С 2010 года сотрудники Прибайкальского национального парка находятся практически на осадном положении. Директор ПНП планомерно увольняет квалифицированных сотрудников, манипулируя штатным расписанием и премиями. С марта текущего года перестанет работать целый научный отдел, лесничим предлагают уйти "по собственному". На места квалифицированных сотрудников приходят люди без опыта работы в отрасли. Оставшиеся работники считают, что это связано с коммерциализацией нацпарка. Подробности ситуации выяснил корреспондент "Солидарности".
НАУКОЙ БОЛЬШЕ, НАУКОЙ МЕНЬШЕ...
В апреле прошлого года сотрудники Прибайкальского национального парка (Иркутская область) выразили в письме президенту Дмитрию Медведеву недовольство политикой своего директора Олега Апанасика. Его обвиняли в травле квалифицированных специалистов и принятии на их место "своих" людей с целью (косвенно) извлечения дальнейшей коммерческой выгоды. Также в письме жестко критиковались поправки к федеральному закону "Об особо охраняемых природоохранных территориях" (ООПТ), которые, по мнению авторов, способствуют деградации ООПТ.
"В частности, поправки позволяют: преобразовывать заповедники в национальные парки, создавать туристическую инфраструктуру в биосферных заповедниках, строить любые объекты в национальных парках, изменять границы заповедников, изменять земли национальных парков", - перечисляют работники ПНП недостатки законопроекта.
Все эти опасности они увидели и в стиле работы директора Прибайкальского национального парка Олега Апанасика. Конкретно - в "расстановке "своих" людей без природоохранных опыта и знаний, но с большими амбициями и желанием крупно заработать". Рычагом давления на "старых", квалифицированных сотрудников послужило то, что директор может изменять штатное расписание и принимать решение о премировании сотрудников по собственному усмотрению.
Тут стоит заметить, что в отношении Олега Апанасика возбуждено уголовное дело по "коррупционной" статье (пп. "в" и "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ). В сентябре 2010 года он, вместе с замдиректора департамента госполитики и регулирования в сфере окружающей среды и экологии Минприроды Михаилом Травкиным, был задержан при получении взятки. Через некоторое время он вышел под залог в 3 млн рублей и продолжил руководить ПНП.
Из администрации президента жалобу направили в Минприроды, и вскоре Олег Апанасик узнал имена всех подписантов. Можно, конечно, предположить, что до этого момента никакого давления на сотрудников ПНП не оказывалось. Но уж после административный ресурс заработал на полную катушку... Из двенадцати авторов письма в настоящий момент уволены около десяти.
- Ситуация меняется в худшую сторону. Первое письмо, которое мы направляли президенту, передали в Министерство природных ресурсов. То есть на кого мы жалуемся, те его и рассматривают. Мы направили президенту второе письмо, ответа пока нет, - говорит председатель Иркутского обкома Рослеспрофсоюза Сергей Филатов. - Минприроды предоставило директору ПНП право самому принимать решения по структуре, по штатному расписанию. Поэтому должностное лицо, которое ему неудобно, он подводит под сокращение, а потом, спустя некоторое время снова открывает эту должность и принимает на нее другого человека. Во-вторых, решения о премировании сотрудников и выплате персональных надбавок Олег Апанасик принимает также в единоличном порядке.
Основной удар пришелся на научный отдел. Уже с марта текущего года отдел фактически прекратит свою деятельность. Хотя в положении о Прибайкальском национальном парке сказано, что это главное направление в работе ПНП.
- Перед новым годом я получил уведомление о предстоящем увольнении в связи с изменением штатного расписания. Этим же приказом сокращаются две ставки научных сотрудников, - рассказывает заместитель директора ПНП по науке Виталий Рябцев. - В последнее время у нас числились четыре человека, занимающихся научной работой: я и три моих сотрудника. Одна из сотрудниц сейчас в отпуске по уходу за ребенком. Она и остается в штате, потому что ее в настоящий момент невозможно уволить, при всем желании. Думаю, пока ее нет, на это место будет временно принят кто-то другой. По закону национальный парк является не только природоохранным, но и научно-исследовательским учреждением. Но в законе не сказано, сколько людей должно заниматься наукой в парке. Поэтому для суда не имеет значения - что один человек, что четыре.
Сокращают также и лесохозяйственный отдел. То есть тех, кто непосредственно занимается контролем территорий, лесохозяйственной работой. Из 12 сотрудников парка, подписавших письмо президенту, трое уволились по собственному желанию. В отношении четверых были предприняты попытки увольнения в связи с сокращением штата. Один человек отказался от подписи.
- Главный экономист уволилась по собственному желанию. Директор по общим вопросам вообще с инфарктом на больничном, тоже давили по полной программе, - перечисляет предпрофкома ПНП, старший госинспектор по охране леса Листвянского лесничества Тамара Шумова. - Сейчас основное давление идет на научный отдел. У меня попросили мотивированное мнение в связи с предстоящим сокращением. Я, естественно, напишу отрицательное. Я не согласна с тем, чтобы одна из задач парка была искоренена. Господин Апанасик сказал: "Мне такой отдел не нужен, дайте мне нормальное мотивированное мнение".
ДАВЛЕНИЕ И РАЗДРАЙ
Стоит сказать, что в Иркутском обкоме Рослеспрофа умеют не только писать письма президенту, но и отстаивать интересы работников в суде. В сентябре 2011 года Апанасик принял решение объединить Еланцинское и Береговое лесничества. Соответственно, старшего госинспектора по охране леса (отца пятерых детей, на минутку!) Сергея Гончарова уволили "в связи с сокращением штата". Однако ненадолго: уже в ноябре он был восстановлен на работе через суд.
Но радоваться, как всегда, рано. И сейчас на Сергея Гончарова оказывается давление. Руководство ПНП после суда предложило ему должность старшего государственного инспектора, но без указания конкретного рабочего места. Он отправился к себе в Еланцинское лесничество, к своей семье. Тогда ему решили объявить выговор "за неисполнение должностных обязанностей". Сейчас, правда, это дело "заглохло", инспектор работает на старом месте и получает зарплату. Но сигнал не расслабляться, определенно, был.
Получают сигналы, причем весьма недвусмысленные, и другие лесничие. Тамара Шумова утверждает, что Олег Апанасик вызывал их к себе по одному и требовал писать заявления об уходе "по собственному желанию" с открытой датой. Впрочем, некоторые, как вышеупомянутый главный экономист, действительно уходят сами, не выдерживая нервозной обстановки.
При этом важно понимать, что люди беспокоятся не только за свои рабочие места. В обоих обращениях к президенту гораздо большее внимание уделено проблемам самих ООПТ и опасностям, угрожающим природным заповедникам:
- Мы написали второе письмо президенту, его тоже передали в Минприроды, чего мы просили не делать. Наши имена снова всем известны. Наверное, опять будет то же самое, - вздыхает Тамара Шумова. - Парк под руководством Апанасика не ожидает ничего хорошего, все идет к развалу. Невозможно работать! В коллективе раздрай...
Павел ОСИПОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте