В Трудовом кодексе РФ и в ряде других специальных законов прописано право работников и их представителей на участие в управлении предприятием. Однако это право носит лишь декларативный характер. Чтобы сделать его реально действующим, необходимо внести соответствующие изменения в некоторые федеральные законы. Аргументы "за" приводит в интервью "Солидарности" заместитель председателя комиссии ФНПР по защите экономических интересов трудящихся, председатель межрегиональной профорганизации ОАО "НК "Роснефть" Евгений ЧЕРЕПАНОВ.
- Евгений Владимирович, почему необходимо дополнительно закреплять право работников на участие в управлении предприятием, ведь соответствующая статья есть в ТК РФ?
- Дело в том, что право работников на участие в управлении организацией, закрепленное в статье 21 ТК РФ ("Основные права и возможности работников" - участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах. - Н.К.) и некоторых специальных законах, к сожалению, является декларативным. Право есть - да, но механизм его реализации никакими нормативными актами не закреплен. Нет закона, который бы обязывал хозяйствующие субъекты, будь то малый бизнес, акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, вносить в обязательном порядке в свои уставные документы право и механизм участия работников в управлении компанией или предприятием.
То есть сейчас право, в общих чертах прописанное в трудовом законодательстве, работники должны закреплять в коллективном договоре на уровне каждого предприятия. Получится или нет - зависит от результатов переговоров. Когда я стал искать в России соответствующие примеры, то выяснилось, что такой пункт в коллективном договоре есть лишь на единственном предприятии - "Лукойл-Пермь". Пункт 10.4 колдоговора этого предприятия звучит так: "Работодатель обязуется обеспечить участие с правом голоса представителя профсоюзного комитета в работе правления общества".
- Есть ли подобные примеры управления предприятием за рубежом?
- Да. В большей части европейских стран возможность работников участвовать в управлении предприятиями закреплена законодательно. Например, во Франции широко распространен институт представительства работников в правлениях компаний. Причем если профсоюз делегирует в правление компании своего представителя, это не значит, что тот получает доход наравне с членами правления от бизнеса. Но он полноценно участвует в принятии решений, отвечает за определенное направление и дает, учитывая мнения работников, какие-то идеи, комментарии для развития этого бизнеса. И наравне с другими членами правления полностью отвечает за итог деятельности компании. Так построены отношения, например, в "Газ де Франс", это один из крупнейших партнеров "Газпрома" на энергетическом рынке Европы.
К тому же Международная организация труда поощряет такое развитие взаимоотношений на предприятиях. Доказательством тому - ряд конвенций МОТ, в том числе ратифицированных в РФ. Надо только развивать и законодательно закреплять их положения.
- Но ведь это право есть у акционеров предприятия, а ими, как известно, могут являться и работники...
- Такое право у акционеров есть, но для того, чтобы полноценно участвовать в работе исполнительных органов - то есть правления, совета директоров - и, тем более, быть туда делегированным, необходимо иметь большие пакеты акций. А в современных экономических реалиях это практически невозможно: ни работники, ни профорганизации такими объемами финансовых ресурсов сегодня не располагают. Особенно если говорить о крупных холдингах и компаниях топливно-энергетического комплекса.
Все так построено, что практическая роль работников в управлении компанией сводится только к той части социального партнерства, которая очень подробно прописана в ТК. Это взаимные консультации, предоставление информации для заключения колдоговоров и соглашений. Рекомендованная структура колдоговора приблизительно прописана в ТК, и она не обязывает работодателя давать работникам больше прав, кроме получения информации и проведения совместных консультаций.
Есть и другой аспект. Не так давно в ФНПР озадачились этой проблемой и провели соответствующие исследования. Выяснилось, что представители работников, какими бы они ни были - и сами работники, и профсоюзы, и иные представители работников, - не готовы к ответственности в принятии решений, касающихся хозяйственной деятельности предприятия. Сложилась такая система: профсоюзы настойчиво требуют справедливого распределения прибыли, требуют социальных благ и т.п., но самоустраняются от самого организационного процесса и управленческих решений.
- То есть вы считаете, что профсоюзы должны расширить круг своего влияния?
- Да. Я считаю, что современная социально-экономическая обстановка в стране способствует изменению ситуации. Работники должны понимать, что процесс создания прибыли происходит именно с их участием, а просто выступать в качестве рабочей силы - бездумной, бездушной и управляемой - это недостойно современного работника. Если мы хотим, чтобы бизнес в России стал более цивилизованным, а распределение прибыли было более справедливым, то мы должны учить представителей работников основам управления предприятием. Они должны быть образованными и морально готовыми принять на себя ответственность. Работники должны понимать, что цели развития бизнеса должны быть едины и у той, и у другой стороны, что получение высокой прибыли дает больше возможностей для распределения благ между всеми участниками процесса.
- Какими, по вашему мнению, должны быть изменения в законодательстве?
- Может быть отдельный федеральный закон об участии работников в управлении организацией. Об этом уже говорилось авторитетными специалистами в области трудовых взаимоотношений. Но это длинный и сложный путь. Можно пойти более простым путем - решить проблему внесением изменений, дополнений в соответствующие нормативные правовые акты. Прежде всего - в законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Суть дополнений должна быть такой: уставы обществ должны в обязательном порядке предусматривать право на участие представителей профорганизации, объединяющей большинство работников, в работе коллегиальных органов - в общем собрании, в совете директоров, в правлении предприятия. То есть всех исполнительных органов, от которых зависит развитие предприятия, развитие бизнеса. И ничего страшного здесь нет. Когда нам говорят, что это может вызвать конфликт интересов двух сторон, - это все надуманно. Сегодня конфликт интересов возникает только там, где бизнес хочет "урвать" с минимальными затратами максимальную прибыль и сбежать за рубеж с этим "пирогом". Там, где есть желание долгосрочного развития бизнеса с максимальными результатами, там конфликта интересов не будет - все стороны будут находить возможные решения для успешного развития своей организации. Потому что профсоюзы всегда хотят только расширять возможности предприятия и увеличивать его прибыль - при справедливом ее распределении, прежде всего для работников. Это и есть цель поправок. Внеся такие поправки в два закона, уже можно работать по-новому. И тогда в России будет меньше конфликтных ситуаций, будет больше понимания между двумя сторонами, и экономика будет развиваться более быстрыми темпами.
- Новые возможности потребуют от представителей работников соответствующей компетенции в управлении компанией...
- Да. Выступив с этими предложениями на заседании комиссии ФНПР по защите экономических интересов, я почувствовал отголоски решения, которое зарубило реформирование законодательства в этом направлении еще в конце 1990-х: дескать, мы сегодня к этому не готовы. Если так, то к профсоюзам будут всегда относиться, мягко говоря, с непониманием... На мой взгляд, сейчас работу надо строить так: обсуждать на уровне ФНПР возможные поправки к законам и параллельно включать во все учебные циклы и курсы повышения квалификации для профработников те моменты, которые касаются участия работников в управлении предприятием. Давать обучающимся знания в области экономики предприятия, обучать управленческим функциям - то есть всему тому, чем владеют современные менеджеры.
- В ФНПР ваше предложение единодушного одобрения не нашло?
- На уровне комиссии большинство высказалось "за". Решение принято такое: начать обсуждение, привлечь дополнительно экспертов-юристов. Старт этой работе дан. Ведь если сегодня профсоюзы не выйдут с этой законодательной инициативой, то работодатели будут продолжать не допускать представителей работников к управлению предприятием. А это значит, что мы будем уходить все дальше от предоставления права работникам реально участвовать в процессах не только создания прибыли, но и ее распределения.
Беседовала Наталья КОЧЕМИНА
"А"-СПРАВКА
В российском законодательстве право работников на участие в управлении организацией и связанные с ним правомочия детально регламентируются в ТК РФ (ст. 21), ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ст. 16) и специальных законах. В частности:
В п. 7 ст. 12 ФЗ № 115 от 19.07.1998 "Об особенностях правового регулирования акционерных обществ работников (народных предприятий)" (с изменениями от 21.03.2002) говорится, что при списочной численности работников народного предприятия более 1000 человек и при наличии в их составе более 2% работников - не акционеров один представитель работников - не акционеров, выбираемый общим собранием работников - не акционеров, должен входить в состав наблюдательного совета - органа управления народным предприятием.
В ст. 51 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 21.07.2005) говорится, что работники образовательных учреждений вправе участвовать в управлении ими и избирать их руководителей.
В силу п. 3 ст. 12 Ф3 № 125 от 22.08.1996 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании (с изменениями от 21.04.2005) ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) работников.
Кроме того, определенные полномочия по участию в управлении организацией предоставлены работникам ФЗ № 127 от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 18.07.2006). Представитель работников организации-должника вправе участвовать в собраниях кредиторов.
* * *
МОТ поддерживает право работников участвовать в управлении предприятием в следующих документах (обе конвенции - ратифицированы Россией):
Конвенция № 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981), Рекомендации № 94 "О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия" (1952), Рекомендации № 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии" (1967), Конвенция № 135 и Рекомендации № 143 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971).
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте