмещает эту должность с должностью замдиректора по безопасности. Деньги платят за уголь - понятно, на каком уровне безопасность. Такой подход ко всей системе угольной промышленности в стране приводит к тому, что мы можем получить - и получаем - взрывы в шахтах, особенно там, где добывается коксующийся уголь. Инспектор Ростехнадзора, который должен контролировать технику, технологию, безопасность и правила ведения работ, обнаружив вероятность наступления аварийной ситуации, не имеет права немедленно приостановить работу в шахте. Он должен выехать на поверхность, написать рапорт и обратиться в суд, который в пятидневный срок принимает соответствующее решение. А штраф для собственника составляет на настоящий момент 5 тысяч рублей, которые ему гораздо проще уплатить, чем приостанавливать работу целой шахты.
Подготовил
Илья КАРПОВ
О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Виталий ТРУМЕЛЬ, секретарь ФНПР, главный технический инспектор труда ФНПР:
- Сейчас говорить о том, что угольная отрасль является управляемой и у нее, как у вида экономической деятельности, имеется подробно регламентированная система правил, нельзя. Общая политика отсутствует, так как каждая шахта работает по правилам той структуры, в которую она интегрирована. Правительство, для того чтобы избежать столь крупных аварий в будущем, уже подготовило проект указа президента о государственных основах промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Разработчиком данного документа является Министерство природных ресурсов и экологии. Документ пока сырой, но основные моменты, отражающие проблему обеспечения безопасности, достаточно полно и концептуально в нем отражены.
В первую очередь необходимо создать экономический механизм: заинтересовать работодателя экономическими предпосылками для реорганизации, перевооружения предприятий, выведения травмоопасного оборудования из эксплуатации. Не менее важная задача - сервисное обеспечение объектов. Как показала авария на Саяно-Шушенской ГЭС, сервис поставлен плохо, так как предприятия стремятся вывести непрофильные направления для минимизации затрат. Что касается организации работ - это создание системы управления промышленной безопасностью и охраной труда. Эти функции будут возложены на соответствующие министерства и ведомства.
Указ будет реализовываться в несколько этапов: начальный - до 2015 года, затем корректировка по мере внедрения базовых принципов.
КАК ПОМОЧЬ СЕМЬЯМ ПОГИБШИХ И ПОСТРАДАВШИХ ШАХТЕРОВ
Междуреченская территориальная организация Росуглепрофа
ИНН 4214006423 КПП 421401001
Сибирский банк Сбербанка России г. Новосибирск
БИК 045004641
Кор. счет 30101810500000000641
Расч. счет 40703810326070100162
Назначение платежа “Пожертвование на оказание помощи семьям погибших и пострадавших шахтеров”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте