Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Коршуновский шок

Коллектив горно-обогатительного комбината отказался от забастовки


Мы снова возвращаемся к ситуации на Коршуновском горно-обогатительном комбинате (г. Железногорск-Илимский, Иркутская обл.). Там в последние месяцы развернулась ожесточенная борьба за новый коллективный договор между профкомом предприятия и работодателем. Последние новости можно отнести в разряду шокирующих: 24 мая на специально созванной конференции коллектив комбината не поддержал предложение профкома и не вынес положительного решения о забастовочных действиях в связи с разногласиями по новому колдоговору.

КАК РАСКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ


Вкратце напомним хронологию событий. Предложенный в начале года администрацией Коршуновского ГОКа проект нового коллективного договора на 2012 - 2013 годы категорически не устроил профсоюзную сторону.

- Проблема в том, что нам попытались подсунуть так называемый типовой договор, в котором прописаны минимальные социальные блага для работников, а некоторые положения по соцгарантиям просто выхолощены, - пояснил корреспонденту “Солидарности” председатель профкома ОАО “Коршуновский ГОК” Владимир Большаков. - Из-за этого стороны вступили в коллективный трудовой спор.

15 февраля 2012 года стороны подписали протокол разногласий по девяти пунктам колдоговора. 17 февраля конференция постановила подписать колдоговор с протоколом разногласий и утвердить требования к работодателю, выдвинутые профкомом. Примирительная комиссия, созданная для консультаций и уточнения позиций сторон, прекратила работу 27 марта, после чего стороны коллективного трудового спора (КТС) приняли решение продолжить его рассмотрение с участием посредника - депутата Законодательного собрания Иркутской области Бориса Алексеева. 3 апреля прошло первое заседание комиссии по урегулированию КТС с участием посредника, однако плодов эта работа не принесла.

По мнению работодателя, который прислал в конце апреля в редакцию “Солидарности” официальное письмо, подписанное пресс-секретарем ОАО “Коршуновский ГОК” Сергеем Кулыгиным, последним этапом разрешения трудового спора после переговоров и примирительной процедуры с участием посредника является трудовой арбитраж (ст. 401 Трудового кодекса РФ). Но на предложение рассмотреть спор в трудовом арбитраже представители профкома ответили отказом. Почему так?

- Любое решение трудового арбитража является обязательным к исполнению, - объясняет председатель Иркутской областной организации ГМПР Михаил Воробьев. - Но даже если бы оно в итоге было в пользу представителей работников, нет никаких законодательных рычагов, чтобы заставить работодателя его выполнять. Он не выполняет решение трудового арбитража - мы не можем заставить его законодательно понести за это ответственность. Но любое предписание трудового арбитража означало бы автоматическое прекращение трудового спора, потому что окончательное решение вынесено.

Следует особо подчеркнуть, что отказ от рассмотрения спора в трудовом арбитраже не является нарушением действующих норм трудового законодательства. В итоге 13 апреля работники Коршуновского горно-обогатительного комбината провели предупредительный митинг. Более 300 человек собрались с транспарантами и плакатами у здания администрации предприятия, требуя учета их интересов при принятии нового колдоговора.

Эта акция была первой попыткой всерьез обратить внимание на требования работников. Впрочем, особых результатов она не дала, но позволила профсоюзной стороне, использовав все средства для достижения компромисса, перейти к более серьезным коллективным действиям. А для этого и необходимо было провести в конце мая конференцию рабочего коллектива Коршуновского ГОКа.

НИ ТЕМ, НИ ДРУГИМ

В упомянутой конференции, которая продлилась примерно три с половиной часа, приняли участие около 170 делегатов. На рассмотрении, как выяснилось, был не один, а два важнейших вопроса. 22 мая сторона работодателя с согласия профсоюзной стороны вынесла на рассмотрение конференции проект дополнительного соглашения по урегулированию трудового спора. И второй вопрос - собственно, возможное проведение забастовочных действий работниками Коршуновского ГОКа. Ни то, ни другое делегатами конференции принято не было.

Решение, по меньшей мере, странное. Не беремся никого осуждать. Но теперь все те колоссальные усилия, затраченные профкомом в борьбе с работодателем за поправки к новому колдоговору, все то время, все ресурсы, в том числе психологические, по сути, сошли на нет. Впрочем, председатель профкома Коршуновского ГОКа с автором материала не согласен:

- Конечно, решение делегатов конференции разочаровывает. Но это и есть реальная профсоюзная работа с реальными людьми. Мы сознательно пошли на то, чтобы открыто дать людям право выбора - идти на коллективные забастовочные действия или нет. Возможно, тут сказался груз очень большой ответственности, упавший на плечи работников, которые больше привыкли к тому, что в трудовых вопросах чаще кто-то решает за них, а не они сами. В первую очередь решение работников надо уважать.

По словам Большакова, перед конференцией работодатель тоже не сидел сложа руки - среди избранных делегатов были и начальники цехов, и руководители производственных подразделений. Кто-то на судьбоносном мероприятии просто не появился без объяснения причин. В итоге разница между теми, кто был за забастовку и против, составила всего лишь семь (!) человек.

ЧТО В ИТОГЕ?

А в итоге выясняется, что все эти разборки в конечном счете сыграли на руку работодателю. Судите сами: все процедуры, прописанные законодательством, пройдены, до забастовки дело не дошло, коллективный трудовой спор не урегулирован, но... принятый колдоговор продолжает действовать даже с протоколом разногласий!

- Мы пока не определились с тем, как быть дальше, - заметил Михаил Воробьев. - Можно поднять вопрос о внесении изменений в уже принятый коллективный договор, но это означает, что все опять начнется заново.

Он также отметил, что в законодательстве еще существует возможность запустить забастовочную процедуру методом простого сбора подписей работников - если более 50% согласны, то на забастовку дается “зеленый свет”. “С одной оговоркой: при невозможности проведения конференции. Мы же не только можем провести, но и даже уже сделали это”, - сетует председатель Иркутской областной организации ГМПР.

- 30 мая в Иркутске состоится заседание президиума областного комитета ГМПР, на котором мы рассмотрим сложившуюся на Коршуновском ГОКе ситуацию, - отметил Воробьев. - Но затевать все по новой теперь уже кажется бессмысленным.

Была ли вся эта колдоговорная компания проведена зря? Владимир Большаков уверен, что совсем нет:

- Исход голосования, вся эта ситуация дала работникам пищу для размышлений, это становится понятным из разговоров с ними. Они поняли, что все это не просто так, что к выбору делегатов необходимо подходить более ответственно, к ситуации - более серьезно. Они увидели, что профсоюзный комитет обладает реальными возможностями влияния на работодателя, воспользоваться которыми они пока были не готовы. Думается, в следующий раз, когда похожая ситуация возникнет, они уже будут, как и мы сейчас, более подготовленными к ответственным шагам.

Глеб САВИН

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика


Читальный зал