Научной библиотеке ФНПР - крупнейшему в России собранию литературы и периодики на профсоюзную и смежные тематики - исполнилось 90 лет. Но столь значительный юбилей - повод не только для гордости: в новое время библиотека столкнулась со множеством проблем, на решение которых уйдут годы.
Для автора этих строк, ведущего в последнее время в "Солидарности" рубрику "Профсоюзный архив", Научная библиотека ФНПР успела стать едва ли не вторым домом. И вот на минувшей неделе главное профсоюзное книгохранилище страны отметило солидный юбилей - 90 лет. 12 января 1922 года секретариат ВЦСПС постановил организовать на базе профсоюзного редакционно-издательского отдела библиотеку, чтобы "обслуживать справочные, литературные и научные нужды ВЦСПС, центральных комитетов производственных союзов и преподавательского персонала Высшей профессиональной школы".
ИСТОРИЯ
- Фонд у нас уникальный: он все девяносто лет целенаправленно формировался для обеспечения нужд профсоюзного движения, - не без гордости говорит Юрий Киселев, долгое время возглавлявший Научную библитеку и ставший ее летописцем.
Кстати, с возрастом библиотеки не все однозначно. Первая профсоюзная библиотека, напоминает Киселев, была создана в Петрограде вскоре после образования ВЦСПС - в 1917 году. Но после того, как профсоюзное руководство покинуло Смольный, где поначалу базировалось, и перебралось в Москву, ту, первую библиотеку решили не перевозить.
Тем не менее, центральное книгохранилище, особенно учитывая объем "культурно-массовой" работы, свалившейся в те годы на российские союзы, было необходимо. И вот оно было создано - поначалу небольшое, с шестью сотрудниками в штате, но очень быстро разросшееся.
Фонды центральной библиотеки в первые десятилетия ее существования росли как на дрожжах - так, в 1930 году в них были переданы богатые собрания прекратившего существование Истпрофа - комиссии по изучению истории профсоюзного движения. Также перекочевали в Центральную библиотеку и архивы закрытой Коммунистической академии, а когда в 1938 году был ликвидирован Профинтерн, его книжное собрание тоже оказалось здесь. Так складывалась уникальная коллекция специальной литературы и тематической периодики конца XIX - первой трети XX века. Многие годы для обычного читателя часть этих фондов была недоступна по идеологическим причинам: внушительное собрание меньшевистских журналов и труды противников огосударствления профсоюзов (вспомним знаменитую "дискуссию о профсоюзах" начала двадцатых годов) попало в "спецхран".
Эти фонды не раз помогли восстановить историческую справедливость. Так, рассказывает Киселев, благодаря ревизии материалов удалось установить, кто же на самом деле первым возглавил объединенные профсоюзы. Согласно официальной версии истории ВЦСПС, первым руководителем организации признавался большевик Григорий Зиновьев. Однако выяснилось, что честь быть первым всероссийским профлидером принадлежит другому - меньшевику и ярому стороннику независимости профсоюзов Виктору Гриневичу, в начале 1920-х годов вынужденному покинуть страну. Теперь портрет Гриневича во дворце труда профсоюзов возглавляет галерею профсоюзных руководителей.
Постепенно библиотека вошла в сотню крупнейших в Советском Союзе: "в лучшие годы" здесь насчитывалось около 700 тысяч единиц хранения. Была налажена прекрасная система обмена с родственными библиотеками - теперь, впрочем, все складывается иначе.
ДЕЛА НАСУЩНЫЕ
Если до начала девяностых в штате библиотеки состояло 26 человек, то сейчас здесь работают всего трое - меньше, чем в 1922 году. Выдача книг на дом прекращена - теперь работает лишь читальный зал. Да и попасть в библиотеку сейчас уже не так просто - хотя бы потому, что во Дворце труда профсоюзов действует пропускной режим.
Львиную долю своих помещений библиотеке пришлось отдать - вновь создаваемые российские отраслевые комитеты требовали места. Сейчас в бывших библиотечных кабинетах расположился Профсоюз работников образования и науки РФ.
Впрочем, вопроса, куда девать фонды, не возникло - в 1990-е годы они сократились более чем вдвое.
- Очень многое было списано, - говорит Киселев. - Прежде всего это касалось "морально устаревшей" литературы, оставшейся со времен, когда библиотека обслуживала сеть политпросвета.
Естественно, самые ценные фонды "под сокращение" не попали, однако под угрозой и они: ремонта в книгохранилище не было с советских времен, так что подходящих условий для хранения фондов сейчас в библиотеке попросту нет, и из-за влажности редким старым изданиям угрожает грибок. Сколько книг в результате потеряно - пока неизвестно, и это должна помочь установить инвентаризация, которая недавно началась в библиотеке. По бумагам ее должны закончить к концу нынешнего года, но...
- Распоряжение ФНПР по этому поводу выпущено, но я сейчас вижу, что мы не уложимся в эти сроки, - признает Константин Добромыслов, руководитель департамента социального развития аппарата ФНПР, которому подчинена библиотека. - Силами трех библиотекарей сейчас в день удается регистрировать по триста - максимум четыреста экземпляров. А необходимо - в пять раз больше. То есть процесс будет затягиваться с каждым месяцем.
А ведь это только подготовительный этап столь необходимой библиотеке модернизации. Так, насущной необходимостью сейчас является создание электронного каталога, который не только облегчил бы жизнь читателям и сотрудникам, но и помог бы восстановить взаимодействие с родственными библиотеками - ведь система связей с ними, по сути, рухнула в девяностые. Но для этого нужны деньги.
- Каталог сейчас создается с использованием старых программных средств и техники, а она, к сожалению, работает не очень хорошо, - говорит Добромыслов. - Мы уже запланировали закупку новой техники и нового программного обеспечения. Сейчас, чтобы наладить полную систему автоматизации и успешно провести инвентаризацию, нам не хватает 300 тысяч рублей.
Но денег в перспективе потребуется гораздо больше. Фонды библиотеки нуждаются в оцифровке - это позволило бы вывесить редкие издания в открытый доступ, как это делается в лучших мировых библиотеках. Но это уже другой уровень затрат, и когда появятся необходимые средства, пока не ясно.
А пока еще придется решить вопрос со штатами - чтобы модернизация библиотеки шла по графику, трех человек явно недостаточно, нужно как минимум восемь.
- Планы по расширению штатов у нас есть, - говорит Добромыслов. - Кроме того, мы сейчас пытаемся поднять заработную плату библиотечных работников. Если сравнивать с другими библиотеками, она неплоха. Оклад заведующего у нас 22 тысячи, главный библиотекарь получает 19,5 тысяч, простой библиотекарь - чуть больше 18 тысяч. Кроме того, есть премии - как федеральные, так и от ФНПР. Так что если я сейчас дам объявление в Интернете о вакансиях, люди откликнутся, и выбор будет неплохой.
Впрочем, только из-за денег люди в библиотеки идут редко. Нынешние сотрудницы, пытающиеся сейчас, страдая от книжной пыли, сдвинуть с места тяжеловесный процесс инвентаризации фондов, тоже не исключение - зарплата-то по московским меркам все равно маленькая, а работа, особенно в последнее время, вовсе не такая простая, как это может показаться.
А пока в библиотеке ФНПР будут сотрудники, которые свое дело по-настоящему любят, за ее будущее можно не волноваться. Еще бы денег чуть-чуть больше...
Александр ЦВЕТКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте