В первичке ОАО "Пензтяжпромарматура" за два года до пенсии и с нарушениями законодательства уволили главного бухгалтера, проработавшего в профструктурах 31 год. Суд восстановил женщину на рабочем месте, но уже через две недели она была уволена по сокращению штата. О подробностях этой истории и о том, как падение профчленства заставляет передавать бухгалтерию в руки специалистов по оргработе, читайте ниже.
ТРУДОУСТРОЙСТВО... НА ТРИ МЕСЯЦА
В редакцию "Солидарности" пришло письмо из Федерации профсоюзов Пензенской области от заведующего отделом по правовой защите трудящихся Владимира Никитенко. Он сообщал о нарушениях при увольнении главного бухгалтера первички ОАО "Пензтяжпромарматура" Ларисы Самохиной. Точнее, изначально должность главбуха сократили, заменив ее в штатном расписании на должность бухгалтера.
"Ларисе Самохиной предложили занять должность бухгалтера, но лишь на три месяца, - пишет Никитенко. - Естественно, она от такого "предложения о трудоустройстве" отказалась. Причиной отказа была не должность, а срок трудового договора. В соответствии с ч. 1 ст. 59 ТК РФ с ней должны были заключить трудовой договор на срок полномочий профкома, т.е. на пять лет. Это первое нарушение. За ним следует еще одно. Ее увольняют не по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, т.е. по сокращению, а по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК, т.е. в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора. На вопрос о том, какие причины послужили основанием для такого увольнения, последовал ответ: организационные, то есть изменение штатного расписания".
Организационные изменения, по мнению инспектора, - это ни в коем случае не сокращение штата, а слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму. Такого же мнения придерживается и Октябрьский районный суд Пензы, в котором обжаловалось увольнение. Было вынесено решение о восстановлении на работе с оплатой времени вынужденного прогула и возмещением морального вреда. Ответчики решение суда не обжаловали.
ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА?
Ларисе Самохиной 53 года. 31 год она проработала в профсоюзах. Сначала - бухгалтером, а с 2001 года - главным бухгалтером. Сокращение стало для нее полной неожиданностью.
- В принципе не поменялось ничего. За все годы работы у меня не было ни одного нарушения или замечания. Председатель все тот же, отношения были нормальные. Объем работы был и остался немалым - у нас на предприятии 1700 членов профсоюза. А потом мне неожиданно объявили, что наши доходы не позволяют содержать главного бухгалтера, хотя совсем недавно в первичку наняли специалиста по оргработе. Я не посчитала это решение справедливым, и стала искать защиты.
По словам Ларисы Валентиновны, она обращалась в областной комитет профсоюза машиностроителей РФ. Там ей ответили, что у профсоюза большие потери численности, поэтому должность главбуха сократится во всех его организациях. Но 22 апреля Самохину не уволили по сокращению, с выплатой полагающихся пособий. Ее уволили в связи с "отказом работать".
- Я была не согласна работать по временному контракту, а не отказывалась работать бухгалтером совсем. Но со мной фактически не разговаривали. Сообщили лишь, что увольняют, раз я отказалась подчиняться приказам.
ПЕРЕД ПЕНСИЕЙ НА БИРЖУ
В целом картина сложилась довольно глупая и нелепая. В суде интересы истицы представлял юрист федерации, а интересы ответчика - юрист областного комитета.
Суд установил, что штатное расписание было изменено 12 ноября прошлого года. От работы в должности бухгалтера Самохина отказалась, о чем 17 декабря сделала в протокол собственноручную запись "не согласна". Согласия на перевод, перезаключение работником трудового договора по другой трудовой функции, как того требуют нормы статей 72 и 72.1 ТК РФ, она не давала. Ответчик, в свою очередь, не предоставил доказательств изменения определенных сторонами условий трудового договора.
В результате 4 июня суд посчитал, что увольнение было произведено с нарушениями закона. Самохину восстановили на работе в должности главного бухгалтера первички ОАО "Пензтяжпромарматура" с момента увольнения, выплатили зарплату за все время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере двух тысяч рублей.
Однако сейчас Лариса Самохина опять не работает:
- В начале июня меня восстановили в должности, - рассказывает она. - Но когда я пришла на работу, мне не дали компьютера и не передавали работу. И каждый день говорили, что я зря пришла. Через пару недель я сломалась и согласилась на увольнение по сокращению. Сейчас, насколько мне известно, бухгалтерию ведет тот самый специалист по оргработе.
В итоге 53-летняя женщина состоит на учете на бирже труда.
КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ
У представителей пензенской областной организации профсоюза машиностроителей свое мнение относительно произошедшего:
- К нам в обком эта женщина за помощью не обращалась, - уверен Анатолий Дмитриевский. - Точнее, было лишь устное обращение во время судебного заседания. Во-вторых, то, что штатное расписание изменили, было вполне законно. Сейчас время такое подошло, вы же прекрасно знаете, что у нас сейчас творится в профсоюзах, особенно в нашей отрасли, в машиностроении. У нас скоро заводов останется на двух руках по пальцам считать. У нас сейчас нет возможности содержать главного бухгалтера в профкоме, поскольку численность упала почти в три-четыре раза. Там, где было шесть тысяч, сегодня остались полторы тысячи человек. Какой смысл держать главного бухгалтера? Получая высокую зарплату, он остается без фактической работы. Нет сейчас возможностей содержать главных бухгалтеров. Можем лишь просто бухгалтера или казначея. Такие изменения происходят на всех предприятиях.
По словам председателя, в ЦК с возникшей ситуацией разобрались, и конфликт он считает исчерпанным:
- Суд признал нашу неправоту, мы не стали бороться дальше, потому что знаем, что это бесполезно по некоторым обстоятельствам. Конфликт улажен - она получила свои деньги, как положено по сокращению. Сейчас там уже работает другой специалист, причем совмещает должность специалиста и бухгалтера. И все в порядке, и на все времени хватает. Я не вижу повода для большого беспокойства.
- Женщина говорит, что когда ее восстановили на работе, ей не дали ни рабочего места, ни объема работ...
- У каждого свое, каждый себя защищает. Несколько не так дело было. Когда изменили штатное расписание, ей предложили перейти бухгалтером, она категорически отказалась, сказала, что хочет работать главным бухгалтером. Из-за этого все и началось. Она спокойно бы работала бухгалтером, заключили бы с ней новый трудовой договор, и не было вы вопросов. А то, что ей не дали компьютера, не дали работы - это все словоблудие.
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
Вообще-то недоумение по поводу того, что Самохина обратилась в обком лишь во время процесса, мягко говоря, удивляет, ведь сторону профкома защищал юрист обкома. Зачем обращаться к противнику? В своем письме Никитенко косвенно подтверждает, что о ситуации с увольнением главбуха в обкоме было известно до процесса: "Еще до увольнения мне не один раз приходилось беседовать и с председателем обкома профсоюза работников машиностроения Дмитриевским А.А., правовым инспектором труда ЦК профсоюза Долмановой М.Ю., с председателем первичной профсоюзной организации ОАО "Пензтяжпромарматура" Касимовским A.M. Однако все тщетно. У них была одна отговорка: "У нас есть судебная практика!"
Сам Дмитриевский считает письмо, которое правовой инспектор отправил в "Солидарность" и в ЦК, личным оскорблением:
- Судя по тексту, меня сажать надо. Я боюсь, что это просто сведение счетов, больше ничего.
- У вас сложные взаимоотношения?
- К сожалению, сложились в последнее время. Я несколько не согласен с тактикой и стратегией работы Никитенко, а он, естественно, не согласен со мной.
Действительно, в своем письме Никитенко неоднократно подвергал критике Дмитриевского, утверждал, что обком настроен избавляться от пожилых работников и требует от первичек заключения срочных трудовых договоров. "До принятия решения об увольнении в профком во внеочередном порядке была заслана ревизионная комиссия обкома профсоюза, которая, не найдя каких-либо серьезных нарушений, потребовала от председателя профкома срочно заключить со всеми работниками профкома срочные трудовые договоры, что не входит в ее компетенцию", - пишет правовой инспектор.
Дмитриевский утверждает, что никаких срочных трудовых договоров не существовало вовсе.
НЕПОПУЛЯРНЫЕ РЕШЕНИЯ
- Мы получили такое же письмо, как и ваша редакция, - говорит Николай Шатохин, председатель профсоюза машиностроителей РФ. - Мы поручили разобраться с обстоятельствами своему правовику, он подтвердил: да, допущено нарушение. Профком должен был действовать в рамках закона. Сегодня, насколько мне известно, женщина была сокращена в соответствии с законом.
А связано возникновение таких ситуаций только с одним. Вы, наверное, в курсе, что у нас резко снижается численность членов профсоюза. И нам приходится иногда принимать непопулярные решения, чтобы как-то оптимизировать расходы. И приходится не только с бухгалтерами так поступать, а и с освобожденными профработниками, председателями профкомов. Предлагаем им отказаться от освобожденной работы и перейти на работу на предприятие, но продолжать возглавлять организацию. Если бы это делалось просто так - это один вариант... А когда жизнь заставляет - да, приходится принимать непопулярные решения.
- Но, по словам женщины, не так давно в первичку приняли человека на оргработу.
- Так приняли на оргработу, не бухгалтером же.
- Но именно специалист по оргработе, как утверждают, и занимается бухгалтерией вместо Самохиной.
- У меня такой информации нет.
НАПОСЛЕДОК
В этой истории много противоречий и нестыковок. И, по всей видимости, немало подводных течений, замешанных на личных взаимоотношениях. Но сути это не меняет.
"Ситуация вроде бы рядовая, однако это не совсем так, - написал в своем сообщении Никитенко. - Мы привыкли, что работодатели зачастую плюют на законы, повсеместно допускают их нарушения. Но в этом случае работодатель особого рода - профсоюзный комитет, который должен следить, чтобы закон не нарушался, а не сам нарушать закон! Если профсоюзные лидеры сами будут грубо нарушать трудовые права работников, то чего ждать от работодателей-руководителей, от которых необходимо защищать работников? А если работник не в состоянии нанять адвоката, что тогда? Придет этот работник, если он член профсоюза, в такой обком за помощью в защите своих нарушенных прав, и чем ему там помогут? Скажут, что с ним поступили правильно?"
И в целом он прав. Ситуация, когда профорганизация нарушает права своих работников, дика. А уж когда в разрешении этого конфликта юристы обкома выступают против юристов территориальной организации, возникает сомнение, а так ли однозначна для всех суть профсоюза - защита работников?
Полина САМОЙЛОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте