Республика Татарстан, пожалуй, единственный в России регион, где работники муниципальной службы в отношении предоставляемых льгот, гарантий и прав законодательно приравнены к служащим государственным. Именно поэтому семинар-совещание членов ЦК профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ, посвященный проблемам этой категории работников, состоялся в Казани. Наиболее интересные моменты семинара - в материале корреспондента "Солидарности" Натальи КОЧЕМИНОЙ.
Конечно, решение проблем муниципальных работников стало не единственной темой обсуждения на семинаре-совещании членов ЦК Профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ. За три дня работы его участники затронули разные вопросы. Среди них наибольший интерес вызвал опыт правозащитной работы, представленный Ростовской и Курганской организациями профсоюза.
СВЕРХУРОЧНЫЕ И ПРОЧИЕ "ПРЕЛЕСТИ"
Вопросы правозащитной работы обсуждались накануне семинара-совещания на заседании президиума Профсоюза с участием членов ЦК. Рассматривался опыт двух региональных организаций профсоюза из Курганской и Ростовской областей.
Какие же нарушения чаще всего становятся причиной обращения людей к профсоюзным юристам? Среди основных - отсутствие компенсации за сверхурочную работу, нарушения при сокращениях и необоснованные дисциплинарные взыскания. Нередки факты незаконного перевода работников с бессрочных на срочные трудовые договоры, несоответствия минимальных окладов работников установленному МРОТ и отказа в назначении досрочной пенсии. Понятно, что перечисленные нарушения могут встречаться в различных организациях, вне зависимости от их специфики. Но можно проследить и некоторые закономерности.
Так, для учреждений соцзащиты, социального обслуживания основная беда - оклады, установленные ниже размера МРОТ. Из примеров, приведенных председателем Ростовской областной организации профсоюза Татьяной Щербаченко: "Мы проверили муниципальное учреждение "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" Егорлыкского района, ГУ центр занятости населения города Гуково. В нарушение статей 129, 133 ТК РФ работникам минимальный размер оплаты труда был установлен ниже определенного законом уровня и составлял 3885 рублей в месяц". По словам Щербаченко, подобные нарушения не всегда удается решать в досудебном порядке.
А вот проблема неоплаты сверхурочной работы - это, скорее, удел защитников порядка. 57 случаев подобных нарушений всего за три месяца выявлены проверками Курганской областной организации профсоюза совместно с прокуратурой в отдельном батальоне ДПС ГИБДД при УВД Курганской области. При этом, как рассказала предобкома Светлана Игнатова, людей привлекали к сверхурочной работе незаконно, без дополнительной оплаты и без предоставления дополнительных дней отдыха. Благо проверка дала результаты - 6 должностных лиц батальона привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. А работникам дана компенсация в соответствии с законодательством.
Хотелось бы рассказать еще об одном интересном случае. Видимо, впечатлившись инициативами РСПП, начальник ФБУ УЧ-398/18 ГУ ФСИН России по Ростовской области дал устное распоряжение, и отдел кадров внес изменения в бессрочные трудовые договоры работников, изменив их характер на срочный. С помощью профсоюзной стороны, при подключении ГУ ФСИН и прокуратуры, проблема была решена. Вопрос, не осталась ли тенденция...
А ПЕНСИОННЫЙ ФОНД - ПРОТИВ!
Что касается отказа в назначении досрочных пенсий, то с этим в основном сталкиваются работники санаториев, реабилитационных центров, то есть медработники и педагоги. Примеров немало, но проиллюстрируем проблему двумя историями.
Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии получила палатная медсестра ОГУП "Курорты Зауралья" санаторий "Озеро Медвежье" (Курганская область). В местном отделении Пенсионного фонда посчитали, что период работы женщины в санатории в стаж засчитывать незаконно, а значит, и пенсия ей не положена. В качестве причины отказа разъяснялось, если коротко, что санаторий является учреждением не санаторно-курортным, а многопрофильным, в лицензии которого указано "оказание санаторно-курортной помощи...", а не лечебной. Однако юристам областной профорганизации удалось доказать в суде обратное, основываясь на Перечне санаторно-курортных учреждений, утвержденном в приказе Минздравсоцразвития РФ от 22 июля 2009 года. В итоге медсестре включили в спецстаж спорный период, назначили досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, что повлекло за собой доплаты в сумме более 60 тысяч рублей.
Похожая история произошла и в Ростовской области. Там в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью было отказано педагогу социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Причина - не включение в стаж периода, когда женщина работала старшей пионервожатой и социальным педагогом. В данном случае есть свой нюанс. Как пояснила Татьяна Щербаченко, в отношении работы в должности вожатой юристы обкома воспользовались Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР в 1959 году! Однако применение сего документа позволяет только в судебном порядке засчитывать определенные периоды в стаж, если они были в педагогической деятельности до 1 октября 1993 года. И был суд. В результате спорные периоды вошли в стаж, и был произведен перерасчет пенсии.
ТАТАРСТАН В АВАНГАРДЕ
Помимо правозащитной работы, организации профсоюза Курганской и Ростовской областей активно включаются в разработку региональных законов. Профсоюзные предложения также направлены на защиту и увеличение гарантий отдельным категориям членов профсоюза. Но если уж говорить об отдельных категориях, то, по мнению председателя Профсоюза работников госучреждения и общественного обслуживания РФ Владимира Савченко, в решении проблем муниципальных работников первым из регионов выступает Республика Татарстан.
Для начала - немного предыстории. Разграничение между муниципальными и государственными служащими произошло в 90-х годах. В результате муниципальные работники значительно потеряли и в уровне зарплат, получаемых теперь из местного бюджета, и в предоставляемых льготах и гарантиях. Потом был закон от 2003 года о принципах организации местного самоуправления, но многие вопросы в отношении муниципальных служащих, в том числе и на выборных должностях, оказались неучтенными. Изменить сложившуюся ситуацию удалось в Республике Татарстан путем принятия определенных региональных законов.
Председатель совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров в качестве примера сотрудничества с профсоюзом отметил совместную работу по пенсионному обеспечению муниципальных работников.
- Первые годы реформы порядок начисления и выплаты пенсий, финансирование данной статьи расходов было не отрегулировано, - рассказал Шакиров. - В пенсионном законодательстве не учитывалась работа на освобожденных выборных должностях. Проблема требовала решения. В результате нашей совместной с профсоюзами работы были приняты соответствующие дополнения в законы РТ. В настоящее время пенсии за выслугу лет в республике назначаются муниципальным служащим аналогично назначению пенсии госслужащим. В республике они приравнены.
И работа эта продолжается. Так, с 1 июля вступает в силу изменение, внесенное законом РТ от 19 мая 2011 года. Изменение касается, в частности, порядка назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальную должность. "Если сейчас пенсия за выслугу лет назначается из месячного денежного содержания за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, - пояснил Шакиров, - то с 1 июля в Татарстане пенсия за выслугу лет будет назначаться из месячного денежного содержания, и она полностью прибавляется к трудовой пенсии". К тому же снято ограничение размера месячного денежного содержания до трех должностных окладов лиц, замещающих муниципальную должность.
Председатель комитета Государственного Совета РТ Валентина Липужина добавила: "Законом республики гарантировано, что если пенсия муниципального или госслужащего будет меньше средней пенсии, то ему гарантирована надбавка 2900 рублей". В ее выступлении есть еще один интересный пример.
- В 2008 году был принят специальный закон о соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы, - рассказала Валентина Липужина. - Это было вызвано необходимостью. Закон приравнял государственных и муниципальных служащих по всем льготам, вопросам, связанным с обеспечением, гарантией прав. Мы считаем, что этот закон сыграл очень большую роль в повышении значимости муниципальной службы.
Вот лишь несколько примеров, касающихся гарантий, льгот и пенсионного обеспечения муниципальных служащих, которых удалось добиться в отдельно взятой республике на законодательном уровне.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Семинар-совещание в Казани дал возможность всем участникам обменяться опытом работы, узнать что-то новое, высказать свое мнение по вопросам, актуальным для всех. А для "Солидарности" стал ценным источником интересной информации о деятельности Профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ, о проблемах различных категорий работников - членов профсоюза. Так что продолжение следует...
"А"-СПРАВКА
Некоторые из льгот, предусмотренных территориально-отраслевым соглашением для муниципальных служащих Казани:
- сокращенный рабочий день для беременных женщин - 36 часов в неделю;
- детский день с сохранением зарплаты для матерей, имеющих детей в возрасте до 16 лет;
- не менее трех календарных дней к отпуску для работников, непрерывно работающих на персональных компьютерах;
- единовременные выплаты работникам в размере должностного оклада к юбилейным датам (женщинам в 50 и 55 лет, мужчинам в 50 и 60 лет);
- единовременные выплаты работникам в размере должностного оклада при увольнении впервые после достижения пенсионного возраста.
Предусмотрены льготы для работников, не являющихся муниципальными служащими (водители, техперсонал и т.д.), с ненормированным рабочим днем - дополнительный отпуск не менее 4 календарных дней;
Предусмотрены дополнительные выплаты сверх установленных законодательством для высвобождающихся работников в процессе ликвидации или реорганизации:
- материальная помощь всем высвобождаемым работникам в размере должностного оклада;
- компенсация при увольнении сверх выходного пособия, установленного законодательством в размере должностного оклада;
- единовременное пособие в случае высвобождения работника за два и более года до наступления пенсионного возраста в размере должностного оклада.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте