7 апреля работники Санкт-Петербургского филиала пивоваренной компании "Хайнекен" провели пикет в защиту своих прав у центрального офиса ООО "Объединенные пивоварни Хайнекен" в Москве. Рабочие заявляют о практике принудительного труда, нарушениях графика, невыплате сверхурочных и давлении на профактив со стороны работодателя. Конфликт профсоюза с работодателем длится уже не первый год.
ЗАНЯТЬ "МЕЛОЧЬ НА ПИВО"
Рабочие пивоварни Санкт-Петербургского филиала ООО "Объединенные пивоварни Хайнекен" организовали пикет у офиса российского представительства компании в Москве. 7 апреля они планировали передать генеральному директору компании в России Димитрову требования о заключении колдоговора. Основные претензии работников связаны с практикой заемного труда, а также напряженнейшим графиком работы и несоблюдением норм безопасности, которое уже принесло предприятию ряд трагических событий.
Пикет поддержали члены профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ, теркомов профсоюзов АПК Москвы и Саратовской области, а также работники пивоварни "Эфес-Москва" и кондитерской фабрики "Большевик". Вместе с ними число пикетирующих составило около пятнадцати человек. Из Санкт-Петербурга добиваться справедливости на улицу Правды в Москве приехали двое работников. Большее количество людей невозможно было собрать в дорогу как раз по причине чрезмерно жесткого рабочего графика. Об этом, в числе прочего, корреспондентам "Солидарности" рассказал председатель профкома филиала "Пивоварня Хайнекен" ООО "ОПХ" Виталий Морозов.
- Мы уже проводили три акции в Санкт-Петербурге, но они так и не дали ощутимых результатов. Теперь мы решили обратиться к генеральному директору "Хайнекен" в России Димитрову. Основной причиной нашего протеста стало масштабное применение на предприятии практики заемного труда. За последние два года около трехсот рабочих мест были выведены за штат. Сейчас на этих местах могут работать те же люди, что и раньше, но они не имеют статуса работников предприятия. Они "предоставлены" заводу различными аутсорсинговыми компаниями. На практике вывод работника в аутсорсинг выглядит так. Сначала на заводе ухудшаются условия труда (например, увеличивается количество рабочих часов в неделю без дополнительной оплаты). Люди поневоле задумываются о смене работы. Тогда к ним подходят и говорят: "Выбора у вас особого нет, вас все равно отсюда уберут. А если хотите работать в другом месте - пожалуйста". Кроме того, имеет место подкуп работников. Им предлагают за денежное вознаграждение уволиться, после чего штатное рабочее место тут же закрывается. И тогда на завод приходит очередной внештатник.
Многие из вновь набранных "заемных" рабочих - граждане иностранных государств. Ни они, ни россияне не имеют никаких трудовых гарантий. Трудятся без контрактов, больничных. До двухсот двадцати часов в месяц без дополнительных выплат и под страхом увольнения. Штатные сотрудники, по утверждению Виталия Морозова, сверхурочных также не видят. У самого председателя профкома за март набежало 190 часов, что намного превышает стандартные четыре рабочие недели.
- Практически не остается времени на отдых, - продолжает Виталий Морозов. - В таких условиях повышается опасность травматизма на предприятии. Три года назад у нас на рабочем месте скончался один из сотрудников аутсорсинговой фирмы. У него остановилось сердце. Он постоянно работал в ночную смену... Но когда встал вопрос о том, почему человек умер, нам сказали: "Это не наш сотрудник, мы не имеем к нему никакого отношения".
Стоит ли говорить о том, что на "заемных" сотрудников предприятия не распространяется соцпакет, у них нет фиксированного графика и постоянного рабочего места, а зарплата ниже, чем у штатных...
ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ
- Еще в 2007 году мы поставили перед руководством вопрос о необходимости заключения колдоговора, - рассказывает председатель первички. - Но вместо колдоговора мы получили сильнейшее давление на членов профсоюза. Наша численность быстро сократилась с трехсот шестидесяти до сорока человек. После одного из прошедших в Питере пикетов меня вызывали на разбирательство в милицию. Поводом послужил вопрос о каких-то неувязках с подачей документов и тому подобная бюрократия.
Уже после этого, по словам Виталия Морозова, работодатель направил в прокуратуру запрос о проверке законности... образования на предприятии профсоюза. Это спустя четыре года после его официальной регистрации. Прокуратуру, с подачи администрации пивоваренного завода, интересовали такие "запутанные" детали, как способ создания первички и избрания ее председателя.
- Четыре года мы ведем с ними переговоры, и только сейчас у них возникает вопрос: а с кем это мы разговариваем? - недоумевает Виталий Морозов. - А говорили нам примерно следующее: "За что вы боретесь, зачем бьетесь в стенку, которую не пробить?" Давление пытаются оказывать чисто психологическое, поскольку прокуратура быстро потеряла к нам интерес: мы действуем строго в рамках закона. Что касается работодателя, то он пытается заставить нас забыть о своих правах.
Остается только добавить, что никто из руководства компании во время проведения пикета не вступил в контакт с его участниками. Письмо с требованиями профкома пивоваренного завода "Хайнекен" в главном офисе приняли, но не зарегистрировали. Аргумент принимающей стороны состоял в том, что такую "особую документацию" секретарь не имеет права регистрировать.
Мы же, в свою очередь, отметим, что пока работодатель имеет право НЕ "регистрировать" в своем штате постоянных работников, последние не застрахованы даже от малейших нарушений их прав. Не говоря уже о случае, описанном Виталием Морозовым выше. Зато работодатель надежно застрахован от ответственности.
Павел ОСИПОВ
Фото Николая ФЕДОРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте