Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

На съезде атомщиков вспомнили про Фукусиму


Кризис и авария на японской АЭС “Фукусима” замедлили темпы роста зарплат работников российской атомной энергетики и промышленности. Однако отрасль, несмотря на то, что в мире программы развития атомной энергетики сворачиваются, сумела не только справиться с проблемами, но и увеличить портфель заказов. В результате через несколько лет средняя зарплата в отрасли должна составить 2000 долларов. Но профсоюз считает, что увеличением зарплат рабочим и ученым надо заниматься прямо сейчас.

11 - 12 апреля состоялся IV Съезд Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности. Скажем сразу: съезд не принес сенсаций. Игорь Фомичев остался бессменным лидером профсоюза, его единогласно переизбрали на пост председателя в четвертый раз. Не было скандалов или радикальных лозунгов. А было впечатление качественно проведенной профсоюзом работы. Впрочем, в данном случае и словосочетание “социальное партнерство” было не пустым звуком: и правительство, и работодатель готовы идти навстречу атомщикам. В первую очередь это выражается в весьма достойной оплате труда.

ОПЛАТА ТРУДА И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТРАСЛИ

За минувшие годы в отрасли была внедрена Единая унифицированная система оплаты труда. В 2010 году на нее были переведены 45 организаций (более 225 тыс. работников), а в 2011-м - 75 организаций (еще около 50 тыс. работников).

За отчетный период (2007 - 2012) средняя заработная плата в отрасли выросла в 2,1 раза и составила 42,8 тыс. руб. В то же время средняя зарплата в России увеличилась лишь в 1,7 раза (до 23,5 тыс. руб.), величина прожиточного минимума - в 1,6 раза, а МРОТ - в 2 раза. Только за последний год реальная зарплата атомщиков увеличилась на 15%. И вряд ли на этом остановится.

- Наша задача - довести за ближайшие годы заработные платы до 2000 долларов, - заявил гендиректор Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” Сергей Кириенко. - Мы работаем на открытом рынке, и зарплаты должны быть на мировом уровне.

По словам Кириенко, загрузка, нужная для обеспечения хорошими зарплатами, у российских предприятий уже имеется:

- Конечно, мировой кризис ударил по всем. Но для нашей отрасли самым большим ударом была авария на Фукусиме. После нее мировой сообщество задалось вопросом, стоит ли использовать атомную энергию, если за нее приходится так дорого платить. В Германии за прошедший год из атомной энергетики было уволено более 20 тысяч человек. Столько же собираются уволить и в этом году. И всё, атомная энергетика в стране станет прошлым. В Японии ситуация еще хуже. Молодежь теперь принципиально не поступает на учебу в вузы на специальности, востребованные в атомной энергетике, а имеющиеся сотрудники увольняются. Они не выдерживают гнета общественного мнения, осуждения родственников и соседей. Сейчас на всю Японию из 53 блоков атомных станций работает один, который должен остановиться 1 мая. За год Япония из лидеров атомной энергетики превратится в страну без единого работающего реактора.

По словам главы “Росатома”, к таким фатальным для отрасли последствиям привела банальная проектная ошибка:

- Я упросил японцев пустить меня на территорию Фукусимы. Скрепя сердце они эту просьбу выполнили. Чувства очень противоречивые. С одной стороны, понимаешь, что перед стихией ничто не устроит: пришла волна в 15 метров, вырвала волнорезы, громадные бетонные блоки, и разбросала их по территории как спички. С другой стороны - ну просто зла не хватает! Грубейшая проектная ошибка. На пятом и шестом блоках Фукусимы все работало, несмотря на цунами. Потому что они стоят на 3-метровом возвышении, и щиты питания у них не в подвалах, которые на других блоках залила вода, а над генераторами.

Однако, как рассказали на съезде представители “Росатома”, из-за аварии как раз начали больше ценить российскую продукцию. Если раньше покупатели считали, что российские реакторы неоправданно дороги и имеют чрезмерные требования к безопасности, то теперь, в свете японской трагедии, дублирующиеся системы безопасности, благодаря которым реакторы могут выдержать и цунами, и землетрясения, - в почете. Все задумались о безопасности. Плюс российской продукции еще и в том, что она апробирована, на территории нашей страны продолжается развитие атомной энергетики. Результат таков: в феврале прошлого года у России было 12 заказов на строительство атомных электростанций, в этом году - уже 21 заказ. То есть работой наши предприятия обеспечены. А благодаря тому, что в кризис “Росатом” выкупил урановые шахты в США, Австралии, Африке и Казахстане, России хватит и уранового топлива как минимум на 100 лет.

ПОСЛЕДСТВИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

Впрочем, у профсоюза взгляд на действительность менее радостный. В связи с тем, что на предприятиях атомной промышленности проходила реструктуризация и выводились непрофильные активы, часть работников перевели в дочерние предприятия. Не всегда процесс проходил гладко:

- Мы выигрывали суды, защищая работников при ликвидации предприятия, - рассказывает Игорь Фомичев. - Но часть работников все равно потеряли рабочие места. Неопределенным стал вопрос и с социальным пакетом в дочерних предприятиях. При реорганизации удалось договориться, что социальный пакет сохраняется для дочерних предприятий на год (а ежегодно “Росатом” тратит по 44 тысячи рублей на социальное обеспечение каждого работника). Теперь добились того, что социальный пакет останется неизменным еще полтора-два года. Но нужно сделать его постоянно действующим. К тому же разветвление сети предприятий имеет и организационные последствия: от ряда руководителей дочерних предприятий не удалось добиться отчетов о выполнении отраслевого соглашения.

Реструктуризация негативно сказалась на численности профсоюза. В ряде “дочек” так и не создали первичных организаций, да и уровень профчленства там ниже, чем на головных предприятиях.

- Надо менять ТК, вносить в Думу предложение о том, что действие коллективного договора должно распространяться лишь на членов профсоюза! - возмущается Татьяна Хоботько, председатель профкома ОАО “Атомэнергопроект”, - Чем выше зарплата, тем больше людям жалко профвзносов. Мы все чаще слышим: “У меня кредит на машину. Зачем мне отдавать вам три тысячи рублей в год, если коллективный договор и так на меня распространяется?”

Опасается профсоюз и дальнейшего “вывода непрофильных активов” - продажи детских лагерей, профилакториев. Заведения в хорошем состоянии и прекрасно справлялись с возложенными на них функциями. У областных и муниципальных администраций не будет денег на покупку таких объектов, и те уйдут в частные руки. Пострадают работники и их семьи, которые будут лишены доступной возможности оздоровления.

ЗАРПЛАТЫ

Остро стоит и вопрос оплаты труда бюджетников в ЗАТО (закрытых городах), где она явно недостаточна. Так же, как и оплата труда рабочих на предприятиях отрасли:

- Беда нашей отрасли в том, что у нас низкая заработная плата у рабочих, - констатирует Юрий Бабенко, делегат от Нововоронежской АЭС. - В результате в рабочие идти непрестижно и невыгодно. А ведь нам нужны квалифицированные работники, их надо готовить не менее пяти лет. Таких просто нет на рынке труда.

- Наш Институт физики высоких энергий находился внутри промышленного комплекса, а теперь нас передают “в бюджет”, в Курчатовский институт. В результате нас лишили социальных гарантий, у нас закрыли профилакторий, а зарплаты должны упасть в разы, - возмущается Игорь Вишняков, председатель профкома института - Оклад инженера будет 7 тысяч, а ученого - 8 тысяч рублей. Учитывая, что институт и так держится на ветеранах, это катастрофа. Институт, сотрудники которого принимали участие в проекте Большого адронного коллайдера, будет иметь славу самого низкооплачиваемого в Московской области. Атомная промышленность - самая наукоемкая отрасль в нашей стране. Нельзя так относиться к науке, на которой все это держится!

Тем не менее Сергей Киреенко считает, что передача института “в бюджет” - правильное решение:

- Несколько лет назад мы подходили к научным заведениям по принципу социального распределения. Считали, сколько денег надо институту на выживание, и придумывали ему мифические задания на эту сумму. Это неправильно. Прикладные институты мы сейчас можем обеспечить реальными заказами на разработки. А фундаментальные - правильнее отдать “в бюджет”, и размещать там заказы на нужные нам разработки. Вашему институту мы дали достаточно денег на переходный период. А вопрос с зарплатами и социальными гарантиями можно решить через коллективный договор.

- С нами отказываются вступать в коллективные переговоры, - отвечал Вишняков. - И надавить не получается, на данный момент институт еще никому не подведомственен.

- Профсоюзной организации надо быть жестче, - заметил Кириенко. - Мы постараемся тоже надавить на руководство.

Впрочем, поводы для недовольства есть и у тех самых прикладных институтов, которые “Росатом” обеспечивает заказами на разработки. По словам председателя профкома Института атомных реакторов (Димитровград), денег на проекты дают достаточно, но зарплаты все равно низкие - институту приходится “откусывать” от проектного финансирования на содержание действующих реакторов: “Без реакторов мы будем представлять меньшую ценность как институт. Содержание их дорого, а денег на это не предусмотрено. Между тем во всем мире дорогостоящую инфраструктуру содержит корпоративный сектор, заинтересованный в новых разработках”. Комментариев работодателя относительно этой проблемы не было.

ЖИЛЬЕ

- Одна из причин, по которым на наши предприятия не идет молодежь, - отсутствие жилья, - сетуют делегаты съезда. - Вот в Москве - из пяти выпускников трое приезжих. Где им жить? Снимать - не по карману. Ипотека, даже в Подмосковье, - тоже. Служебного жилья, общежитий - нет.

Особенно остро жилищная проблема стоит в ЗАТО - жилья там мало, строек нет, поэтому и квартиры непомерно дороги. Впрочем, “Росатом” готов решать эту проблему: “Мы взяли за основу опыт федерального ядерного центра в Сарове - работникам дают ипотеку под невысокий процент, а предприятие субсидирует процентную ставку. Все банки, которые сотрудничают с “Росатомом”, готовы предоставлять ипотеку на наших условиях. Более того, в городах, где рынок жилья непомерно задран, мы считаем целесообразным строить жилье самим, чтобы сбивать цены”, - сообщил Сергей Кириенко.

Делегаты съезда признали работу ЦК профсоюза удовлетворительной и постановили и далее продолжать трудиться над улучшением социального положения членов профсоюза.

Полина САМОЙЛОВА

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика