В последнее время профессиональные спортсмены посредством массмедиа преподносятся как некие гламурные персонажи, живущие "в шоколаде" и время от времени пинающие мяч или махающие ракеткой. Вместе с тем очевидно, что за видимыми успехами спортсменов стоят долгие годы упорных тренировок, соблюдения режима, терпения и воли. Но что делать человеку, которому из-за серьезной травмы на профессиональном спорте приходится ставить крест? "Солидарность" вспомнила самые яркие примеры мужества и спросила спортивных профлидеров, чем они могут помочь спортсменам, получившим роковые травмы.
Фото ИТАР-ТАСС
ФУТБОЛ
История: 25 июня 2005 года двадцатилетний футболист Ярослав Харитонский дебютировал в Премьер-лиге за ярославский "Шинник" в матче против московского "Спартака". Первый же матч оказался последним для новичка на высшем российском футбольном уровне: он получил тяжелейшую травму в столкновении с футболистом "Спартака" Эммануэлем Погатецем.
Травма и лечение: Врачи диагностировали перелом малой берцовой кости и лодыжки. Лечение длилось до октября 2005 года. За это время футболисту "Шинника" было сделано несколько операций на ноге.
Итог: В большой спорт Ярославу вернуться так и не удалось. Футболист поскитался по разным клубам первого дивизиона, самым известным из которых стала нижегородская "Волга", которая в настоящий момент выступает в Премьер-лиге. В 2011 году игрок был на просмотре в калининградской "Балтике", но контракт с клубом не подписал.
Прямая речь
- В тот трудный момент ярославский "Шинник" мне очень помог с лечением, - рассказал корреспонденту "Солидарности" Ярослав Харитонский. - Тогда, по сути, никаких профсоюзов не было, поэтому помощь клуба оказалась очень кстати - часть реабилитационной программы прошла в Германии. В настоящий момент тренируюсь в Ярославле, являясь свободным агентом. У меня жена, ребенок и в целом все хорошо.
"Смерть футболиста оценивается в 300 тысяч рублей"
Владимир ЛЕОНЧЕНКО, председатель российского профсоюза футболистов и тренеров:
- За примерами "особого" отношения к травмированным футболистам со стороны РФС ходить не надо - особенно это касается первого и второго дивизионов. В данный момент мы занимаемся делом Максима Аристархова - известного в прошлом футболиста, бронзового призера чемпионата России 2000 года, - которого незаконно уволили из-за травмы из клуба второго дивизиона ФК "Губкин". При этом не выплатив на лечение ни копейки денег.
Нынешняя система страхования футболистов, введенная в РФС, не отражает современных реалий большого спорта. Согласно установленным правилам в случае гибели профессионального футболиста Премьер-лиги в результате несчастного случая во время матча предусмотрена компенсация в 300 тысяч рублей семье погибшего, в то время как за футболиста первого дивизиона "дают" 50 тысяч рублей. Для сравнения: качественное лечение разрыва крестообразных связок стоит порядка 20 тысяч евро.
Наш профсоюз принимал непосредственное участие в разработке программ адекватного страхования профессиональных футболистов. Впрочем, эти программы не приняты в РФС до сих пор. Очевидно, что положение дел не изменится до тех пор, пока в наш футбол не придут люди, которые будут заниматься именно футболом, а не какими-то своими делами.
ХОККЕЙ
История: 12 сентября 2003 года девятнадцатилетний защитник ярославского "Локомотива" Алексей Стонкус в столкновении с легионером из "Металлурга" (Магнитогорск) Томашем Хлубной получил удар в шею, неудачно ударился о борт, а затем рухнул на лед. Покинуть его на своих ногах он уже не смог.
Травма и лечение: Врач команды сразу определил перелом позвоночника. Через день в Соловьевской больнице Ярославля хоккеисту была сделана операция, на травмированном позвонке установлена специальная крепежная конструкция из Швейцарии. Потом ее извлекли при повторной операции. Восстановление молодого спортсмена продлилось до 2005 года.
Итог: Алексей не смог вернуться на свой прежний уровень - основного игрока клуба Суперлиги, защитника молодежной сборной России по хоккею. Сыграв несколько игр за "Локомотив-2", попытался закрепиться в других клубах Высшей лиги, но безрезультатно. В итоге в 2006 году стал детским тренером ДЮСШ "Локомотив-2004".
Прямая речь
- Если в то время в Суперлиге и был профсоюз, то я об этом ничего не знаю, - рассказал корреспонденту "Солидарности" Алексей Стонкус. - Клуб полностью оплатил мне лечение, я до сих пор не знаю, во сколько оно обошлось. Помимо этого, команда давала мне шанс вернуться в большой хоккей, а затем предоставила возможность работать детским тренером в школе "Локомотив-2004". Жаловаться мне не на что.
"Всем миром окажем поддержку"
Андрей КОВАЛЕНКО, председатель профсоюза игроков Континентальной хоккейной лиги:
- За три года существования Континентальной лиги таких тяжелых случаев травм - постучу по дереву, чтобы не сглазить, - у хоккеистов не было. Тем не менее, если, не дай бог, подобное случится, в регламенте КХЛ есть пункт, согласно которому игроку, получившему травму, не совместимую с продолжением профессиональной карьеры, в течение трех месяцев будут полностью выплачены деньги по действующему контракту. Вне зависимости от его продолжительности, условий и так далее. Наличие этого пункта в таком виде - в том числе и профсоюзная инициатива.
Сложно рассуждать гипотетически, но каждый случай, даже такой печальный, все-таки индивидуален. Мы, конечно, не бросим травмированного хоккеиста на произвол судьбы, окажем все миром поддержку и помощь - ту, что ему потребуется в нужный момент.
САННЫЙ СПОРТ
История: 5 марта 2003 года восемнадцатилетний саночник Иван Гончаров во время одного из тренировочных заездов в Красноярске накануне чемпионата России по санному спорту вместе со своим партнером вылетел из желоба. Сани упали с трехметровой высоты, основной удар Гончаров принял на себя.
Травма и лечение: Врачи 20-й клинической больницы диагностировали у спортсмена множественные переломы таза и нижних конечностей. В итоге Ивану Гончарову ампутировали левую ногу. В первый год ему было запрещено вставать с постели, а к более-менее нормальной жизни он вернулся только через три года после аварии. Несмотря на то, что врачи не верили, что он выживет: настолько тяжелыми были травмы, полученные саночником.
Итог: В 2006 году Иван начал занятия по легкой атлетике для людей с ограниченными возможностями. После этого занимался различными видами и в итоге пришел в лыжи и биатлон. Пять лет упорнейших тренировок принесли долгожданные плоды: в 2011 году Иван стал серебряным призером чемпионата мира по биатлону и лыжным видам спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Сегодня Иван - твердый кандидат в паралимпийскую сборную на Игры в Сочи.
Прямая речь
- В то тяжелое время мне больше всего помогло большое желание вернуться в нормальную жизнь, - рассказал корреспонденту "Солидарности" Иван Гончаров. - В общем и целом на полное восстановление у меня ушло пять лет. Был период, когда я и лечился, и тренировался одновременно. Вернуться к жизни мне также очень помогла старший тренер паралимпийской сборной России по лыжным гонкам и биатлону Ирина Громова. А также забота со стороны паралимпийского комитета России и профсоюза работников физической культуры, спорта и туризма РФ.
"Наши ребята становятся спортсменами мирового класса"
Павел РОЖКОВ, председатель профсоюза работников физической культуры, спорта и туризма РФ:
- Уже много лет мы активно сотрудничаем с паралимпийским комитетом России, Федерацией физической культуры и спорта инвалидов России с поражением опорно-двигательного аппарата. Принимаем участие в разработке целевых программ поддержки и развития паралимпийского спорта, участвуем в организации спортивных мероприятий и, конечно же, помогаем спортсменам, травмы которых, увы, навсегда изменили их жизнь, найти себя в паралимпийском движении.
У нас есть мужественные примеры возвращения к большой спортивной жизни, такие, как Иван Гончаров. Вместе с тем, хотел бы отметить, что не все спортсмены, получившие тяжкие травмы, способны прийти в паралимпийский спорт. Хотя бы из-за возраста. Для бывших олимпийских чемпионов и победителей крупных международных соревнований, получивших инвалидность, действует специальная правительственная программа, по которой они пожизненно получают специальную стипендию в размере 32 тысяч рублей в месяц. Ситуация с бывшими вторыми-третьими номерами сборных, буду откровенен, несколько хуже. И мы, конечно же, работаем над этой проблемой.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Впрочем, оценить реальное поле для деятельности профсоюза работников физической культуры, спорта и туризма оказалось куда сложнее. Корреспондент "Солидарности" тщетно пытался найти хоть какую-нибудь статистику по количеству профессиональных травм, которые получили российские спортсмены за последний олимпийский цикл (2006 - 2010 годы). Всезнающий Интернет, наверное, впервые не помог.
С официальными организациями оказалось еще сложнее. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ погоняло корреспондента по своим департаментам - и только. Позже выяснилось, что данная статистика вроде как перешла к Федеральному медико-биологическому агентству, но там автора послали за цифрами в Минздравсоцразвития. А там, в пресс-службе, выслушав нашу просьбу, робко отметили, что вряд ли у них есть подобная статистика, не менее робко обещав перезвонить. Ждем до сих пор.
То ли дело американские статистики! По данным American Sports Data Press Release за 2003 год, статистические показатели всех травм американских спортсменов были более высокими на соревнованиях (13,8 повреждения на 1000 соревнований), чем на тренировках (4,0 повреждения на 1000 тренировок).
Уровень спортивного травматизма в США, по разным источникам, составляет 2 - 5% от общего травматизма (бытового, уличного, производственного и др.). Некоторые разногласия в цифрах связаны с тем, что спортивный травматизм зависит как от травматичности вида спорта, так и от степени занятости в спорте опрашиваемых людей.
Глеб САВИН
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте