Ассигнования на культуру составляют менее 0,8% расходной части госбюджета, а средняя зарплата работника культуры вдвое ниже средней по России. К тому же ввиду проводимой в стране модернизации этой отрасли с реальными трудностями сталкиваются как столичные театры, так и сельские ДК. Об этом 5 апреля шла речь на пленуме ЦК Российского профсоюза работников культуры, обсуждавшем деятельность профорганизаций в условиях “модернизации”.
На фото в центре - председатель профсоюза Геннадий Парошин
МОДЕРНИЗИРОВАЛИСЬ, МОДЕРНИЗИРОВАЛИСЬ...
Политика российского государства в отношении культурной сферы ведет к разрушению последней. К такому выводу можно прийти, выслушав участников III пленума ЦК Российского профсоюза работников культуры. Основными проблемами системного характера можно считать переход на НСОТ и изменение правового статуса и порядка финансирования учреждений культуры. Есть свои, специфические проблемы в сельской местности. Но - обо всем по порядку.
В июне 2011 года правительство РФ одобрило концепцию долгосрочного развития театрального дела. В ней говорится, что первоочередной задачей должна стать поддержка традиционной российской модели репертуарного театра. И - обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционной для России форме. Член ЦК РПРК, актриса Театра на Таганке Рената Сотириади уверена, что провозглашенные задачи не соответствуют реалиям российского театра:
- Что такое репертуарный театр? Это прежде всего коллектив, труппа, традиционная репертуарная политика именно в расчете на эту труппу и художественное руководство. Из этого всего складывается лицо театра, его самобытность, неординарность, значимость этого театра в русской культуре. В то же время на заседаниях, встречах с руководителями театров и в СМИ постоянно поднимался вопрос о переводе артистов на так называемый контракт. Я неплохо знаю Трудовой кодекс, но я нигде там не видела слова “контракт”: есть договор на определенный срок и на неопределенный срок. Но эта практика в театрах есть и так. Можно даже заключить гражданско-правовой договор на один спектакль. Зачем поднимать вопрос о переводе на контракт? Я скажу зачем: затем, чтоб выкинуть всех.
Рената Сотириади привела пример своего театра, который в прошлом году переживал очень беспокойные дни из-за конфликта коллектива с художественным руководителем Юрием Любимовым. Она напомнила, что труппе грозило увольнение, а здание, находящееся на полном гособеспечении, могло перейти к режиссеру и его фонду. То есть контрактная система снижает уровень защищенности актеров и, в конечном счете, самой традиции русского репертуарного театра:
- Не будет его, если все переведено в сферу зарабатывания денег. Эта ситуация пугает артистов, прямо надо сказать, - заключила актриса.
На примере того же Театра на Таганке можно выявить и другую актуальную проблему учреждений культуры. Она связана с переходом их в новый статус автономных учреждений либо бюджетных учреждений нового типа (аббревиатура БУНТ подошла бы “Таганке” в прошлом году). Департамент культуры Москвы хотел сделать театр автономным учреждением, но коллектив счел, что со “свободным плаванием” не справится. Поэтому сейчас театр является как раз бюджетным учреждением нового типа и работает на так называемом госзаказе.
- И вот тут получается нестыковочка, - объясняет Сотириади. - Мы должны сыграть на сцене 25 спектаклей в месяц. Причем обеспечить 90-процентную наполняемость зала и определенную сумму - допустим, миллион - заработать. В мае все поедут на дачи. У нас в репертуаре 26 спектаклей, а билеты на май не покупают. Не потому, что не любят “Таганку”, а потому, что в мае люди хотят на дачи и в огороды, а не в театр. И заполняемость падает, как и заработок. Приходится снижать цену билетов. А тогда не заработаешь миллион, который необходимо заработать по госзаданию. К тому же если не соберешь на какой-то экспериментальный проект достаточно зрителей, он играться не будет. Система госзаказов - это непродуманная система.
Но не будем зацикливаться на столице. Проблемы, в общих чертах, у работников культуры по всей стране одни и те же. Главные трудности связаны с ФЗ-83, который регулирует переход бюджетных учреждений к новой организационно-правовой форме. В Тульской области этот процесс работникам культуры дается так же трудно, как и в Москве. Например, в Щукинском районе области, как рассказала председатель обкома РПРК Людмила Зайцева, две музыкальные школы просто заставили стать автономными учреждениями. По ее словам, одной из них это дало только то, что она “умудрилась за счет дохода АУ поставить одно новое пластиковое окно”. Ну, хоть не в убыток поработали...
- Можно модернизироваться, не модернизироваться, проводить совещания, семинары. Но надо все равно идти к людям, искать новые способы работы с человеком, - уверена Зайцева.
А люди, с которыми профсоюзникам приходится искать эти самые способы, - это представители власти на местах. От них зависит “отношение” регионального или муниципального бюджета к культурной сфере. И тут уж надо не ожидать, когда повезет с очередным руководителем, а работать настойчиво и планомерно. Хотя Туле, судя по выступлению Зайцевой, именно что повезло:
- Наш бывший губернатор, который сейчас под домашним арестом, на культуру обращал мало внимания. И департамент культуры был как отдел массовиков-затейников на его мероприятиях. Пришел новый губернатор Владимир Груздев. Человек богатый, и не скрывает этого. Нам это радостно, мы надеемся, что его не интересуют деньги нашей области. Обычно, когда создают ведомство образования и культуры, культура отодвигается на второй план. У нас такое министерство создали. Но отношение к двум отраслям одинаково внимательное.
Пока что, и правда, есть от чего немного порадоваться. С 1 октября 2011 года в пяти районах области педагогам от культуры, наряду с работниками образования, на 30% повысили зарплаты. С 1 января это коснулось уже всех работников культурной сферы области: библиотекарей, костюмеров и даже рабочих. С февраля этого года действует региональное соглашение о минимальном размере оплаты труда: у бюджетников - 5500 рублей. А с 1 сентября вступит в силу новый закон Тульской области о клубных работниках. Им устанавливается надбавка к окладу (50%), так называемое “лечебное пособие к отпуску”, премия к профессиональным праздникам - 1500 рублей. При министерстве создан общественный совет, который разрабатывает областную стратегию развития образования и культуры. Зайцева, член совета, внесла туда предложение о повышении зарплат работникам культуры и предоставлении индивидуального жилья. Сроков реализации предложений она, к сожалению, не назвала. Зато уже решено учредить премию за работу в образовании и культуре, фонд которой в этом году составил 500 тысяч рублей.
...ДА НЕ ВЫМОДЕРНИЗИРОВАЛИСЬ
Но не всем так везет, как тулякам. В “Солидарности” (№ 10, 2012) мы рассказывали о положении работников культуры на селе в Оренбургской области. Председатель обкома РПРК Людмила Симонова была на пленуме. И по ее выступлению можно судить о том, что практически ничего не изменилось. Да и не могло: с момента публикации прошло меньше месяца.
- Никакой модернизации ни в обществе, ни в культуре, ни в профсоюзе у нас не произойдет, если проблемы, о которых я расскажу, не будут устранены, - начала Людмила Олеговна. - В сфере культуры идут противоречивые процессы. С одной стороны, государство поддерживает учреждения культуры, ведет широкомасштабное восстановление и строительство объектов (Большой, Мариинский театры). В нашей области в докризисный период фактически отстроены заново областная библиотека, Драматический театр, Татарский театр, возрождено родовое гнездо семьи Аксаковых. Такого в истории области еще не было. С другой стороны, вызывает беспокойство то, что в период глобальной модернизации общества культура исчезла из числа национальных приоритетов. Нужен новый закон о культуре, соответствующий новым требованиям. К сожалению, его доработка затягивается. Зато принимаются все новые законы, не учитывающие специфику отрасли. Происходит это потому, что все последние годы культурную политику определяет не профильное министерство, а Минфин и Минэкономразвития. А они рассматривают культуру как некий элемент экономических расчетов, - считает Симонова, - который можно финансировать по остаточному принципу либо не делать этого вообще.
Российскую власть на пленуме РПРК представлял заместитель директора департамента зарплаты, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития Сергей Курбатов. В коротком выступлении он сказал о личной ответственности каждого за общее дело и выразил уверенность в том, что все будет хорошо.
- Указывать на недостатки, на плохие стороны нашей жизни, конечно, легче, чем делать что-то хорошее и светлое, - уверен он. - К сожалению, если мы будем смотреть только на правительство и государство, то в нашей стране ничего не произойдет. Какие бы вливания из госбюджета в организации ни происходили, хорошего без нашего участия ничего не будет. О повышении минимального размера оплаты труда - если это сделать одномоментно, то бюджет должен потратить 55 млрд рублей. Может быть, это и небольшая сумма. Но в связи с тем, что в ходе предвыборной кампании Владимир Путин и так уже заявил огромную сумму на реализацию его программных заявлений, это будет непосильным бременем для бюджета. Но это не важно, это все равно будет сделано. Очень многое зависит от конкретных руководителей, от профсоюзных лидеров и от всех рядовых членов профсоюза.
А пока “рядовые члены” не занимаются государственной работой так активно, как хотелось бы чиновнику, размер ассигнований на культуру в госбюджете не дотягивает даже до 0,8% расходной части. Средняя же зарплата работника культуры вдвое ниже, чем по стране. Учтем еще, что работники культуры - это не только актеры любимых публикой столичных театров, но и библиотекари из оренбургской глубинки. И как должны себя чувствовать все эти люди, не удостоенные, в отличие от медиков и педагогов, даже какого-никакого нацпроекта? Но это бы еще ладно...
- В культуре проявляется поляризация российского общества. В сфере формирования и удовлетворения культурных потребностей углубляется разрыв между бедными и богатыми, между народной и элитарной культурой, - констатирует председатель профсоюза Геннадий Парошин. - Мы видим, что в политике государства наблюдается недооценка роли культуры как консолидирующего фактора, важнейшего ресурса духовного объединения России. Стране нужен приоритетный национальный проект “Культура”, новый закон о культуре. Они должны обеспечить надежную систему финансирования, широкие возможности для художественного творчества, достойную оплату труда и социальное обеспечение ветеранов культуры. Профсоюз рассчитывает, что новое руководство комитета Госдумы по культуре и Министерство культуры начнут именно с этого.
Тут хочется напомнить о теме пленума - “О задачах профорганизаций в связи с модернизацией отраслей культуры”. Вот хоть убейте, не могу воспринимать культуру как “отрасль”, и уж тем более - понять, как ее можно модернизировать. Надеюсь, чиновники умнее. И все же вырастить в пробирке нового Станиславского или Горина, отечественного Ионеско или Воннегута они не смогут. Гении рождаются вопреки... Стоп! А может, в этом и состоит секретный нацпроект “Культура”?
Павел ОСИПОВ
Фото Николая ФЕДОРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте